ru ua

45% экономики в тени: кто они

45% экономики в тени: кто они Фото: коллаж РБК-Украина

19 декабря под стенами комитета Верховной Рады 300 митингующих под аккомпанемент контрабаса (символа товарной контрабанды) требовали расширения фискализации. Акция произвела впечатление политиков, после чего ВР приняла закон который обязал всех продавцов сложной бытовой техники установить кассовый аппарат (РРО). 

В Украине заработало мощное лобби белого бизнеса, которое объединилось в Коалицию "За детенизацию". Одна из причин, побудившей бизнесменов устроить уличную акцию, - это огромные объемы серого импорта.

"Поскольку наша техника внесена в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, мы должны получать уведомления о том, что в Украине товар завозит другой дистрибьютор. Однако мы их не получаем, так что лишние 20% розничных продаж, которые фиксирует компания GFK - это контрабанда, или товар ввезенный типа для личного пользования", - рассказал генеральный директор ООО "БСХ Бытовая Техника" (официальный представитель бренда BOSСH в Украине) Сергей Максимов.

По его словам, с точки зрения международной торговой компании ситуация, когда в государстве открыто существуют схемы с избежания налогообложения, является нонсенсом. Государство имеет возможности для перекрытия серых схем.

"Во-первых, на границе. К сожалению, констатирую, что в Украине эффективного таможенного контроля не существует. Можем смело говорить о кадровом кризисе таможенной службы в Украине. Личный состав таможни на пограничных пунктах нужно менять. Во-вторых, в конечной точке продажи товара. Здесь ситуация не менее катастрофическая", - отметил Максимов.

Он подчеркнул, что на обращения в ГФС отвечают, что поскольку торговец ФЛП не имеет обязанности регистрации места совершения торговых операции, то и проверить соблюдение правил торговли фискалы не могут.

"Действительно, часто фискальной службе не хватает правовых оснований. Например, сейчас ввели обязанность торговать электротехникой через кассовый аппарат, но штраф за нарушение этого правила составляет 1 грн", - добавил он.

Владелец группы компаний "Текстиль-Контакт" Александр Соколовский (общий годовой оборот - 721 млн грн; сотрудников - 865 чел.; в бюджет уплачено - 112,4 млн; налоги в год на 1 сотрудника - 141,3 тыс.) предложил для сравнения взять одного из крупнейших рынков "7 километр". - оборот в год - от 60 млрд; - работает 60 тыс.чел (в т.ч. 1400 штатных работников рынка); за год в бюджет поступает около 120 млн грн.

"И как нам конкурировать с теневыми монстрами и не разориться при таких налогах? Ситуацию в экономике могут спасти только срочные и решительные шаги. Такие как долгожданный закон о замене налога на прибыль налогом на выведен капитал! Это мероприятие реально может стать точкой опоры для роста экономики и улучшения бизнес-климата. ПНВК отдаляет нас от ключевого принципа при любой власти "друзьям - все, врагам - закон"! Упростится администрирование и появится стимул инвестировать и развиваться. И, конечно, без новой СФР (только вместо, не вместе с существующими силовиками) не обойтись", - сказал Соколовский.

Радикальный и комплексный документ, который касается глобальных изменений для детенизации экономики - законопроект №8089. Для уменьшения налогового давления на бизнес он предлагает снизить ставку НДС до 16%, которая сделает экономически невыгодными риски "обнала" и использования серых схем.

В качестве компенсаторов потерь бюджета предлагается отказ от второй формы упрощенной системы налогообложения для всех торговцев товарами премиум и рискованного сегмента: электроника, мех и кожа, аптеки и для торговых точек площадью, превышающей 20 кв. м. Фактом остается и то, что огромные объемы товара, завезенные в Украину полулегально - избегают фискализации через торговлю по упрощенной системе налогообложения.

При этом кассовый аппарат на рынке - моветон. Независимо от того, чем торгуешь - электроникой (где фискальный чек является обязательным) или меховыми шубами (где 1 млн оборота - это стоимость десятка изделий).

Все эксперты, с которыми нам довелось общаться, соглашаются, что есть схемы, существование которых означает приговор белому бизнесу в Украине.

1. Занижение таможенной стоимости товара и перекодировки

На депутатский запрос о том, почему таможня оформляет большие LED телевизоры, например, торговых марок CHANGHONG, MYSTERY, LIBERTON и MIRTA от явно заниженной инвойс цены 35 долларов за штуку таможня дает ответ, что при растаможки были предоставлены все необходимые документы включая контракт (как правило с продавцом из оффшора), который документально якобы продал товар за 10% от его реальной стоимости. Поскольку в дальнейшем в Украине существует возможность продать товар через сеть ФЛП без уплаты НДС, то бюджет недополучает огромные суммы поступлений.

2. Схема "пиджаки"

С 1 января 2018 активность данной схемы была существенно ограниченна после нововведения (закон №2245, которым внесены изменения в налоговый кодекс), по которым право на лимит в 500 евро товара без налогов сохраняется только тем лицам, которые были за границей не менее 24 часов и не чаще раза в 72 часа. При этом народный депутат Андрей Антонищак на очередном налоговом комитете пытался отменить данные нововведения и вызвал протест не только у белого бизнеса, но и у своих коллег.

Только за январь 2018 количество пересечения украина-польской границы с документами на возмещение НДС уже уменьшилась в два раза. ГФС пишет об очередных успехах пресечения такой контрабанды.

3. Почтовая схема

Ее преимущество в том, что логистические затраты на пересечение границы не распыляются на небольшие партии товара по 500 евро с сопровождением "Пиджаков" (приграничного населения), а оптимизируются на большие объемы (фуры), которые могут себе позволить почтовые перевозчики. То есть одна фура завозит товар без уплат налогов сразу на тысячи фиктивных получателей, поскольку предел получения посылок без налогов - до 150 евро.

К сожалению, многие известные компании массово используют вышеуказанные схемы по неуплате налогов в бюджет. О том, как Розетка совместно с Мост-экспресс реализует в Украине "без уплат налогов" гаджеты подробно рассказал Евгений Плинский.

Юрий Пероганич, генеральный директор ассоциации предприятий информационных технологий (АПИТУ), считает, что Украине следует как можно быстрее перенимать опыт Европы в налогообложении почтовой торговли.

Так, 5 декабря 2017 Совет ЕС принял новые правила, которые являются частью стратегии ЕС "Единый цифровой рынок" и облегчают сбор НДС при онлайн покупке товаров и услуг. Их суть в том, что обязанность по уплате НДС возлагается на онлайн-платформы, которые способствуют продажам. То есть на площадки eBay.com и AliExpress.com.

К 1 января 2019 процедура автоматического начисления НДС на дистанционные продажи товаров будет введен внутри ЕС, а с 2021 - и для торговли со всем миром. При этом НДС будет уплачиваться по всем отправлениям, независимо от их стоимости.

С целью выявления наиболее крупных уклонистов от уплат налогов, которые не выдают фискальные чеки были проведены контрольные закупки, чтобы получить представление о том как работает законодательство об обязательном использовании РРО. Подобный тест в сентябре 2017 уже проводило Интернет-издание "Справочник потребителя".

Более половины Интернет-магазинов (12 из 20) в 2017 году чеки не выдавали. Сегодня при повторных контрольных закупках в магазинах электроники - Цитрус, Rozetka, Алло, Мобиллак, Стилус, CityCom, Deshevshe, AKS не выдали фискальный чек. При этом в Комфи, Фокстрот, Эльдорадо, Repka, Vodafone, Эпицентр выдали фискальный чек. Важно, что фискальный чек при продаже сложной техники должен быть выдан даже при доставке товара курьером.

Выдача фискального чека является обязательной, если годовой доход предпринимателя на упрощенной системе налогообложения является больше 1 млн грн (п. 296.10 Налогового кодекса Украины). Для проверки действенности этой нормы мы решили провести также контрольные закупки премиальных товаров, а именно в нескольких сетевых ювелирных магазинах, где в силу специфики товара доход в 1 млн грн - это примерно 100 разовых продаж.

Но тут полное разочарование работе Фискальной службы. Оказывается, такие известные ювелирные сети, реклама которых с известными артистами развешана по всей стране Золотой Век, Серебряная Страна, Столичная Ювелирная Фабрика, Aurum, Укрзолото являются маленьким бизнесом с годовым оборотом до 1 млн грн в год. Иначе как объяснить полученные нами нефискальные чеки от наверняка подставных ФЛП "малого" бизнеса?

Требовать фискальный чек должен покупатель товара. Об этом 1 марта на встрече представителей украинских бизнес-ассоциаций в Посольстве Германии в Киеве рассказал Георг Мильбрадт - бывший премьер-министр Саксонии, спецпредставитель правительства Германии по вопросам реформы децентрализации в Украине.

В Италии, например, налоговая имеет право требовать предъявления фискального чека не только у продавца, но и у покупателя рядом с магазином. При его отсутствии придётся уплатить крупный штраф.

В качестве лояльного мотиватора для покупателя можно использовать механиизм "кэшбек", когда покупатель обнаружив нефискальный чек получает бонус равный стоимости такой покупки (такая идея изложена в законопроекте 6757) от суммы двойного штрафа, наложенного проверяющим на нечестный магазин. Таким образом в выигрыше оказывается и государство, и потребитель.

Бизнес, который использует ФЛП для оптимизации налогообложения или для реализации "серого" импорта, после получения протокола на 1 грн мгновенно меняет точку, на которой работает ФЛП, "засветился" на нарушении. ДФС и вся фискальная рать здесь бессильна, поскольку не имеют сведений о месте торговли конкретного ФЛП. Так, за 2 месяца 2018 органами ГФС в Киеве проведено 26 повторных проверок ФЛП с целью контроля за торговлей через РРО. Однако в 80% случаев ФЛП уже не торговал на старом месте.

Чтобы бизнесмены стали считать престижем платить все налоги, надо принять новый Либеральный Налоговый кодекс со сниженными ставками налогов и расширением налогооблагаемой базы. Необходимо провести амнистию капиталов и реформу ГФС, при которой на службу придут новые лица, а также создать новый аналитический орган СФР (НБФБ). Власти также необходимо провести большую информационную кампанию на тему детенизации экономики, показывая при этом эффективность бюджетных трат.