Украину устроит только трехсторонний консорциум по управлению газотранспортной системой (ГТС). Но мотивация потенциальных партнеров по этому проекту - России и Евросоюза - практически нулевая. Потому, вероятнее всего, никакого консорциума не будет.
Украину устроит только трехсторонний консорциум по управлению газотранспортной системой (ГТС). Но мотивация потенциальных партнеров по этому проекту - России и Евросоюза - практически нулевая. Потому, вероятнее всего, никакого консорциума не будет.
История с консорциумом началась еще во времена правления Леонида Кучмы, когда в 9 апреля 2002 г. в Ялте было подписано соглашение между Россией и Украиной о создании ООО «Международный газовый консорциум». ООО должно было оценить состояние ГТС, рассчитать объем инвестиций и разработать модель функционирования консорциума.
Впоследствии официальный Киев задекларировал, что консорциум должен быть трехсторонним, предположительно - при участии Германии. Что дало оппонентам основание заявить, мол, дескать, Германия - известный союзник России в газовых вопросах, потому она в качестве третьей стороны в консорциум не подходит.
Читайте также: Прогнозная цена российского газа во II квартале 2013 г. составляет 426 долл./тыс. куб.м, - Минэнергоугля
Затем началась «Украина без Кучмы», затем Оранжевая революция - было не до ГТС. Вопрос модернизации ГТС был актуализирован 23 марта 2009 г., когда в Брюсселе премьер Юлия Тимошенко и руководство Еврокомиссии подписали декларацию о модернизации ГТС. Тогда речь шла о выделении Евросоюзом кредита в размере около 2,5 млрд долл. на эти цели.
При этом Еврокомиссия потребовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК «Нафтогаз Украины» и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами европейского законодательства. В частности, требования ЕК включали отделение «Укртрансгаза» от «Нафтогаза». Соответствующая реформа началась только в прошлом году и по оптимистическим оценкам может быть завершена не ранее конца текущего года. Разумеется, никаких 2,5 млрд долл. Украина не получила, поскольку не подо что их было получать - даже счетчики газа на восточной границе не были установлены.
В сентябре 2010 г. Вадим Чупрун, зампредправления «Нафтогаза», заверял, что в 2011-2017 гг в реконструкцию приоритетных объектов ГТС будет инвестировано 5 млрд долл. Учитывая, что 26 февраля с.г. Чупрун повторил те же цифры, никаких инвестиций в модернизацию ГТС не было. Учитывая, что трубы имеют свойство изнашиваться, есть основание предположить, что сегодня сумма в 5,3 млрд долл. является, скорее, оптимистической, нежели реалистической.
Читайте также: Янукович поручил в 2013 г. продать 50% непрофильных активов "Нафтогаза Украины"
ЕС этих денег при текущих условиях не даст. «Еврокомиссия оплатила достаточно дорогостоящее исследование ГТС. Имеет ли смысл тратить на систему, которой невозможно пользоваться», - заявил в конце прошлого года заявил старший банкир ЕБРР по природным ресурсам Пол Шапиро.
Ключевое требование ЕС - равный для всех компаний доступ к ГТС. «Благодаря реформам энергетической отрасли в Украину уже пришли несколько иностранных энергетических инвесторов - не только в сферу разведки и добычи газа, но и в проекты газопоставок и развития возобновляемых источников энергии. С учетом этой перспективы Украина должна продолжить свои реформы согласно обязательствам, которые она взяла при вступлении в Энергетическое сообщество, в частности о недискриминационном доступе к ее ГТС», - отмечал в СМИ еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер.
Позиция России в этом смысле тоже не проста. Так, Владимир Путин, во время последней встречи с Виктором Януковичем выдвинул условие - внести изменения в закон о трубопроводном транспорте, которым сейчас запрещена приватизация ГТС. Может быть, высшая украинская власть и согласилась бы на эти условия, но с такой Верховной Радой, как сейчас, сделать это просто невозможно.
Читайте также: Янукович поручил заключить соглашение с ЕБРР и Европейским инвестиционным банком о модернизации ГТС
Потому пожелания, озвученные президентом Российского газового общества Валерием Язевым, так и останутся просто пожеланиями. Напомним, ранее РБК-Украина Язев заявил: «Нужно думать о создании консорциума, который будет не управлять ГТС Украины, а иметь ее в своей собственности. Для этого нужно вносить изменения в законодательство Украины. Надо сделать так, чтобы труба зависела не от Украины, а от консорциума».
Единственный возможный вариант - аренда трубопровода с последующим его восстановлением и управлением на паритетных началах.
Но эксперты в принципе сомневаются, что с этой затеей что-то получится. «Я вообще не понимаю, зачем Украине этот консорциум. Он ничего ей не даст. Никакого снижения цены на газ не будет. Просто Украина будет платить часть денег в монетарном эквиваленте, а часть - как оплату за передачу ГТС. В целом, и та скидка в 100 долл., которая у нас сейчас якобы есть - фактически ее нет. Мы просто платим эти 100 долл., как долговые обязательства», - сказал РБК-Украина директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Омельченко.
Возможно, что-то получится с ЕС, полагает независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин. «Сотрудничество с ЕС принесет как инвестиции в Украину, так и соответственный уровень менеджмента», - сказал он.
Читайте также: Модернизация ГТС и создание консорциума невозможны без участия ЕС, - Янукович
Напомним, впрочем, что это возможно исключительно при выполнении брюссельского соглашения 2009 г. - при разделения «Нафтогаза» на три части и равным доступом всех игроков рынка к ГТС.
Если же решение не будет найдено, то транзит, так или иначе будет усиливаться через обходные пути - Северный и, возможно, Южный потоки.
Хотя, в контексте перехода ЕС на сжиженный газ и альтернативную энергетику, транзит через украинскую ГТС все равно снижается. При потенциале в 140 млрд куб. м в год, с рекордного в 2000 г. показателя в 137,1 млрд куб. м в 2012 г. транзит упал до 81 млрд куб. м газа. Также стабильно уменьшается закачка газа в подземные хранилища (ПХГ) с 17,7 млрд куб. м в 2006 г. до 10,6 млрд куб. м в 2011 г.
Эмма Солдатова