ua en ru

"Зона специального назначения" или как "подкупить" бизнес Крыма

Автор: RBC.UA
Четвертый месяц в комитете по вопросам таможенной и налоговой политики кипит работа над законопроектом "Об особенностях экономической деятельности на временно оккупированной территории Крыма".

Ульянова Наталья,

директор департамента международного налогового планирования ЮФ "ICF Legal Service",

специально для РБК-Украина

Четвертый месяц в комитете по вопросам таможенной и налоговой политики кипит работа над законопроектом "Об особенностях экономической деятельности на временно оккупированной территории Крыма". Пока "за" документ проголосовали только в первом чтении. Ко второму же депутаты подготовили немало поправок, однако, как и сам проект закона, они были провалены в парламенте, за исключением нескольких несущественных.

Как может работать Крым?

В частности, документом предусмотрено внести изменения в переходные положения Налогового кодекса (НК), согласно которому "на временно оккупированной территории Украины отношения, возникающие в сфере взымания налогов и сборов, регулируются законом Украины "О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной части территории Украины".

Создание специальной свободной экономической зоны (СЭЗ) в пределах полуострова Крым сроком на 10 лет предусматривает урегулирование отдельных отношений между физическими и юридическими лицами, которые находятся на территории СЭЗ Крыма и за ее пределами. Иными словами, в случае принятия этого документа, крымчане смогут получить десятилетние налоговые и таможенные льготы. К примеру, статья о взымании местных налогов на территории Крыма. Управляющая компания имеет право в пределах этой самой зоны изменять ставки, а также отменять отдельные местные налоги (сборы). Кроме того, такая компания может самостоятельно определять основания для отнесения лица к плательщику местного налога и предоставлять ему отсрочку, рассрочку, или вовсе списать налоговое обязательство из местного налога, но без нарушения правил свободной (справедливой) конкуренции. Среди новшеств, прописанных в документе, также: отмена всех налогов, кроме подоходного налога с граждан и отчислений в социальные фонды и создание на всей территории Крыма, кроме участков, занятых иностранными военными базами, комбинированной СЭЗ всех известных в мировой экономической практике типов управляющих компаний, за исключением финансового офшора.

В целом же, по задумке разработчиков, данный законопроект направлен на увеличение капитализации и прибыльности юрлиц, развитие туристической инфраструктуры и создание рабочих мест. Что же касается добровольно или принудительно эвакуированных граждан, то закон должен прямо поддержать уровень их жизни.

Инструмент не "настроен"

В Государственной фискальной службе (ГФС), которая, собственно, документ авторства трех народных депутатов, одобряет, уверены, что такой подход решит проблему экономического взаимодействия материковой Украины с полуостровом. В частности, это поможет вернуть работу местного бизнеса в правовое поле украинского законодательства. Однако на данный момент, Крым фактически находится в юрисдикции Российской Федерации (РФ), что ставит полуостров в интересное положение - двойного подчинения: Украины и России. И вот здесь возникает естественный вопрос: как, в случае принятия документа, Украина обеспечит имплементацию режима, который определен этим законом. Крым сейчас - это новый округ России, а соответственно, у Киева в такой ситуации нет четких механизмов для того, чтобы обеспечить "полный цикл" работы такого режима - СЭЗ.

Да и как это сделать на оккупированной территории? В принципе, это невозможно. Хотя точечные изменения все же имеют право на жизнь. Речь идет о тех изменениях, которые, к примеру, предусматривают такое понятие, как "эвакуация бизнеса, или вывоз товаров с территории Крыма".

Впрочем, о намерении создать особую экономическую зону на территории полуострова, ранее говорили и в России. В федеральном Минэкономразвития разработали законопроект, согласно которому желающие вступить в эту зону должны будут заплатить 150 миллионов рублей или более 4 миллионов долларов для получения этих самых налоговых льгот.

"Долгоиграющий" законопроект

По итогу, и в России и в Украине создание СЭЗ в Крыму остается не более чем задумкой. Идею украинских налоговиков в Верховной Раде поддержали только на первом этапе, провалив ее затем во время второго чтения. Очевидно, что далее народные депутаты нацелены на подготовку к внеочередным выборам, а не к принятию многострадальных документов. Последние же, при условии корректировки и сотрудничества государства в этом направлении с международными организациями (например, ВТО), вполне могут быть применены даже к оккупированной территории. Однако над этим парламентариям работать некогда. В лучшем случае, к документу вернутся в ноябре, когда в ВР зайдут, возможно, другие депутаты.