"Небесная Сотня" в политическом измерении: между пафосом и патологией
"Лингвистический переворот", произошедший в философии в прошлом веке, сделал основным предметом познания язык, утверждая, что осмыслить мы можем лишь то, что способны высказать. По сути, несмотря на новаторство подходов, представители этого направления разместили философию между библейскими "В начале было Слово" и "Слово изреченное есть ложь". К примеру, Мартин Хайдеггер, утверждал, что "Язык - это дом бытия", а его коллега Людвиг Витгенштейн советовал молчать о том, что не может быть высказанным.
К сожалению, в эпоху Интернета и социальных сетей желающих высказаться намного больше, чем желающих помолчать и подумать. В результате, в потоке высказанных слов тонет смысл, а на поверхности остается только то, что, как утверждает народная мудрость, не тонет вообще. Именно эта нетонущая субстанция бултыхается на поверхности и становится предметом общественного осмысления, во многом определяя содержание общественного сознания, склонного к крайностям и пафосу. Такая ситуация, является настолько же закономерной, насколько паталогической. Кстати, слова "пафос" и "патология" являются однокоренными и происходят от греческого слова, означающего страсть, страдание, боль. Пафос и патология всегда идут рука об руку.
Например, в канун годовщины начала массового расстрела участников Революции Достоинства в Киеве в весьма гламурной атмосфере проходит презентация книги, посвященной кровавым событиям Евромайдана, на которую не стыдясь и ничего не опасаясь приходят представители как прошлого "преступного режима", так и нынешнего "революционного" - чинно раскланиваются, жмут друг другу руки, улыбаются, обнимаются... Непотопляемые.
И проблема не в том, что журналист пытается выслушать обе стороны конфликта и отыскать свою правду. Проблема в том, что до сих пор никто не попытался отыскать ответ на вопрос: почему за время Евромайдана не пострадал ни один из находившихся на сцене? Снайперам было трудно целиться и поэтому ни одна пуля не попала в лоб? А главное, почему "герои" дают интервью журналистам, вместо того, чтобы давать показания в прокуратуре?
Но задавать такие вопросы в пафосной атмосфере, наполненой звуком фужеров с шампанским и шлейфом эксклюзивной парфюмерии, попросту некому.
А ведь всего год назад, как утверждала популярная шутка того времени, все порядочные люди пахли дымом горящих шин с Майдана, а официанты не боялись людей в камуфляжах и с битами, вваливающихся в рестораны, потому что знали: скорее всего это успешные предприниматели с хорошим английским или, на худой конец, преподаватели столичных вузов с кандидатской степенью.
Год назад нынешние гетьманы, схлестнувшиеся в борьбе за власть и влияние, трусливо топтались на сцене, освистываемые людьми, и на перегонки бегали на переговоры в Администрацию Президента и Межигорье. Но, главное, они боялись нагнуться и поднять гетманскую булаву, которая выпала из рук узурпатора. А вместо этого они бдительно и ревностно следили за тем, чтобы эту же булаву не попытался поднять кто-то другой из "соратников по революции".
Год назад в заградительные отряды "Беркута" на ул. Грушевского летели бутылки с зажигательной смесью и казалось, что даже мышь не проползет через милицейский кордон. Но этот "непреодолимый" кордон легко преодолевали "крысы", идущие на шопинг в "Санахант".
Год назад киевляне несли на Майдан продукты и медикаменты. И эти же киевляне на досрочных выборах "за гречку" проголосовали за Виктора Пилипишина.
Год назад после побоища в правительственном квартале кто-то "спешил" домой к телевизору "сопереживать", а кто-то - из дома на Майдан бороться. Кто-то, наклеив пластырь на лоб, ретировался со сцены, а кто-то всю ночь с деревянным щитом сдерживал натиск псов режима. Кто-то поспешил приобрести "билет на самолет с серебристым крылом, что взлетая оставляет земле лишь тень", а кто-то - не упел сходить с любимой девушкой в кино, оставшись лежать на мостовой с простреленными пулей снайпера билетами в нагрудном кармане.
Спустя год кто-то стал главой парламента, депутатом, высокопоставленным чиновником, министром, а кто-то - добровольцем, волонтером, Героем, которые не умирают. Кто-то - долларовым мультимиллионером, а кто-то - памятной пятигривневой монетой "Небесная Сотня".
Ошибаются те, кто утверждает, что Украина принципиально изменилась после Революции Достоинства. Нет, она осталась такой же многоликой и противоречивой. Выражаясь языком Тараса Шевченко "Украиной козаков и свинопасов". Украиной добровольцев и Украиной уклоняющихся от мобилизации. Украиной пафосных пройдох, патологически стремящихся к власти, и Украиной людей искренне желающих защитить свою землю, культуру, историю, язык, государство, в конце-концов - свое человеческое достоинство и право быть украинцами.
И последние делают это молча, без пафоса, понимая, что искоренить все патологии за один год невозможно. Как невозможно выразить словами то, из-за чего люди с деревянными щитами идут под пули снайперов...