За время пребывания на посту премьер-министра Арсений Яценюк вряд ли может похвастаться эффективными реформами. Однако, эффектных заявлений было сделано немало. Последним резонансным откровением стали слова премьера о колоссальном дефиците НАК "Нафтогаз Украины" - 103 млрд грн, которые были профинансированы правительством.
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий
За время пребывания на посту премьер-министра Арсений Яценюк вряд ли может похвастаться эффективными реформами. Однако, эффектных заявлений было сделано немало. Последним резонансным откровением стали слова премьера о колоссальном дефиците НАК "Нафтогаз Украины" - 103 млрд грн, которые были профинансированы правительством.
Премьер обозначил проблемы государственного газового трейдера, открывая первое заседание нового Кабмина. "При дефиците госбюджета на сегодня 68 млрд грн дефицит "Нафтогаза", который мы профинансировали, 103 млрд грн", - сказал Яценюк.
Он также добавил, что реформирование энергетической системы страны - одна из главных задач нового правительства, и проблема дефицита "Нафтогаза" - одна из ключевых. Гигантские цифры прямо свидетельствуют о том, что предыдущий Кабмин, также возглавляемый Яценюком, не особо продвинулся в решении этой важнейшей для экономики страны проблемы.
Дефицит финансового плана НАК "Нафтогаз Украины" - страшный сон для правительственных чиновников уже на протяжении ряда лет.
Претендуя на кредиты со стороны международных финансовых организаций, украинское правительство ранее неоднократно пыталось "перенести" часть дефицита госбюджета на госкомпанию, торгующую газом, таким образом, решая проблему подгона макропоказателей для отчета перед МВФ. В последний раз таки попытки предпринимались в 2011 г., когда правительство Азарова еще рассчитывало получить на кредит МВФ. Однако, в офисе Фонда были непреклонны.
"В 2014 году основной целью будет компенсировать негативное влияние изменения курса валют на баланс "Нафтогаза" и привести его дефицит к уровню 3,3% ВВП. В 2015 году планируется свести дефицит компании к 1,9% ВВП, а до 2018 года - устранить его". Это цитата из Меморандума, подписанного правительством Украины и МВФ весной текущего года.
Однако, как говорят в Украине, "не так сталося, як гадалося". Для начала проведем небольшой экскурс в историю вопроса. Ограничимся годом текущим.
Дефицит "Нафтогаза Украины" в госбюджете на 2014 г. был заложен в размере 1,8 млрд долл. (15 млрд грн). Фантастические цифры? Отнюдь нет. Это слова первого замминистра финансов Анатолия Мярковского, т.е., чиновника правительства эпохи "до Яценюка".
Однако у правительства Азарова были все основания для достижения подобных показателей госбюджета-2014. В декабре 2013 г. Газпром и "Нафтогаз Украины" подписали дополнение к действующему контракту на поставки газа, предполагающее снижение цен на газ с 380 долл. за тыс. куб. м. до 268,5 долл.за тыс. куб. м.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings cпрогнозировало, что это уменьшит дефицит "Нафтогаза" в 2014 г. до 1,4 млрд долл. Мнение авторитетного международного аудитора приведено для того, чтобы читатель не думал о том, что приведенный выше показатель дефицита "Нафтогаза" - плод воображения чиновников правительства времен Николая Азарова.
А дальше случилась девальвация, которая под корень срубила все благие начинания по решению финансовых проблем госкомпании. Т.е., она не случилась, а продолжает "случаться".
В апреле министр финансов Александр Шлапак уже оценивал дефицит бюджета НАК "Нафтогаз Украины" в 2014 году на уровне 46 млрд грн. Виноватых в росте министр финансов также назвал - предыдущее правительство. Для не особо искушенных в теме сравнение с первоначальным показателем госбюджета (15 млрд грн) не предлагалось. Тогда же Шлапак убеждал нас, что курс 10,5 грн за 1 долл. еще возможен.
Однако в тексте меморандума, подписанного правительством с МВФ, дефицит "Нафтогаза" оценивался уже в 62 млрд грн. Чиновники планировали покрыть его уже традиционным путем выпуска ОВГЗ, большую часть денег планировали взять у международного кредитора. МВФ выделил на данные цели всего 4,8 млрд долл., из которых 1,7 млрд долл. должны были пойти на погашение тела и процентов по евробондам "Нафтогаза", срок погашения которых истек в октябре 2014 г. По курсу 11 грн/долл. выделяемая МВФ сумма практически полностью решала проблемы "Нафтогаза", поскольку составляла 52,9 млрд грн, т.е., практически полностью покрывала дефицит госкомпании. По курсу 12 грн за 1 долл. она составляла также вполне приемлемые 57,6 млрд грн.
В свою очередь правительство взяло на себя "встречные обязательства" по решению проблем "Нафтогаза". Тарифы на тепло для потребителей были повышены с мая 2015 г. на 40%, еще на 20% их обязались повысить в 2016 и 2017 годах. Тарифы на газ для населения возросли на 56% с 1 мая 2014 г.
По мере того как Нацбанк печатал гривню, в т.ч., и для помощи "Нафтогазу", финансовое положение компании стремительно ухудшалось. В обновленном в сентябре варианте меморандума с МВФ общий дефицит "Нафтогаза" достиг невиданных доселе высот - 115 млрд грн. Эта сумма также включает долги компании перед российским "Газпромом".
Важно помнить, что по итогам брюссельских переговоров удалось достичь компромисса о погашении части долга перед "Газпромом" за поставки газа в 2013-14 гг. до решения Стокгольмского арбитража по цене 268 долл. за тыс. куб. м. На эти цели и должны были пойти выделенные компании МВФ 3 млрд долл. из общей суммы 4,8 млрд долл. Однако, если арбитры в Стокгольме сочтут цену 268 долл. нерыночной, что весьма вероятно, принимая во внимание уровень цен для сопредельных с Украиной стран, "Нафтогазу" придется доплатить.
В Кабмине и МВФ полагали, что средства, необходимые для оплаты текущих поставок импортного газа "Нафтогаз" будет собирать с рынка самостоятельно. Повышение тарифов на тепло и газ для населения должны были снизить объемы бюджетных дотаций "Нафтогазу". По крайней мере, повышение тарифов на тепло исключало необходимость правительству выделять дотации местным бюджетам для последующего субсидирования предприятий теплоэнергетики. Новые тарифы позволяли им оплачивать природный газ по цене 1309 грн за тыс. куб. м с НДС.
Реальность оказалась жестокой. Несмотря на повышение тарифов для населения и промышленности выручка "Нафтогаза" по итогам января-сентября сократилась на 4,1%, до 44,2 млрд грн по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. От реализации газа компания получила 70,6% заработанных денег.
При этом, уровень задолженности потребителей за газ примерно соответствует показателям 2013 г. По состоянию на середину октября промышленность задолжала 1,4 млрд грн (уровень расчетов - 90%), население - 0,15 млр. грн (97%), теплоэнергетика - 5,3 млрд грн (46,7%). Таким образом, возросшей задолженностью потребителей объяснить падение выручки госкомпании нельзя.
Ключ к спасению "Нафтогаза" находится у западных кредиторов Украины, прежде всего, в руках совета директоров МВФ. Посетившая Киев в преддверии внеочередных парламентских выборов миссия Фонда, уехала без результата. Около 1 млрд долл. для финансирования "Нафтогаза" должно было содержаться в третьем транше кредитной линии "стенд бай", которую Киев до сих пор так и получил.
Другой путь - повышение тарифов на газ и коммунальные услуги "стахановскими темпами" чреват проблемами для правительства Яценюка. Согласно данным Госстата, в октябре 2014 г. граждане страны снизили уровень оплаты коммунальных услуг до 73,3%. Т.е. каждый третий выставленный счет остался неоплаченным.
Очевидно, что анонсированная летом программа адресных субсидий по оплате коммунальных услуг для малообеспеченных семей рискует разрастись до внушительных размеров по мере падения доходов населения и повышения тарифов.
В ходе летней корректировки программы помощи Украине, МВФ согласился на увеличение прогнозного показателя дефицита "Нафтогаза" в текущем году с 3,3% до 4,3% ВВП. Однако девальвация привела к тому, что по расчетам самой компании он может достичь 7% ВВП. Это - почти вдвое больше дефицита государственного бюджета.
Ожидаемо такой провал бюджета госкомпании не устраивает МВФ, который не спешит с выделением следующего транша, который позволил бы хотя бы частично вытащить "Нафтогаз" из финансовой пропасти. Времени на поиск выхода из замкнутого круга остается все меньше. Отступать некуда - позади дефолт.