ua en ru

Золотое пересечение: особенности поездок через линию соприкосновения

Золотое пересечение: особенности поездок через линию соприкосновения Очереди у линии разграничения стали скверной притчей во языцех
Автор:
Линия разграничения, или линия соприкосновения на Донбассе - невидимый, но хорошо ощущаемый барьер, разделивший Украину на подконтрольную и неподконтрольную территории. Ежедневно с трудностями при пересечении этой линии сталкиваются сотни и даже тысячи сограждан, которые пытаются проехать в ту или другую сторону. После того как в июне прошлого года в целях безопасности штаб АТО и СБУ запретили пересечение линии соприкосновения автобусам, поездка превратилась в адскую муку. Многочасовые очереди из автомобилей у контрольно-пропускных пунктов, льготные проезжающие, которых в разы больше, чем нельготных, жара или холод, в зависимости от сезона, отсутствие элементарных бытовых удобств - далеко не полный список проблем въезжающих-выезжающих.

Линия разграничения, или линия соприкосновения на Донбассе - невидимый, но хорошо ощущаемый барьер, разделивший Украину на подконтрольную и неподконтрольную территории. Ежедневно с трудностями при пересечении этой линии сталкиваются сотни и даже тысячи сограждан, которые пытаются проехать в ту или другую сторону. После того как в июне прошлого года в целях безопасности штаб АТО и СБУ запретили пересечение линии соприкосновения автобусам, поездка превратилась в адскую муку. Многочасовые очереди из автомобилей у контрольно-пропускных пунктов, льготные проезжающие, которых в разы больше, чем нельготных, жара или холод, в зависимости от сезона, отсутствие элементарных бытовых удобств - далеко не полный список проблем въезжающих-выезжающих.

"Две вещи я считаю натурально страшными: то, что люди подрываются на минных растяжках возле обочин, и дикие взятки на блокпостах. Можно только предполагать, какие суммы "поднимаются" за день, но страшно то, что при таком раскладе никто не захочет заканчивать войну", - считает житель Донецка Александр Сиверский.

Александр не раз пересекал линию разграничения: компания, в которой он работает, переехала в Артемовск. По роду своей деятельности ему приходится ездить через линию разграничения несколько раз в неделю.

"В праздники очереди на КПП, конечно, меньше. Но все равно - то база СБУ не работает и невозможно проверить наличие электронных пропусков, то еще что-то. На блокпосту в Майорске очередь на автобусы-"вышиванки", кажется, не заканчивается никогда", - поделился наблюдениями дончанин.

Автобусы-"вышиванки", как прозвали их за соответствующие наклейки на лобовых стеклах, призваны довозить пассажиров от Майорского блокпоста через КПВВ (контрольный пункта въезда-выезда, - ред.) "Зайцево" в Артемовск. Автобусов гораздо меньше, чем требуется, ходят редко - примерно раз в полчаса, набиваются под завязку.

По словам артемовских таксистов, которые тоже зарабатывают на пересекающих "границу" согражданах (стоимость поездки колеблется от 200 до 300 гривен), автобусы-"вышиванки", где проезд стоит 30 гривен, находятся под контролем мэра Артемовска Александра Ревы и его сына Дмитрия, и в их интересах столь насыщенный пассажиропоток.

По всей видимости, обделенные таксисты не врут: сам губернатор Донецкой области Павел Жебривский в ответ на подобные заявления журналистов пообещал, что в так называемой "серой зоне" - между КПВВ "Зайцево" и "нулевыми" блокпостами - с января будут работать исключительно автобусы коммунального предприятия, и стоимость проезда в них будет 15 гривен. Ждем.

Жители неподконтрольных территорий уже могут написать целый учебник по правилам поездки через линии соприкосновения. Например, один из пунктов будет звучать так: "Выезжать к границе надо ночью, часа в 2-3, чтобы к пяти часам утра уже быть у линии. Понятно, что на блокпостах боевиков ДНР к ездокам возникнут вопросы - отчего им не сидится дома в комендантский час? Тут желательно говорить правду "едем на границу", а не юлить и выкручиваться. Случаев, чтобы заворачивали обратно, пока не было".

Очереди у линии разграничения уже стали скверной притчей во языцех. На поездку, которая в мирное время занимала час времени, теперь надо закладывать от четырех часов до пары дней. Причем, очередей на пунктах пропуска, как правило, две: обычная и льготная. В льготной стоят с детьми до года (иногда - до двух) и инвалиды. Активисты, самовыдвигающиеся из общей очереди, тщательно исследуют льготников - не врут ли? Детей и инвалидов льготные водители обязаны предъявить. Иначе активисты не пропустят.

"У блокпостов действует негласное правило: проезжают пять машин из общей очереди - затем одна льготная, и снова пять из общей, одна из льготной, и так далее. Но среди льготников затесываются так называемые "блатные" мужчины и женщины, которые едут по "льготке" со словами: "Я сейчас договорюсь с начальником блокпоста". Иногда озверевшие от долгого стояния водители и пассажиры общей очереди чуть ли не вручную разворачивают автомобили наглецов в обратную сторону", - поделилась жительница Макеевки Лилия Обручева.

Но есть водители, которые проходят линию разграничения без изнурительного автомобилестояния. Цена проезда - 200 гривен. Обычно эту сумму вскладчину собирают пассажиры предприимчивого водилы. Они же говорят, что деньги кладутся в пустую пачку из-под сигарет и вместе с документами водителя передаются пограничникам. Тогда проверка документов, дескать, значительно ускоряется.

"Так, конечно, гораздо быстрее, но бывают и существенные накладки. Например, после ротации военных на КПВВ, когда приходит новая партия пограничников. Пока они войдут в курс дела, пока научатся проверять - задержки неминуемы. Тогда часами ждут все", - рассказывают дончане.

С начала нового 2016 года у жителей Донбасса появилась еще одна беда - электронная база пропусков. Бумажные пропуска уже недействительны, всех проезжающих проверяют по электронным базам - и тут начинаются "чудеса".

"Фраза "Вас нет в базе" способна довести до инфаркта. Пусть у тебя будет распечатка с сайта СБУ, где четко написано, что ты есть в базе, пусть у тебя есть даже бумажный пропуск, который якобы автоматически в эту базу попал - все равно пограничники или безопасники могут просто не найти тебя в ней. Тогда надо звонить в координационные центры или на горячие линии СБУ, выяснять - а это, сами понимаете, делать на блокпосту в спешке как-то неудобно. Особенно если ты едешь в автобусе, и другие пассажиры уже прошли контроль документов, а тебя "нет в базе". И они тебя ждут, нервничают, ты психуешь - в общем, приезжаешь до места назначения уже в состоянии нервной горячки", - рассказал дончанин Юрий Белоконенко.

Жители оккупированных территорий Донбасса с трудом понимают, за что им это все.

"Мы готовы терпеть трудности ради освобождения, но иногда появляются мысли, что нас берут на измор. То на блокпостах боевиков иногда начинается полный шмон со словами: "Ой как много вещей! Минометы везете? Показывайте!" То в поселке Еленовка на "таможне ДНР" часто скапливаются часовые очереди из автомобилей, а боевики ходят и переписывают всех пассажиров. Один мне так и сказал: "У нас приказ вас заморочить, чтобы не ездили туда-сюда". В общем, ощущение такое, что все сделано для того, чтобы никто никуда не выезжал", - рассказал дончанин Александр Сиверский.

По его словам, говорят, что эти меры - только для того, чтобы не выпускать на подконтрольные территории боевиков под видом мирных жителей.

"Но знаете, сколько раз в том же Мариуполе я видел сотрудников "министерств ДНР", мужиков с блокпостов, участников всех позапрошлогодних митингов, которые спокойно ходят по украинскому городу, снимают деньги в банкоматах и оформляют украинские пенсии! Значит, у них есть пропуска или их выпускают за деньги! Вот почему я убежден в том, что быстро ситуация на Донбассе не "разрулится". А зачем - если тут так славно кто-то зарабатывает!" - резюмировал Александр Сиверский.