Что ждет украинскую таможню?
В Украине началась системная реформа Государственной фискальной службы, которую внедряет Министерство финансов. Нововведения касаются также работы таможни, где тоже ожидаются изменения. И даже не изменения, а полная перезагрузка таможенной системы.
Недавно правительство одобрило концепцию реформирования ГФС (таможенного и налогового блоков), которая предусматривает внедрение четких направлений реформ и дает возможность возможность координировать действия правительства, парламента и ГФС по внедрению дальнейших изменений в работе соответствующих органов. Реформа таможни, так, как она запланирована, является довольно смелой и коснется широкого круга вопросов. В разработке концепции были учтены рекомендации наших международных партнеров и отечественных экспертов, которые выработали оптимальную модель для нашей страны. На базе концепции Министерство финансов вместе с ГФС разработает детальный план ее имплементации. Мы планируем привлечь к разработке плана как представителей бизнеса, так и народных депутатов чтобы на выходе получитьсбалансированный документ.
Стоит отметить, что в течение прошлого года Минфин уже работал в направлении наведения порядка на украинских таможнях. В повестке дня 2016 года стоял вопрос оперативного решения ключевой проблемы - это сложность, забюрократизированность и уязвимость коррупцией таможенных процедур. Для этого на таможне был внедрен первый этап “Единого окна”, что позволило упростить и ускорить процесс взаимодействия предприятий и органов контроля, а также обеспечить одновременное проведение осмотра товаров всеми контролирующими органами. Кроме того, была введена фото и видеофиксация проведения таможенных процедур, запущено автоматическое распределение таможенных деклараций, создан Межведомственный целевой центр и 20 мобильных групп для предупреждения и выявления фактов нарушений законодательства по вопросам государственной таможенной сферы. Также, в парламенте находится важный для бизнеса правительственный законопроект об уполномоченных экономических операторах.
Все эти шаги были крайне необходимые и ожидаемые бизнесом и уже продемонстрировали быстрые результаты и прогресс реформы таможни. Это показатель того, что и работники таможенных органов, и представители бизнес-среды готовы к изменениям и преобразованиям.
Но сейчас пришло время перейти от «точечных» решений к системным действиям и комплексному изменению подходов в работе украинских таможен. Это должно открыть для страны большие резервы за счет эффективной борьбы с контрабандой, "серым" импортом, а также качественной защиты честного бизнеса.
Первым шагом в реализации концепции реформы ДФС в таможенном направлении является реорганизаця таможни. Соответственно, с 1 мая 2017 года будут ликвидированы юридические лица на областном уровне с целью централизации функций. Так, из существующих 27 таможен остается одна централизованная таможня. Вместе с тем, на уровне области предусматривается создание представительств центральной таможни для облегчения проведения административных процедур и осуществления надзора. Соответственно, на районном уровне остаются таможенные посты с расширенными оперативными полномочиями, и они будут напрямую подчинены центральной таможне.
Какие преимущества новой структуры? Это функциональная таможенная вертикаль, единые стандарты выполнения четко определенных функций, увеличения оперативного персонала за счет оптимизации административного, а также повышение ответственности администрации таможни за действия таможенных постов.
Новая эффективная структура таможни позволит нам реализовать системную реформу. В концепции реформирования ГФС мы выделили 14 направлений реформирования государственной таможни. Основные нововведения будут касаться таможенного законодательства, таможенных платежей, безопасности цепочки поставок и содействия торговле, борьбы с контрабандой и противодействия таможенным правонарушениям, пост-таможенного контроля и аудита, таможенной инфраструктуры и оборудования, управления рисками и др. Все эти направления объединяет одна общая цель - повышение институциональной способности таможни, улучшения качества и эффективности ее работы, противодействие коррупции путем уменьшения влияния “человеческого фактора” при принятии решений и ускорение процедуры экспорта и импорта товаров.
Результативность проведенной работы в рамках реформирования таможни будет проверяться по четким KPI, которые реальны к исполнению при условии добросовестного выполнения таможенником своих должностных обязанностей.
Безусловно, реализация таких амбициозных планов потребует времени, ведь системные преобразования не делаются за один день. Тем более, если речь идет о таможенной системе, с которой связана деятельность многих других государственных органов и целых направлений регуляторной сферы. Это и правоохранительная система, и инфраструктура, и различные виды государственного контроля — фитосанитарного, радиологического, экологического и др., то есть все службы, которые имеют отношение к перемещению тех или иных товаров через границу. Однако, мы готовы и будем реализовывать эти задачи и надеемся на поддержку бизнеса и парламента.