ua en ru

Жажда скорости: когда вернутся автокредиты

Жажда скорости: когда вернутся автокредиты Фото: большая часть кредитов на автомобили выдается на короткие сроки
Выдача автокредитов уже не первый год буксует. Как под давлением накопившихся на банковском рынке проблем, так и в связи с резким падением автомобильных продаж, которые всегда были драйвером роста объемов выдаваемых кредитов. Впрочем, по сравнению с ипотекой, где у банков совсем все плохо (ресурсов для финансирования – нет, платежеспособных заемщиков – нет, выданные до 2008-2009 годов кредиты – сплошь проблемные), ситуация с автозаймами не так сильно запущена. И в виду того, что портфели транспортных кредитов давно расчищены (погашены или реструктурированы), отсутствие зависших долгов дает банкам больше оснований рассчитывать на возобновление автокредитования уже к началу 2017 года.

Выдача автокредитов уже не первый год буксует. Как под давлением накопившихся на банковском рынке проблем, так и в связи с резким падением автомобильных продаж, которые всегда были драйвером роста объемов выдаваемых кредитов. Впрочем, по сравнению с ипотекой, где у банков совсем все плохо (ресурсов для финансирования – нет, платежеспособных заемщиков – нет, выданные до 2008-2009 годов кредиты – сплошь проблемные), ситуация с автозаймами не так сильно запущена. И в виду того, что портфели транспортных кредитов давно расчищены (погашены или реструктурированы), отсутствие зависших долгов дает банкам больше оснований рассчитывать на возобновление автокредитования уже к началу 2017 года.


Выдержит не каждый

На данный момент о готовности выдавать автомобильные кредиты заявляет чуть более десятка банка из числа ведущих финучреждений. Среди них – Приватбанк, Укрсиббанк, Unicreditbank, Укрсиббанк, Кредобанк. Однако обещать – не значит "жениться". И банки не спешат раздавать деньги направо и налево.

Количество платежеспособных заемщиков невелико, а требования к ним – все жестче. При этом потенциальный клиент программ автокредита должен обладать практически безупречной кредитной историей. "Параметры "положительная/негативная кредитная история" каждый банк определяет самостоятельно. Обычно, это сводится к отсутствию фактов наличия значительных сумм просроченной задолженности (от нескольких десятков тысяч гривен и более) на значительные сроки (от 90 дней)", - приводит пример Александр Кушлык, директор департамента автокредитования Кредобанка.

Плюс ко всему, на одобрение автокредита могут рассчитывать лишь те заемщики, которые обладают подтвержденным источником дохода. А размер этого дохода должен минимум в 2-3 раза перекрывать платежи по кредиту.

Немаловажным фактором, влияющим на выдачу автокредитов, является уровень процентных ставок. Учитывая цену привлечения депозитов (по данным агентства "Thomson Reuters", средневзвешенная ставка по 12-месячным депозитам в гривне составляет чуть более 19% годовых), уровень номинальных кредитных ставок колеблется от 20 до 25% годовых. Причем, это без учета сопутствующих затрат в виде комиссий, страхования и т.д., что приводит к еще большему удорожанию кредитов на авто.

Соответственно, соглашаясь на такую цену, заемщик при погашении автокредита в течение 3-5 лет, переплатит банку как минимум треть, а то и половину стоимости автомобиля. Непозволительная роскошь. В итоге, большая часть кредитов на автомобили выдается на короткие сроки, до 2-3 лет, с внесением достаточно крупного аванса, от 50% цены транспортного средства. В итоге, клиент удешевляет для себя заем, а банк нивелирует свои риски, выдавая более "короткий" кредит на меньшую сумму.

Лучше не влезать

Некоторые банки и вовсе сознательно отказываются иметь дело с автокредитами. "Покупка автомобиля из-за резкого сокращения реальных доходов стала недоступной для многих украинцев. Поэтому автокредиты востребованы только небольшим количеством клиентов. К тому же, данное направление является крайне низкомаржинальным бизнесом, а иногда и убыточным, что создает барьеры для его развития", - поясняет председатель правления Первого украинского международного банка (ПУМБ) Сергей Черненко.

Не особо хотят банкиры ввязываться в автокредиты еще и по той причине, что права кредиторов в Украине практически незащищены. В связи с чем изъятие залогового имущества при непогашении займа – процедура непростая.

"Ситуация в стране такова, что пропасть заемщику вместе с автомобилем очень легко", - приводит пример Сергей Черненко. Но даже пытаясь реализовать конфискованное у неблагонадежного клиента авто, банк зачастую сталкивается с отсутствием покупателей, которые готовы платить адекватную цену. В итоге, кредитор вынужден переводить проблемный заем в категорию "безнадежных", что является прямым убытком банка.

Унылый драйв

Спутал карты банкам и обвал на автомобильном рынке. Так, в 2015 году в Украине было реализовано лишь 47 тыс. новых автомобилей, что на 52% меньше, чем в 2014 году, в котором, к слову, автопродажи тоже обвалились - более чем в два раза. Причем, взаимосвязь между темпами автокредитования и количеством проданных транспортных средств совершенно прямая.

Именно авторынок долгие годы являлся драйвером для кредитного бизнеса подавляющего числа банков. Более того, многим игрокам банковского рынка до 70-80% портфеля заемщиков генерировали партнеры из числа автосалонов и дилеров.

Но сегодня в силу озвученных причин этот канал продаж попросту не работает. И банкам приходится работать с потенциальными клиентами напрямую. Только вот далеко не все это умеют делать, особенно с оглядкой на дороговизну автокредитов и низкую покупательную способность населения.

Помимо этого, немало противоречивых прогнозов о том, как повлияет на авторынок снижение акцизов на ввозимые в Украину авто с пробегом. Есть вероятность падения спроса на новые авто в пользу подешевевших автомобилей с пробегом. Следовательно, восстановление автокредитов будет вновь отсрочено.

К взлету готов

И все же, банки не теряют надежд на то, что уже к концу года рынок автокредитов выйдет на небольшой рост при условии положительной динамики автопродаж. К тому же, по оценкам импортеров, количество автомобилей, которые выедут из автосалонов в 2016 году, действительно увеличится. Где-то на 20-25%. К слову, за июнь продажи новых авто выросли на 40% по сравнению с аналогичным месяцем 2015 года.

"Кроме того возможно будет активизироваться и сегмент кредитования б/у автомобилей, исходя из действий направленных на приведение этого направления в более-менее "цивилизованное" состояние", - считает Александр Кушлык.

Положительным сигналом для кредитного рынка можно считать и недавнее решение Национального банка, направленное на снижение учетной ставки до уровня 16,5%. "Снижая учетную ставку, НБУ опускает стоимость кредитов рефинансирования, которые выдаются банкам", - объясняет Мария Шаварская, ведущий эксперт сектора развития кредитования и страхования "ОТП Банка". Таким образом, участники финрынка получат возможность привлекать средства по более комфортным условиям.

В то же время, это будет справедливо больше для банков, которые пользуются подобным инструментом НБУ. "Наш банк, например, привлекает депозиты по рыночным ценам. Поэтому средневзвешенная процентная ставка портфеля остается неизменной. И только в случае снижения ставки по депозитам новые ресурсы через некоторое время уменьшат процентные ставки по кредитным операциям", - считает Мария Шаварская.

Однако тот факт, что "дно" в автокредитовании и автопродажах пройдено, очевиден. А значит восстановление кредитного рынка и вправду не за горами.