Ж.Фор: "Украине отводится роль привилегированного партнера Франции в Европе"
РБК-Украина: Как Вы оцениваете перспективы украино-французских отношений после президентских выборов в Украине. Как может повлиять на них победа того или иного кандидата?
Жак Фор: Необходимо отметить, что двусторонние отношения между Украиной и Францией выстраиваются без обязательной привязки к электоральным перспективам в наших странах. Со стороны Франции имеет место единая государственная политика, которая подразумевает, что отношения с Украиной выстраиваются в контексте двусторонних переговоров, с обязательным учетом мнения обеих сторон. Эти двусторонние отношения имеют формальное выражение в т.н. дорожной карте. В 2009 г. мы завершаем выполнение положений дорожной карты, которая была подписана в 2007 г. на три года. И в начале 2010 г. мы на двусторонней основе будем вести переговоры о содержании новой дорожной карты, рассчитанной на 2010-2012 гг. Отмечу, что данный документ предусматривает развитие наших отношений в самых разнообразных сферах - политика, экономика, социально-культурное сотрудничество. У нас есть видение отношений с Украиной в долгосрочной перспективе, в рамках которого вашей стране отводится роль и место привилегированного партнера Франции в Европе. Что касается выборов, то именно украинским избирателям надлежит сделать свой выбор среди программ кандидатов, и, таким образом, оценить, какая из этих программ несет больший вклад в дело развития отношений как с нашей страной, так и с Европой в целом. Мы же, со своей стороны, можем только пожелать, чтобы данная избирательная кампания прошла открыто, прозрачно, с соблюдением всех правил, и не возвращалась каким-либо образом к тем нехорошим электоральным практикам, которые имели место в истории этой страны.
РБК-Украина: То есть, можно сказать, что Франция не отдает предпочтения ни одному из кандидатов и готова после выборов работать с любым законно избранным президентом?
Ж.Ф.: Да. В любом случае, мы будем уважать выбор украинцев. Мы, со своей стороны, прикладываем все усилия для выстраивания наших двусторонних отношений и будем сотрудничать, естественно, с любым законно избранным президентом этой страны.
РБК-Украина: Вы вспомнили о новой дорожной карте. Когда может быть подписан этот документ?
Ж.Ф.: В настоящий момент процесс находится в начальной стадии, когда происходит обмен предложениями между двумя сторонами в отношении будущего содержания этого текста. После этого нам надлежит собраться, чтобы провести двусторонние консультации, обсуждения. И я надеюсь, что, в конечном итоге, как и всегда, данный документ будет своевременно подписан министрами иностранных дел наших стран.
РБК-Украина: Как Вы оцениваете шансы Украины стать членом ЕС? Когда это может произойти?
Ж.Ф.: Мне уже неоднократно приходилось отвечать на этот вопрос, и я всегда отмечал, что ответ на него находится в руках самих украинцев. Многое зависит от того, каким образом будет продолжена работа по внедрению реформ, которые были начаты в Украине, каким образом будут внедряться инициативы, с которыми выступает правительство, и каким образом они будут находить поддержку в парламенте. В первую очередь я имею в виду меры, направленные на сближение украинского законодательства с европейским. Но исключительно принятия новых законов и текстов недостаточно. Многое будет зависеть от того, каким образом эти законы будут внедряться в жизнь представителями украинской власти. И это будет иметь особое значение в контексте переговоров, которые сегодня проходят между Украиной и ЕС относительно нового текста соглашения об ассоциации.
РБК-Украина: Сколько, по Вашему мнению, времени могут занять для Украины эти реформы - пять лет, десять? Когда уже можно будет рассматривать вопрос членства?
Ж.Ф.: Можно попытаться провести определенные параллели между украинским случаем, и предыдущими волнами расширения, которые имели место в рамках ЕС. В частности, с той волной расширения, в рамках которой 10 стран Центральной и Восточной Европы присоединились к ЕС 1 мая 2004 г. Анализируя те события и те процессы, сегодня можно отметить, что даже если все те страны вошли в состав ЕС в один момент, время, которое потребовалось на выполнение всех условий, было разным в каждом конкретном случае. Все сводилось к тому, что некоторые страны, не теряя времени, начали воплощать необходимые меры, выполнять необходимые условия с самого начала переговорного процесса, другие страны, возможно, дольше раскачивались и поэтому у них ушло больше времени.
РБК-Украина: Вот Вы, как дипломат, как политик, как считаете, нужна ли Украина Европейскому Союзу в качестве его члена? Или, возможно, могли бы быть другие формы плодотворного сотрудничества?
Ж.Ф.: С моей личной точки зрения, да, нужна. Несомненно, Украина принадлежит к Европе, как с точки зрения географии, так и с точки зрения полезности Европейскому Союзу. Я думаю, обе стороны заинтересованы в таком формате. Но позвольте обратить ваше внимание на то, что глубинный вопрос заключается не в этом. Мне кажется, стоит сначала задуматься над тем, с какой целью, с каким намерением Украина надеется вступить в состав ЕС, для чего ей это. Если речь идет о том, чтобы вступить для того, чтобы потом заявить «Ну все, теперь мы члены ЕС» и одновременно продолжать действовать так, как будто бы этого не произошло, нужно задать себе вопрос стоит ли вообще заниматься этим.
Если же речь идет о том, что мы хотим вступить в ЕС, поскольку разделяем тот комплексный экономический и политический проект, который реализуется странами-членами ЕС, тогда, мне кажется, есть смысл продолжать этот диалог. Ведь когда вы хотите присоединиться к определенному «клубу», позвольте мне такое выражение, вы предварительно узнаете о правилах, которые действуют в нем, и берете на себя обязательства соблюдать эти правила. По истечении года работы в вашей стране, у меня сложилось впечатление, что именно к этому стремится население Украины, в первую очередь молодое поколение. Именно это и обосновывает мою личную точку зрения, которую я высказал, утвердительно ответив на ваш вопрос.
РБК-Украина: Что конкретно готова сделать Франция, для того, чтобы поддержать интеграцию Украины в ЕС?
Ж.Ф.: Франция уже немало делает для этого. В сентябре 2008 г., когда Франция осуществляла председательство в Европейском совете министров, она выступила с предложением о том, чтобы новый договор, который устанавливает рамки отношений между Украиной и ЕС, шел намного дальше, нежели просто сближение, а именно был бы договором об ассоциации. Это подразумевает, с одной стороны, что на двусторонней основе мы продолжаем в политической сфере активные контакты на всех уровнях. Это подразумевает также, что на многосторонней основе, то есть в рамках наших связей с европейскими партнерами, мы оказываем всяческую поддержку прохождению процесса переговоров между ЕС и Украиной по этому соглашению.
Кроме того, в конкретном экономическом плане нашего сотрудничества, мы всячески стимулируем интерес французских компаний к украинскому рынку. И мне отрадно отметить, что, несмотря на условия кризиса, которые продолжают ощущаться на всем европейском континенте и в мировом масштабе, интерес французов к местному рынку постоянно растет. Подтверждая наше стремление содействовать упомянутому сближению между ЕС и Украиной с возможной перспективой интеграции, в рамках нашего двухстороннего политического диалога мы имеем атмосферу прямоты и откровенности, которая, являясь следствием нашего желания сотрудничать с Украиной, в то же время дает нам возможность, когда в этом есть необходимость, со всей прямотой и откровенностью говорить нашим украинским друзьям, что в той или другой сфере дела идут не так как следовало бы, и что на той или иной аспект следует обратить особое внимание. Хорошая иллюстрация подобной атмосферы диалога имела место совсем недавно, во время визита в середине ноября этого года нашего госсекретаря по европейским делам Пьера Лелуша.
На самом деле, никому бы не было добра, если бы формату наших отношений был свойственен припев известной французской песни «Все хорошо, прекрасная маркиза». Нет, в таком духе мы не смогли бы долго вместе идти вперед.
РБК-Украина: Какие первоочередные шаги необходимо осуществить украинским властям, чтобы максимально приблизить момент интеграции с Евросоюзом?
Ж.Ф.: Хотел бы отвечать на этот вопрос без какой-то излишней претенциозности, ведь моя роль не заключается в том, чтобы давать какие-либо советы или уроки украинским властям. В то же время, с постоянством и настойчивостью, мы повторяем представителям украинской власти, о каких бы ее ветвях не шла речь - делайте все необходимое, чтобы преодолеть ваши внутренние политические сложности и противоречия, придите к единому мнению относительно тех целей, к которым должна стремиться ваша страна и, таким образом, помогите нам помочь вам. На наш взгляд, потенциал, которым владеет ваша страна, весьма значителен, и нужно сделать все, чтобы не упустить возможности, которые он предоставляет. Общее стремление и желание европейцев - иметь в лице Украины стабильную, демократическую и процветающую страну, которая всецело отвечает тем чаяниям и стремлениям, которые выражает ее население. Поэтому снова все сводится к этой формуле - помогите нам помочь вам. Наше стремление помочь вам имеет конкретный и реальный характер и выражается со всей искренностью. Но необходимо создать такие условия, чтобы оно имело возможность реализоваться в полной мере.
РБК-Украина: Что мешает интеграции Украины в НАТО? Это противодействие России или нежелание самих членов Североатлантического альянса?
Ж.Ф.: Есть третий аспект, который вы не упоминаете в своем вопросе. Ведь, чтобы стать членом оборонного альянса, которым является НАТО, от всех стран-кандидатов ожидается, кроме всего прочего, согласие на это население страны. У меня, как у человека прожившего здесь некоторое время, создается впечатление, что, даже если определенная часть населения медленно, но уверенно начинает поддерживать данную перспективу вступления, все же, на сегодняшний день преобладающая часть украинского населения не поддерживает идею немедленного присоединения к НАТО.
Кроме того, одним из важных аспектов, которые применяются к каждому кандидату, является его готовность с материальной, технической точки зрения. И в этом вопросе Украине много еще чего предстоит сделать. Это, кстати, касается не только Украины, но и других стран-кандидатов. Когда мы читаем официальные доклады о состоянии бюджетного обеспечения и боеготовности Вооруженных сил Украины, этот аргумент обретает всю свою значимость. И, в частности, Президент Украины очень уместно обращает внимание на необходимость соответствующего обеспечения украинской армии.
РБК-Украина: Но какая перспектива для Украины ближе - вступление в ЕС или в НАТО?
Ж.Ф.: Опять таки, ответ на этот вопрос - в руках украинцев, а не представителей других государств, каким я являюсь. Все зависит от степени готовности, от усилий, от результатов, которые будут достигнуты.
РБК-Украина: Какие отрасли и проекты в Украине могут заинтересовать инвесторов из Франции?
Ж.Ф.: В первую очередь хочу отметить, что в начале 2009 г. я опасался, что кризис уменьшит интерес французских компаний к украинскому рынку. С большим удовлетворением в конце года я констатирую, что все произошло с точностью до наоборот. Этот интерес, вопреки сложностям, скорее усилился и намного превысил наши ожидания.
Этот интерес развился и укрепился в первую очередь в традиционных для французов секторах экономического присутствия в Украине. Речь идет, в частности, о финансовом и банковском секторе. Французские банки на сегодня являются первыми инвесторами в банковскую сферу Украины. Это касается также сектора промышленного производства и сельского хозяйства. Французские компании, которые уже работают в Украине, на сегодня вынашивают планы по расширению своих мощностей.
Это касается также сектора крупного ритейла. Возьму в качестве примера группу «Ашан», которая на протяжении этого года значительным образом укрепила свои позиции в Украине. Это касается также сектора перерабатывающей и пищевой промышленности. Ничего удивительного в этом нет, если принимать во внимание тот потенциал сельскохозяйственного производства, которым владеет Украина и Франция, соответственно, это естественное поле для реализации таких проектов сотрудничества. Этот перечень отраслей, конечно, не исчерпывающий, но достаточный, чтобы проиллюстрировать те сферы, где между нашими странами уже на сегодня идет тесное сотрудничество.
Кроме того, есть секторы, которые на сегодня не получают достаточного внимания с нашей стороны, но которые, тем не менее развиваются. Я имею в виду, например, сектор высоких технологий, разработку программ и компьютерных игр - тех благ, которые на сегодня являются эмблемой эпохи, в которую мы живем. Уже на сегодня французские компании проявляют интерес к той научной базе, которая есть в Украине. Невозможно также не упомянуть и энергетический сектор.
РБК-Украина: Вы говорите об интересе французских компаний к энергетическому сектору. Речь идет о производстве электроэнергии или ее дистрибуции?
Ж.Ф.: Речь может идти о производстве электроэнергии, в первую очередь на основе альтернативных, возобновляемых источников. Кроме того, речь может идти о все более важном для нас секторе повышения эффективности использования энергоресурсов. Кроме того, перспективным направлением является приведения уже существующих объектов в Украине в соответствие к нормам безопасности.
РБК-Украина: В конце прошлого года украинское МИД сообщило о запланированном на 2009 г. визите в Украину президента Франции Николя Саркози. Почему этот визит так и не состоялся?
Ж.Ф.: Прежде всего, возможно было несколько поспешно анонсировать подобный визит, не спросив согласия соответствующей страны-партнера. Программа двухсторонних визитов на наивысшем уровне всегда подлежит согласованию на двусторонней основе. С этой точки зрения, повторюсь, этот анонс был, возможно, несколько поспешным.
Кроме того, рабочий график руководителей такого уровня, как в Украине, так и во Франции, заполняется очень быстро, подвержен очень часто внезапным изменениям, и очень трудно планировать подобные визиты, подобные мероприятия на долгосрочной основе.
Помимо этого, наблюдая за деятельностью нашего президента на протяжении нынешнего года, вы могли заметить, что он прилагал много усилий для выполнения своих обязательств, взятых на многостороннем уровне, в ущерб, возможно, определенным двухсторонним форматам отношений. Такой подход уже имел место во время председательства Франции в ЕС, но и после окончания данного председательства, этот подход сохранился, в частности, в рамках многочисленный собраний и совещаний, которые проводились на международном уровне для поиска решений проблем связанных с экономическим кризисом, с проблематикой климатических изменений, а также тех обсуждений, которые проходят в рамках ООН и других международных организаций относительно стратегии развития в планетарном масштабе. За всеми этими занятиями год пролетел очень быстро и очень насыщенно.
В то же время, должен отметить еще несколько моментов. Для Президента Николя Саркози нет никакой особой необходимости объяснять и подчеркивать важность проблематики Украины. Он уже бывал в вашей стране в качестве лидера мощной политической партии Франции. С момента вступления на президентскую должность он уже трижды принимал в Париже украинского Президента. В нынешнем году он имел, кроме всего прочего, официальные контакты с украинским премьер-министром. Я думаю, что этих упоминаний достаточно, чтобы продемонстрировать, что отношения с вашей страной поддерживаются на постоянной основе, и так будет продолжаться и в дальнейшем.
РБК-Украина: Намерен ли Н.Саркози посетить Украину с официальным визитом в обозримом будущем?
Ж.Ф.: На сегодняшний день у меня нет официальных инструкций анонсировать подобный визит. Но я надеюсь, что, в свое время, они появятся.
Беседовал Владимир Драбчук