Замглавы АП Константин Елисеев: Москва истерически боится введения миротворческой миссии на Донбасс

Заместитель главы администрации президента Константин Елисеев (Фото: РБК-Украина/Виталий Носач) Заместитель главы администрации президента Константин Елисеев (Фото: РБК-Украина/Виталий Носач)

Как продвигаются переговоры по размещению миротворцев на Донбассе, когда состоится встреча лидеров "Нормандского формата" и почему ухудшаются отношения Украины со странами-соседями – в интервью замглавы АП Константина Елисеева

В последнее время существенно актуализировалась тема миротворческой миссии на Донбассе. И не удивительно. Ведь раньше Москва категорически отвергала эту идею Киева, а в сентябре внезапно подала свой проект резолюции в ООН. То, что Кремль начал обсуждать вопрос миротворцев на Донбассе – серьезный прогресс, но далеко еще не победа украинской стороны. Как будет дальше продвигаться этот вопрос, насколько важен для мира на Донбассе законопроект о реинтеграции, а также чего ожидать от ухудшения отношений с Польшей и Венгрией, в интервью РБК-Украина рассказал заместитель главы Администрации президента Константин Елисеев. Именно он курирует в АП вопросы международной политики.

- В МИД заявили, что практически завершена разработка с международными партнерами проекта резолюции ООН по миротворцам на Донбассе. Что предусматривает эта резолюция и кто ее будет вносить? Чьи это должны быть миротворцы и в каком количестве? Где они будут размещены?

- Я бы не хотел делать никаких прогнозов о временных рамках внесения резолюции и за чьей подписью. Это - вопрос политических договоренностей. Но, действительно, сейчас мы работаем в тесной координации с нашими международными партнерами. Важно отметить, что у нас есть полная поддержка и общее видение этого процесса. В частности, наличие мощной поддержки подтвердили результаты переговоров президента Украины в Брюсселе. То есть будущая миротворческая миссия должна быть размещена на всей оккупированной территории Донбасса, включая неконтролируемый участок российско-украинской государственной границы, и без участия агрессора. А граница - это ключевое. Последние события в Луганске еще раз подтверждают - без закрытия границы ситуация будет продолжать тлеть, потому что Москва будет сохранять все возможности для переброски своих войск через неконтролируемый участок и проводить политику контролируемой эскалации.

Если говорить о содержательном наполнении, то видение параметров миссии после детальных консультаций с нами было представлено российской стороне спецпосланником США Куртом Уолкером. Хотя, как вы знаете из комментариев самого Курта, Россия пытается играть свою игру. Однако хотел бы подчеркнуть, что эта инициатива будет реализована только как классическая миссия, а не гибридная, которую безуспешно пытается продавить Россия.

Удивительно также слышать время от времени комментарии российской стороны, что миссия противоречит существующим договоренностям. Очевидно, что это попытка создать дымовой занавес, поскольку Москва прекрасно понимает, что миссия, собственно, является инструментом, который позволит восстановить территориальную целостность и принести мир на Донбасс. У меня есть подозрения, что Москва истерически боится введения миротворческой операции на Донбасс, поскольку это будет означать катастрофическую потерю Россией влияния на процессы в Украине.

- Когда состоится очередная встреча лидеров "Нормандского формата"? Ведется ли подготовка, в том числе для обсуждения вопроса миротворческой миссии?

- Работа в рамках "Нормандского формата" по поводу имплементации Минских договоренностей идет постоянно и на разных уровнях. В частности, во время визита президента Украины в Брюссель состоялась очень плодотворная встреча с канцлером Германии, где обсуждались будущие контакты в этом формате. Так, ожидаем, что уже в декабре состоится очередная встреча на уровне дипломатических советников лидеров четверки. И если она станет результативной, то, конечно, не стоит исключать дальнейших контактов и на высшем уровне.

Но хотел бы подчеркнуть, что работа идет не только в "Нормандском формате", но и на других площадках, включая Минскую платформу, двусторонние и многосторонние контакты.

Ключевое сейчас - выполнение части безопасности Минских договоренностей. Прежде всего, речь идет о полном и безусловном прекращении огня, получении миссией ОБСЕ полного доступа к оккупированным территориям, включая границу, создание зон, свободных от тяжелого оружия, вывод российских войск и военной техники, постепенное восстановление контроля над границей.

Продолжается работа и на гуманитарном треке. Есть определенные наработки, которые дают надежду на освобождение украинских заложников, которые удерживаются на оккупированных территориях. В частности, президент прилагает максимальные усилия для положительных сдвигов в этом вопросе уже в ближайшее время. Но опять же, не хочу загадывать наперед.

- Приближает ли принятие законопроекта о реинтеграции Донбасса проведение местных выборов на территории Донецкой и Луганской областей?

- Что касается местных выборов, то их проведение может приблизить только полное выполнение компонента безопасности. Это четкая и однозначная позиция Украины.

Что касается законопроекта, то это очень важная инициатива президента Украины. Его внесение в парламент поставило точку, прежде всего, в спекуляциях относительно государственной стратегии в отношении Донбасса в условиях агрессивной политики России. Президент еще раз подтвердил, что мы никогда не откажемся от этих территорий, и нашим безусловным приоритетом является их полная реинтеграция. Поверьте, это очень важный сигнал, как для международного сообщества, так и украинских граждан, которые по тем либо иным причинам не смогли покинуть оккупированные территории. Законопроект имеет цель создать благоприятную основу для освобождения украинских территорий за счет активного задействования политических, гуманитарных, социально-экономических, даже информационных инструментов, использование имеющихся международных механизмов, в том числе судебных, а также защиту прав и интересов наших граждан и наших защитников на передовой. Кроме того, инициатива президента содержит ключевые элементы правовой позиции Украины в вопросе отпора вооруженной агрессии со стороны России и ликвидации ее последствий. Именно такая логика была заложена в президентский законопроект.

Очень рассчитываем на то, что народные депутаты проявят ответственность, государственный подход и поддержат эту стратегию. Важно, чтобы изменения в законопроект не отбросили нас назад и не ослабили позиции Украины в переговорном процессе, а также не разрушили международную проукраинскую коалицию. И такой риск действительно существует, ведь звучали отдельные предложения, которые не только ломают логику законопроекта, но и нарушают наши международные обязательства. Такой роскоши мы не можем себе позволить. Хотел бы напомнить об очередном пересмотре Евросоюзом санкционного режима в отношении России. Не хочу сгущать краски, но в этом вопросе нет никакого автоматизма, и президент Украины ведет напряженную работу для получения положительного для нас решения. Поэтому мы не должны забывать простую аксиому - не навреди себе.

- Спецпредставитель США Уолкер уже пять раз бывал в Киеве на переговорах. Дают ли эти переговоры результаты и какие?

- Что касается миссии Уолкера, то мы приветствуем его активную и профессиональную деятельность. Благодаря его работе нам удалось вернуться к тому вопросу, который еще два года тому поднял президент Украины. Речь идет о разворачивании международной миротворческой мисси на Донбассе. Действительно уже состоялось две встречи Уолкера в Белграде с российской стороной, ожидаются еще такие встречи. Очень важно, что мы работаем в тесной координации и очень важно, что американская сторона поддерживает подход и ключевые принципы разворачивания миротворческой миссии. Ключевое – размещение ее на всей территории оккупированного Донбасса, включая неконтролируемый участок украино-российской границы. Кроме того, исключается участие российской стороны в составе такой миротворческой миссии.

Также мы работаем вместе с немецкой и французской сторонами в этом направлении, со стороны которых у нас тоже есть полная поддержка. Но снова хочу отметить, что здесь важна позиция России. А именно - есть ли политическая воли Кремля урегулировать ситуацию на Донбассе или же они хотят потянуть время и использовать любой повод для того, чтобы такой международной миссии на Донбассе не было. На мой взгляд, российская сторона катастрофически боится размещения миротворцев, ведь тогда у них больше не будет возможности влиять на ситуацию на Донбассе и осуществлять политику так называемой контролируемой эскалации.

- А чей это план по миротворцам, который Уолкер возил Суркову?

- Это согласованный с украинской, немецкой и французской сторонами документ, который содержит ориентиры по поводу концепции размещения международной миротворческой миссии на оккупированной части Донбасса. Он представил этот план от имени Украины, Франции, Германии и США и мы и далее будем продолжать работать в этом направлении.

- Какие шансы на получение Украиной летальной оружия со стороны США?

- Хотел бы напомнить слова Петра Порошенко во время его совместной пресс-конференции с министром обороны США Джеймсом Мэттисом в Киеве, о том, что такие чувствительные вопросы требуют тишины и определенного уровня конфиденциальности. Этот вопрос не нуждается в рекламе.

Более того, все вы знаете, что украинская сторона уже давно получает определенные виды американского оружия и об этом пресса уже писала. Я считаю, что Россия будет только аплодировать, если мы будем рассказывать все подробности данного процесса. Это не та тема, которая требует обнародования деталей, ведь речь идет об обороноспособности нашего государства.

"Никаких ультиматумов о перспективе членства в ЕС для Украины мы не ставили"

- Недавно состоялся саммит "Восточного партнерства". Довольна ли Украина его результатами?

- Визит президента в Брюссель был очень насыщенным не только в организационном, но, в первую очередь, содержательном аспектах. Кроме, собственно, пятого саммита "Восточного партнерства", глава государства принял участие в шестой встрече лидеров Европейской народной партии относительно "Восточного партнерства", а также провел около двадцати двусторонних встреч с лидерами институций, государств-членов ЕС и стран-партнеров.

Пожалуй, неверным было бы сужать наши оценки к тому, довольны ли мы результатам визита. Мы всегда стремимся ставить самую высокую планку и все более амбициозные цели. Единственное, что хотел бы сразу отметить, что никаких ультиматумов о перспективе членства для Украины мы не ставили. Не время и не место. Поэтому странно было читать об этих "фейковых" требованиях практически в каждом втором издании. Мы максималисты, но одновременно прагматики и реалисты.

Чего мы достигли? Во-первых, принято совместную декларацию саммита "Восточного партнерства", которая подытоживает достигнутые результаты и определяет наши приоритеты в отношениях с ЕС до 2020 года. Конечно, декларация далека от идеала. Слишком разные уровни амбиций партнеров по сближению с ЕС и отношение к российскому агрессору.

Вместе с тем, все те амбициозные вещи, которые нам помешали включить "друзья Путина" в финальный документ саммита, мы смогли включить в заявление встречи лидеров Европейской народной партии. А это - и осуждение продолжающейся российской агрессии, и подтверждение поддержки восстановления территориальной целостности Украины, и не признание попытки аннексии Крыма, и поддержка санкционного режима против России, и разработка нового амбициозного "Европейского плана для Украины".

Украина доказала, что остается лидером "Восточного партнерства" и готова продвигать новую повестку дня для дальнейшего развития политики. Это так называемая модель "Восточное партнерство плюс", которая 15 ноября была поддержана Европарламентом, а накануне саммита - Европейской народной партией, членами которой являются лидеры ключевых государств ЕС.

Она предусматривает постепенную интеграцию Украины и других ассоциированных с ЕС стран-партнеров в рамках "Восточного партнерства" в секторальные политики Европейского Союза. Для начала - в Энергетический союз ЕС, общий цифровой рынок ЕС, Таможенный союз и ассоциацию с Шенгенской зоной.

По итогам встреч президента Украины с президентом Еврокомиссии и президентом Европейского Совета была достигнута договоренность уже в ближайшее время начать работу над разработкой "дорожных карт" интеграции Украины в Энергосоюз и Общий цифровой рынок, а также подготовку при координации Еврокомиссии исследования о влиянии на экономику Украины и ЕС интеграции Украины в Таможенный союз ЕС. Договорились также продолжить обсуждение перспектив ассоциации нашего государства с Шенгенской зоной, то есть здесь речь идет об осуществлении тех глубинных реформ, которые позволят нам ассоциироваться с Шенгеном. Сейчас украинская сторона изучает опыт Норвегии, Исландии, Швейцарии относительно участия в Шенгенской зоне, а также обновленное Шенгенское законодательство.

Важным результатом наших переговоров стала также договоренность о разработке Еврокомиссией нового амбициозного плана поддержки на основе "Европейского Плана для Украины", представленного Литвой и одобренного Европейской народной партией. Наша цель - получить определенные результаты, наработки к Международной инвестиционной конференции относительно помощи Украине в 2018 году, о которой было договорено на июльском саммите Украина-ЕС в Киеве.

И, последнее, как вам уже известно, Европейская Комиссия в ближайшее время планирует объявить о начале новой амбициозной программы макрофинансовой помощи Украине на 2018-2019 годы.

- В последнее время мы наблюдаем ухудшение отношений Украины с европейскими соседями - Польшей, Венгрией. В какой мере это вредит европейским стремлениям Киева? Ведь уже звучали угрозы заблокировать путь Украины в ЕС и НАТО…

- Не думаю, что было бы верным обобщать отдельные эпизоды вплоть до всего комплекса отношений, которые якобы портятся. Это эмоции, и они часто не идут в пользу адекватной оценке ситуации и делу в целом.

Мы исходили и продолжаем исходить из того, что если и возникают какие-то вопросы, требующие решения, то решать их следует без эмоций, без политизации, без угроз. Спокойно и аргументировано, как партнеры и друзья. Такой подход исповедует Украина. И верю, что и наши коллеги - и в Варшаве, и в Будапеште - исходят из таких же принципов.

Поэтому, если кто-то и хочет увидеть ухудшение наших отношений с европейскими соседями, то это точно не Украина. И наши европейские соседи так вопрос не ставят. Об этом свидетельствуют многочисленные контакты главы государства с лидерами соответствующих стран, в том числе и названных вами в рамках саммита "Восточного партнерства" на прошлой неделе. Обобщающих выводов из этих контактов - два. Первое - это стремление сотрудничать и искать пути решения разногласий, которые, кстати, непреодолимыми не являются. Второе - это признание, что нынешняя ситуация не идет на пользу нашим отношениям. А вот кому на пользу она идет, так это гибридной пропаганде. В Кремле, видимо, даже руки потирают, так хотят раскола в европейском единстве и солидарности с Украиной.

- А как вы реагируете на заявления Венгрии о блокировании сближения Украины с ЕС и НАТО?

- Я думаю, что этот вопрос связан с излишней политизацией вопроса защиты прав нацменьшинств на территории Украины. Это вызвано, прежде всего, политической кампанией в Венгрии, которая связана с парламентскими выборами в этой стране в 2018 году. Честно, мне было смешно наблюдать, как премьер-министр Венгрии Орбан в Брюсселе постоянно избегал встречи с  нашим президентом. Как только глава государства где-то появлялся, Орбан сразу же куда-то сбегал. Но ему не удалось избежать встречи с президентом Украины, состоялся очень содержательный разговор. Я думаю, что в результате победит здравый смысл и мы найдем с ними общий язык. Тем более, что в ближайшее время ожидаются выводы Венецианской комиссии по закону об образовании, в том числе касательно статьи 7. И как мы уже неоднократно заявляли, мы готовы внимательно рассмотреть те рекомендации, которые будут в этих выводах.

- Какая ситуация с "черными списками" Польши?

- Это очень непростой вопрос. Я считаю, что ненормально, когда с польской стороны звучат критические, эмоциональные и предвзятые заявления. Мы их не воспринимаем. Хочу также отметить, что это напряжение в отношениях создала не позиция украинской стороны, а позиция польской. Мы надеемся, что это все-таки временное явление, эпизод в наших отношениях, ведь мы должны думать о стратегии. Президент Украины делает все возможное, чтобы этот вопрос решить максимально конструктивным способом и устранить все раздражители в наших отношениях. Конечно же, у нас есть непростые страницы общего прошлого, но мы должны не забывая о прошлом, думать о будущем. Руководствоваться принципом, который исповедовал великий поляк Иоанн Павел II: "Прощаем и просим прощения".

Мы очень надеемся, что все-таки здравый смысл будет преобладать в позиции польской стороны. Украинская сторона инициировала вопрос оптимизации так называемых "черных списков", предложив их существенно сократить. Полностью мы не можем их отменить, ведь в этих списках есть определенные граждане Польши, которые, например, воевали со стороны боевиков на Донбассе или нелегально посещали территорию оккупированного Крыма и, конечно же, запрет на их въезд в Украину сохранится. Но мы считаем, что историки, представители академических, научных кругов, не должны так сурово наказываться за высказывание своих взглядов относительно нашего исторического прошлого.

Поэтому мы будем делать все для того, чтобы эти списки сократить. И я хочу отметить, что польская сторона положительно это восприняла и на сегодняшний день продолжается переговорный процесс на разных уровнях. Украина стремится иметь хорошие отношения с Польшей, ведь у нас много общих вызовов, которые мы должны совместно преодолевать.

- Идут ли переговоры с НАТО о получении Украиной плана действий по членству? Как НАТО реагирует и какие условия ставит на этом пути? На ваш взгляд, это перспектива какого срока?

- Сейчас диалог с НАТО находится на самом высоком уровне с момента восстановления независимости Украины. Хотел бы напомнить, что при полной поддержке президента Украины в июне этого года были приняты изменения в закон, которые восстановили и закрепили стратегический курс Украины на членство в НАТО. И что очень важно, недавно генсек НАТО Столтенберг во время форума безопасности в Галифаксе (17 ноября, Канада) в очередной раз подтвердил, что двери Альянса остаются открытыми для Украины. Глава государства имел возможность сверить часы с генсеком во время уже упомянутого мной визита в Брюссель. То есть имеем достаточно интенсивный диалог и интерес к сотрудничеству обеих сторон.

В то же время, президент неоднократно отмечал формулу сближения Украины и Альянса, где первым и главным элементом является внедрение широкого комплекса реформ для достижения соответствия критериям членства в Альянсе. Скорость и качество выполнения этой задачи имеет ключевое значение - как для самого членства, так и для укрепления нашей обороноспособности и возможности дать отпор российской агрессии.

Именно с таким пониманием мы вместе с Альянсом работаем над выполнением Годовой национальной программы, которая, собственно, и является нашим национальным планом действий по членству в НАТО. Также мы получили уникальные возможности вместе с всеобъемлющим пакетом помощи во время варшавского саммита НАТО в июле 2016 года. Это самый амбициозный пакет поддержки, которую союзники когда-нибудь оказывали своим партнерам. Как только мы абсорбирует все эти возможности, вопрос о нашем приглашении будет стоять уже в совсем другой плоскости.

- Состоится в декабре саммит Украина-НАТО?

- Видимо, вы имеете в виду проведение заседания Комиссии Украина - НАТО. Но это - министерское мероприятие. Однако действительно, сейчас мы работаем с нашими партнерами, чтобы во время будущего Брюссельского саммита НАТО заседание Комиссии уже состоялось на уровне глав государств и правительств Альянса. Речь идет об июле 2018 года.

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top