Новый закон об адвокатуре: что изменится для адвокатов и их клиентов
Президент Петр Порошенко внес в парламент законопроект об адвокатуре и адвокатской деятельности. Принятие нового профильного закона для адвокатов - один из шагов судебной реформы, стартовавшей в 2016 году. Но правозащитники неоднозначно восприняли предложенный документ. В Национальной ассоциации адвокатов Украины - Совете адвокатов Украины (НААУ - САУ) призвали Верховную раду воздержаться от принятия законопроекта. Тогда как общественная организация Ассоциация юристов Украина поддержала документ, попросив парламент как можно скорее принять его в первом чтении. Авторы документа считают, что публичная критика со стороны органов адвокатского самоуправления связана с нежеланием делиться властью и полномочиями. Подробнее о президентской инициативе - в материале РБК-Украина.
Петр Порошенко внес в парламент законопроект об адвокатуре и адвокатской деятельности (№9055). Он предусматривает расширение профессиональных прав и гарантий адвоката, как, к примеру, участие в любых следственных или процессуальных действиях, в которых участвует клиент.
Адвокату, согласно проекту, также обеспечивается беспрепятственный доступ в помещения судов и правоохранительных органов в рабочее время, если там находится его клиент. Таким образом, закрепляется право доступа к клиенту в любое время в любом месте, разъясняет член рабочей группы по реформированию адвокатуры при Совете по вопросам судебной реформы при президенте Украины, президент Ассоциации юристов Украины Денис Бугай.
"Это значит, что теперь нашего клиента без нас не могут допросить, держать, мучить, проводить у него обыски", - пояснил РБК-Украина адвокат.
Из документа также следует, что адвокаты получат персональный доступ с электронным ключом к государственным реестрам. Доступ к госреестрам – одна из наиболее положительных норм в законопроекте, говорит председатель комитета по вопросам адвокатской этики Национальной ассоциации адвокатов Андрей Цыганков. "Cегодня он (доступ, - ред.) есть, но он является негласным, когда адвокаты вынуждены получать эту информацию через следователей и через прокуроров", - пояснил изданию Цыганков.
Открытие реестров для адвокатов поспособствует тому, что правозащитники будут более подготовленными и смогут предоставлять более качественную помощь своим клиентам, соглашается Денис Бугай.
Но доступ адвокатов к госреестрам будет иметь одну важную особенность. При просмотре какой-либо информации о человеке в любом реестре в системе будет значиться, что данные просматривались тем или иным адвокатом. "Тогда может возникнуть вопрос, почему я просматривал определенные данные. И если я не найду этому обоснование, то я буду нести ответственность", - объясняет Бугай.
Еще одно нововведение, предложенное в законопроекте, предполагает возможность использования адвокатом незапрещенных технических средств без всякого разрешения должностных лиц или суда. В частности, адвокат сможет включить либо диктофон, либо видеокамеру, не спрашивая разрешения прокурора или следователя, а также фиксировать происходящее во время следственных действий, как, например, обыск или вручение подозрения.
Важные изменения предусмотрены по части адвокатской тайны. В действующем законодательстве прописано, что в случае, если клиент дает адвокату право на разглашение адвокатской тайны, он обязан предать эту информацию огласке, например, правоохранительным органам. "Но иногда клиент дает такое разрешение, не осознавая потенциальных последствий, иногда даже под давлением. Сейчас предлагаются следующие изменения: даже если есть разрешение клиента на разглашение, то у меня не будет обязанности - у меня будет право. Если я прихожу к выводу, что это будет вредить моему клиенту, то я не буду ее разглашать", - отмечает Денис Бугай.
Законодатель также предлагает закрепить за адвокатом гарантии того, что к нему не нагрянут с обысками в рамках дела его клиента. Следственные действия и обыски у адвоката могут осуществляться только по делу, в котором лично он является подозреваемым.
Кроме того, законопроектом также запрещается фиксация общения адвоката или помощника адвоката с клиентом, как и адвоката со своим помощником. Даже если такая фиксация произошла, то данные, полученные в результате такой фиксации, не могут использоваться в качестве доказательства.
Желающие стать адвокатом, согласно законопроекту, будут обязаны сдать квалификационный экзамен путем письменного анонимного тестирования. В новом законе авторский коллектив, среди прочего, расширяет виды адвокатской деятельности и, опираясь на рекомендации Венецианской комиссии, отнес к адвокатской деятельности фидуциарную деятельность (финансовые услуги, связанные с управлением активами) и медиацию (привлечение третьей стороны для урегулирования споров).
Ложка дегтя
Наряду с либеральными нормами, законопроект содержит несколько проблемных норм, которые, по мнению Андрея Цыганкова, могут "фактически уничтожить" институт адвокатуры. "Одна из проблем законопроекта заключается в безальтернативном назначении адвоката, которого выбирает клиент: когда вместе с адвокатами, привлеченных клиентом, пытаются установить возможность привлечения адвоката, который в данном случае назначается государством. Там есть такая позиция - следователь по своей инициативе назначает адвоката в той или иной ситуации", - отметил адвокат.
Что касается адвокатских прав, то проект закона не предусматривает реальную, а не декларативную ответственность за их нарушение, убежден Цыганков. "В законопроекте написано, что адвокат должен присутствовать на обысках и т.д. Но если этого не происходит - а сейчас этого не происходит - никто не несет ответственности. В предложенном законе эта ответственность не предусмотрена и вообще отсутствует практика нарушения прав адвокатов именно со стороны правоохранительных органов", - возмущается собеседник.
Впрочем, в проекте закреплены и конкретные дисциплинарные взыскания в привязке к проступкам адвокатов, в том числе за злоупотребление процессуальными правами. Последнее, по оценке Национальной ассоциации адвокатов Украины, существенно сужает гарантии адвокатской деятельности, поскольку к злоупотреблениям суд может отнести и подачу жалобы на определенное судебное решение, и подачу ходатайства для решения отдельного важного для защиты вопроса, и заявления отвода суда и тому подобное.
Ограничения злоупотребления правами, предусмотренные этим законопроектом, безусловно, не очень нравятся адвокатам, соглашается Денис Бугай. Но если адвокаты хотят получить дополнительные права, они должны гарантировать обществу и государству, что есть баланс между их правом и ответственностью, уверяет юрист. К тому же, по его словам, часть ограничений уже реализована в других процессуальных кодексах, принятых год назад, и уже предусмотрены соответствующие наказания за такие злоупотребления.
"Законодатель, с одной стороны, расширяя наши права и гарантии, повышает ответственность за злоупотребление этими правами или использования этих прав без оснований, - рассуждает Бугай.
Но он признает, что потенциально для адвоката могут возникнуть проблемы. "Если, например, я столкнусь с недобросовестным и непорядочным судьей, то теоретически такой судья может поставить вопрос о привлечении меня к ответственности. Но это не происходит автоматически, есть возможность обжалования. Лично меня тот уровень ответственности, который прописан в законе, не пугает", - говорит адвокат.
Полномочия - в регионы
Авторы законопроекта попытались упорядочить структуру и финансирование органов самоуправления в адвокатуре, и это является одной из ключевых задач документа, отмечает замглавы парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Сергей Алексеев. Сейчас, по его словам, существует конкуренция и отсутствие четкого распределения средств от адвокатских взносов между Национальной ассоциацией адвокатов и рядом территориальных ячеек.
Изменения в блоке самоуправления вызвали наиболее противоречивые оценки в адвокатских кругах. В Национальной ассоциации уже заявили, что новый закон содержит угрозы уничтожения адвокатского самоуправления и саморегулирования профессии. НААУ предлагала в части изменений к самоуправлению взять за основу базовую модель и "отказаться от экспериментов перестройки системы". В то же время Денис Бугай допускает, что публичная критика, которая исходит от органов самоуправления, является "конъюнктурными интересами отдельных руководителей".
Из законопроекта следует, что самоуправление адвокатов будет осуществляться через Национальную ассоциацию адвокатов Украины (НААУ) и региональные палаты адвокатов. НААУ, в свою очередь, должно функционировать через национальные органы адвокатского самоуправления - съезд адвокатов Украины, Совет адвокатов Украины, Высшая квалификационная комиссия адвокатуры, Высшая дисциплинарная комиссия адвокатуры, Высшая ревизионная комиссия адвокатуры. Региональная палата адвокатов - через региональные органы адвокатского самоуправления.
Вместо Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, согласно законопроекту, создается два отдельных органа - Высшая квалификационная комиссия адвокатуры и Высшая дисциплинарная комиссия адвокатуры. Закрепление такой структуры как раз и должно устранить многовластие в адвокатуре и конкуренцию внутри самоуправления, говорит Алексеев.
Критика положений в части самоуправления, по мнению как Алексеева, так и Бугая, прежде всего, обусловлена тем, что документом ограничивается срок пребывания на должностях в органах адвокатского самоуправления - тремя годами и не более чем два срока подряд. Сейчас же каденция составляет пять лет без ограничений в переизбрании.
"Нам нужна постоянная ротация, потому что коллеги, которые заходят в руководство, затем держатся за эти должности зубами. Есть случаи в адвокатуре, когда должности фактически передавались по наследству, - поясняет Бугай. - Почему наши руководители адвокатуры очень хотят оставаться у руля? Адвокатура делегирует своих кандидатов в Совет правосудия - два члена, в Высшую квалификационную комиссию судей - два члена, а также в Дисциплинарную комиссию прокуроров", - говорит адвокат. То есть, по его словам, органы адвокатского самоуправления влияют на регуляторы судебной системы в части назначения судей, в части их дисциплинарной ответственности и в части дисциплинарной ответственности прокуроров.
"Безусловно, тот, кто управляет системой адвокатуры, имеет влияние на назначение кандидатов, которых мы делегируем в эти органы на съездах. Безусловно, это политическое влияние", - говорит Бугай.
Кроме того, законопроект внедряет децентрализацию полномочий органов адвокатского самоуправления - адвокаты регионов смогут самостоятельно решать вопросы регионального значения на местном уровне. Документом также отменяются собрания адвокатов, и, как следствие, - все адвокаты региона будут иметь право на непосредственное участие в конференции адвокатов региона.
"Сегодня складывается такая ситуация, что адвокаты в Кропивницком не могут провести свое собрание, пока центр не согласует им квоту. Квоту тебе утвердят только в том случае, если ты с центром имеешь теплые и дружеские отношения. Сейчас здесь заложена возможность давления, манипуляции", - рассказывает Бугай.
Тогда как Андрей Цыганков негативно оценивает идею с ликвидацией системы централизации адвокатского самоуправления. Вместо единой организации, которая есть сейчас, появятся небольшие "княжества" адвокатуры в каждой области - региональные советы адвокатов, опасается адвокат.
"Эти региональные советы вообще не могут иметь равные права с адвокатурой Украины, поскольку, например, численность адвокатов в Киеве, Киевской области составляет несколько тысяч. А есть области, где количество адвокатов измеряется сотнями, - рассказывает Цыганков. - Мы придем к тому, что реализация защиты по уголовным производствах на Волыни будет отличаться от реализации защиты непосредственно в Киеве - будут разные гарантии, разная система защиты в отношении адвокатов Украины в зависимости от места их проживания".
Расширение полномочий региональных органов адвокатского самоуправления подразумевает индульгенцию их руководителям, пойманных с поличным, добавляет Цыганков.
Денис Бугай наличие таких рисков, напротив, отрицает. "Система выборов в этом законопроекте предусмотрена таким образом, что адвокаты в любой момент могут этого "князька" в регионе поменять. Сегодня этого сделать невозможно. На руководителях в регионах также распространяются ограничения относительно пребывания на должности по сроку", - парирует Бугай.
Деньги портят
Авторский коллектив предлагает ввести утверждение бюджета адвокатского самоуправления Украины и бюджета региональной палаты адвокатов. Бюджет адвокатского самоуправления будет утверждаться съездом адвокатов Украины ежегодно. Бюджет региональной палаты адвокатов - ежегодно конференцией адвокатов региона.
Средства, полученные от уплаты ежегодных адвокатских взносов и платы за сдачу экзаменов, будут распределяться между органами адвокатского самоуправления в пропорции 70% - на региональные органы и 30% - на национальные органы, если другое не будет утверждено съездом адвокатов Украины.
Национальные и региональные органы также будут обязаны обнародовать годовой финансовый отчет на своих сайтах. В обязательном порядке будет проводиться и публиковаться периодический независимый аудит органов адвокатского самоуправления.
Цель таких нововведений - прозрачность финансирования адвокатуры, поясняет Бугай. И это, по его мнению, еще одна из причин критики нового закона со стороны НААУ.
"По приблизительным подсчетам, у НААУ есть ресурсы и активы на сумму 50 млн гривен - это все создано на средства из адвокатских взносов. Куда идут эти взносы и как они используются, мы точно не понимаем и не знаем", - утверждает собеседник.
По его словам, также нередки случаи, когда органы адвокатского самоуправления устанавливают дополнительные обязательные платежи из адвокатов - плату за выписку из реестра или плату за ордер. "Когда у нас в ближайшие годы адвокатов будет примерно 50 тысяч, это может превратиться в выгодный бизнес", - уверен Бугай. Но впоследствии адвокаты переложат все эти дополнительные расходы на своих клиентов, и адвокатские услуги станут дороже.