Николаев является одним из ключевых промышленных центров юга Украины. О том, какие сегодня стоят проблемы перед городскими властями, как решается вопрос с ремонтом дорог, а также о политических предпочтениях горожан в интервью РБК-Украина рассказал первый заместитель мэра Николаева Юрий Гранатуров.
РБК-Украина: Ранее Николаев считался исключительно городом корабелов. В чем сегодня инвестиционная привлекательность вашего города?
Юрий Гранатуров: Николаев объявлен городом свободного предпринимательства. И мы были первыми, кто открыл единое окно разрешительной системы для получения соответствующих документов. Кроме того, Николаев является членом Ассамблеи городов СНГ, а также входит в Черноморский клуб, состоящий из восьми европейских стран. Городская власть делает все возможное, чтобы международное сотрудничество было взаимовыгодным, чтобы развитие города было динамичным, чтобы он был не просто инвестпривлекательным, но и комфортным для жизни.
И эта политика приносит свои плоды. В Николаеве присутствуют, в том числе, всемирно известные бренды - «Сандора», «Лакталис», «Президент». Здесь работает один из крупнейших зернотрейдеров «Нибулон», хорошо себя чувствуют Николаевский глиноземный завод, ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», а также ряд судостроительных предприятий. Сегодня мы готовы привлекать огромное количество инвестиций в систему энергосберегающих технологий, в реформирование ЖКХ, жилое и дорожное строительство, возведение социальных объектов.
РБК-Украина: Это крупные проекты. А как себя чувствует в вашем городе малый и средний бизнес?
Ю.Г.: Сегодня 35-40% доходной части городского бюджета - поступления от малого и среднего бизнеса. И мы очень рады, что это именно так.
До 1996 г. Николаев был закрытым городом. В 1999-2000 гг. наш город пережил кризис, когда судостроение оказалось никому не нужным. Десятки тысяч квалифицированных людей были практически выброшены на улицу. Многим из них пришлось создавать что-то свое, чтобы выжить. В Николаеве 65% взрослого населения - инженерно-техническая элита бывшего Советского Союза, поэтому многие нашли себя в различных видах бизнеса. Малый бизнес - не обязательно лоток для продажи одежды или пирожков. Сегодня многие малые предприятия работают в сфере высоких технологий и известны не только в Украине, но и в СНГ.
РБК-Украина: Что будет с этими предпринимателями, когда повысятся единый налог, рыночный сбор? Многие говорят, что не смогут работать в таких условиях.
Ю.Г.: Уже говорил и повторюсь. Единый налог, который существует сейчас в унифицированном виде - это абсурд. Один предприниматель платит единый налог и после этого еле-еле сводит концы с концами, другой - получает бешеную прибыль и платит налог в таком же размере. Необходимо учитывать, чем и как занимается предприниматель, какой у него оборот. И не надо такие моменты драматизировать.
Нам нужна новая система налогообложения. Полагаю, Президент Виктор Янукович и правительство Николая Азарова правильно развивают решение этого вопроса. После того, как местным органам самоуправления будут делегированы соответствующие права, необходимо четко, спокойно и разумно подойти к единому налогу. Так, чтобы малый и средний бизнес развивался, но при этом мы не забывали о городском бюджете, социальной инфраструктуре и т.п.
РБК-Украина: Проезжающие через Николаев, например, экс-глава Минтранссвязи Иосиф Винский, говорят, что в Николаеве чуть ли не самые плохие дороги среди всех областных центров страны. Тот же И.Винский винит в этом мэра Владимира Чайку. А Вы как считаете, кто виноват в таком качестве дорожного покрытия в городе?
Ю.Г.: Я бываю практически во всех областных центрах Украины и ощутимой разницы среди городов, равных Николаеву, не замечал. Мне очень странно, что человек, отвечавший за состояние дорог в стране, валит с больной головы на здоровую, потому что благодаря позиции бывшего министра, И.Винского, мы до сих пор не сдвинулись с мертвой точки по строительству объездного моста. И если наши два моста, без которых мы не можем существовать, выдерживают нагрузку в сотни раз большую, чем была спланирована на момент их строительства, то винить человека, который делает все возможное, нельзя. Тем более, что не только мэр отвечает за состояние дорог в Николаеве.
У меня тоже есть машина, и я тоже очень недоволен городскими дорогами. Мне обидно, что, работая в городской власти, я выслушиваю достаточное количество упреков, которые, конечно, справедливы. Но, давайте вспомним прошлую зиму, к которой не готовой была вся страна. Мы десятилетиями не видели снега, техника в необходимом количестве отсутствовала... Кроме того, специфическая николаевская зима, когда днем снег тает и затекает в малейшие трещины, ночью же бьет мороз - и асфальт просто разрывает при малейшей чистке. Все эти факторы сыграли свою негативную роль.
Сейчас мы берем 25 млн кредита на дороги. Программа «Городская дорога» будет выполнена в течение кратчайшего периода.
РБК-Украина: Эти деньги будут осваиваться до 31 декабря или через два месяца с дорогами все будет в порядке?
Ю.Г.: Эти деньги будут освоены в течение двух-трех месяцев.
РБК-Украина: Почему бы не сделать так, как в Киеве: сначала ямочный ремонт, а потом уже ремонт тех отрезков пути, на которые выделены средства?
Ю.Г.: Основной ямочный ремонт в аварийный местах выполняется сейчас. Однако, мы не в Киеве и не можем себе позволить выбросить деньги на ветер один раз, потом еще раз и еще. Нам надо сделать один раз, но четко и качественно. И горожане нас в этом поддерживают.
РБК-Украина: Многие николаевские пенсионеры ожидали обещанного Партией регионов увеличения пенсий, но так и не дождались. Возможно ли это увеличение и своевременная выплата пенсий?
Ю.Г.: Несвоевременная выплата пенсий невозможна. Тем более, что Партия регионов и наш Президент слов на ветер не бросают. И пусть так называемая оппозиция через десять дней после инаугурация шумела, что там не доплатили, там не выплатили. Да, пока мы разгребем все, что они натворили до нас, нам непросто будет в полном объеме выполнить свои обещания. Ведь никто же не обещал, что на следующий день после выборов благополучие как манна небесная само свалится на голову. Премьер сказал четко и конкретно, на какие суммы и в какие сроки будут выплачены пенсии и повышены зарплаты.
В Николаеве никаких проблем с этим нет. Мы четко выполняем свои обязательства перед пенсионерами. Налажена нормальная работа между органами местного самоуправления, правительством, администрацией Президента. И это приносит свои плоды.
РБК-Украина: Судя по всему, приближаются местные выборы. Каковы политические симпатии жителей Николаева, насколько напряженной может быть борьба между политическими силами за кресло мэра и места в горсовете?
Ю.Г.: Лидером общественного мнения является Партия регионов - в 2004, 2006, 2007 и в 2010 гг. За нас традиционно отдают голоса не менее 75% горожан.
РБК-Украина: И за что ж николаевцы так любят Партию регионов?
Ю.Г.: Партии не любят, партиям доверяют. Николаевцы доверяют Партии регионов, которая никогда не подводила наших горожан в своих обещаниях.
РБК-Украина: Юрий Исаевич, Вы член Партии регионов, депутат трех созывов. Скажите, Партия регионов определилась с кандидатом на должность мэра Николаева?
Ю.Г.: Во-первых, сегодня еще не назначена дата выборов. Во-вторых, для Партии регионов на сегодня самое главное - это выполнять программу нашего Президента В.Януковича. Многие говорят, что, мол, «не успеете своего кандидата раскрутить». У нас достаточно уважаемых, опытных, профессиональных людей, которым не нужна никакая «раскрутка».
Есть принцип трех «п»: патриотизм, профессионализм и порядочность. Исходя из этого, с учетом результатов опросов общественного мнения и будет принято решение по конкретному кандидату и по кандидатам в депутаты городского совета.
Ведь мэром теоретически может стать любой. Вопрос, что и как он будет делать дальше? Глубоко убежден, что в любом случае, в городской власти надо сохранять преемственность и делать ставку на опытных и энергичных управленцев, которые досконально знают городское хозяйство. Если выборы не самоцель, не удовлетворение амбиций, то в этом случае для любого профессионала найдется серьезная, ответственная работа.
Беседовал Егор Васильев, специально для РБК-Украина