Выходя из тени: где прячутся нелегальные средства
Уровень теневой экономики в Украине идет на спад, констатируют в Минэкономразвития. За год объем "тени" сократился на четыре процентных пункта и по результатам первого полугодия 2016-го составил 38% от ВВП. В нелегальном обороте находится более 800 млрд гривен, но в правительстве говорят о позитивной тенденции к уменьшению "тени" как следствие "активной политики дерегуляции" и адаптации бизнеса к существующим условиям.
Больше всего "теневых средств" в финансовой и страховой сферах, добывающей промышленности и при операциях с недвижимостью. Самый низкий уровень махинаций со средствами - в сельском хозяйстве.
Эксперты не столь оптимистичны, отмечая, что объем "теневых" денег сопоставим с двумя программами финансирования МВФ. Бизнес жалуется на "ручное" управление экономикой, коррупционные поборы и игнорирование норм законодательства. И это нельзя оправдать военными действиями на Донбассе, ведь серьезных судебной, административной реформ так и не произошло, как и не реализована регуляторная гильотина и не минимизирована коррупция в фискальных органах.
Проценты отступления
В первом полугодии 2016 года уровень теневой экономики составил 38% от ВВП. По подсчетам Минэкономразвития, за год этот показатель сократился на четыре процентных пункта (п.п). "Мы ожидали, что тенденция пойдет на спад. В определенных условиях, таких как макроэкономическая стабилизация, "тень" сокращается, а вот в кризис - растет", - отмечает собеседник РБК-Украина в министерстве. В пресс-службе ведомства добавляют, что нынешние тенденции снижения оборота средств в "тени" - адекватная реакция экономики страны на объективные условия, в которых она функционировала в январе-июне. Инфляция в этот период составила 4,9%, в то время как в первом полугодии 2015 года - 40,7%, гривна обесценилась на 6,5% против роста курса в 1,4 раза годом ранее.
В отчете МЭРТ, где говорится о сокращении "тени", также речь идет об активном проведении правительством политики дерегуляции предпринимательства и адаптации бизнеса к существующим условиям. В частности, среди названных достижений - реформирование системы госзакупок, доступ к данным госреестров юридических и физических лиц, упрощение и сокращение времени на прохождение таможенных процедур. На детенизацию на рынке труда оказало влияние снижение ставки ЕСВ вдвое - до 22%. Однако о каком объеме легализации доходов идет речь, в МЭРТ не уточняют.
Снижение теневого оборота сдерживалось низким уровнем кредитования бизнеса (за отчетный период сокращение на 4,6%), негативной внешнеэкономической конъюнктурой, усугублением торгового и военного конфликтов с Россией, а также отсутствием кредитных средств МВФ и других финансовых партнеров Украины. Эти проблемы негативно сказываются и на показателях развития экономики в целом.
В тени, по подсчетам РБК-Украина, находится около 860 млрд гривен (38% от ВВП). В МЭРТ отмечают, что оценку уровня теневой экономики следует рассматривать как ориентир по изменению тенденций, а не ее номинальных объемов. "Четко разграничить официальный и теневой сегмент экономики невозможно, так как происходит постоянный переток ресурсов", - поясняют в пресс-службе министерства.
Согласно исследованию, лидерство по уровню теневой экономики за сектором финансовой и страховой деятельности. Здесь теневой оборот хоть и снизился на пять п.п, но остается достаточно высоким - 58%. Чуть меньше - 52% - в добывающей промышленности, 46% зафиксировано по операциям с недвижимостью. Наименьшие показатели - 9% - в сельском хозяйстве, но за год в этой отрасли наблюдается рост "тени" на два п.п. Не исключено, что это последствия частичного перехода аграриев на общую систему налогообложения НДС. Однако в МЭРТ уверены, что по итогам года эти результаты могут существенно поменяться, так как квартальные и полугодовые отчеты в этой сфере могут свидетельствовать лишь о тенденциях.
"Черные дыры" экономики
По словам советника Ассоциации украинских банков Алексея Куща, лидерство финансовой системы в "теневых" махинациях объясняется тем, что она является инфраструктурой, обеспечивающей процесс движения ресурсов. Только в моменты роста экономики деньги выводятся из «тени» и вкладываются в сегменты роста, что, например, наблюдалось до 2008 года в секторе недвижимости, в том числе и с операциями с землей, а в периоды падения - наоборот. "Тенизация в период экономической деградации - это естественный процесс: люди и бизнес будут забирать деньги из банков, покупать валюту, бизнес будет экономить на налогах и переходить в "тень". Если бизнесмен не может купить валюту, он тоже уйдет в "тень", - добавляет Кущ. - Выход - создание точек роста экономики, обеспечение единых правил, то есть многого того, чего у нас не будет: нормального финмониторинга, судебной и налоговой систем, защиты прав кредитора и инвестора".
В Нацбанке РБК-Украина пояснили, что страховой рынок сейчас стал финансовой "черной дырой" страны. "Все, что выдавили из банков, полезло туда для отмывания и вывода денег. Перестрахование - одна из схем: страхуешь риск, его на большую сумму страховая перестраховывает за рубежом, риск не случился, а деньги выведены. А чего только схема с "Михайловским" стоит!", - рассказывает источник в НБУ.
Существенную долю "тени" дает и нелегальный валютный рынок. По словам замдиректора Центра экономической стратегии Марии Репко, если официальный ежемесячный объем рынка составляет 50-60 млн долларов, то "черный" - в разы больше - 1,2 млрд долларов. "Для того чтобы снизить уровень нелегального оборота на валютном рынке Верховной Раде необходимо отменить 2% сбор в Пенсионный фонд при обмене валюты, а Нацбанку - отменить ограничения на обмен валюты. Они искусственно загоняют официальный сектор в "черную" зону, где курс может отличаться на 2 гривны. Если снять ограничения, то неофициальный сегмент сузится, а также снизится спрос-предложение для тех, кто занимается контрабандой и соответственно уходом от налогообложения", - говорит Репко.
Не менее важен и максимальный переход на безналичный расчет. В первую очередь здесь речь идет о рыночной торговле, представители которой реализуют дешевый товар за наличные деньги, ввезенный по теневым схемам без уплаты налогов, с которыми внутреннему легальному производителю конкурировать достаточно сложно. Доля безналичных расчетов в Украине растет. По данным НБУ, во втором квартале она составила 34,9%.
Стоит отметить, что динамика уровня теневой экономики осуществляется МЭРТ по четырем методика. Три из них - "Убыточность предприятий", монетарный и электрический методы - показали позитивную динамику. Методика "Расходы населения - розничный товарооборот" показал наивысший уровень "тени" - 53% от ВВП. В течение года он остался неизменным. Таким образом, МЭРТ сопоставляет расходы домохозяйств на приобретение потребительских товаров с общим объемом продаж в легальном секторе экономики. Превышение расходов и является результатом реализации продукции, которая имеет нелегальное происхождение. "Оценка дает возможность увидеть ту часть "теневых" доходов, которая была использована населением на покупку товаров с отсрочкой времени и хранилась на "черный день", - поясняют в МЭРТ. - С этой "засвеченной" части уплачиваются непрямые налоги, тогда как сумма самих "теневых" доходов выводится из-под налогообложения. С другой стороны, при наличии неблагоприятных условий, инфляции, например, или валютных шоков, население отдает предпочтение покупке товаров в более дешевом "теневом" сегменте розничной торговли".
В то же время, по словам генерального директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, контролирующие органы, в частности, Государственная фискальная служба, делают все, чтобы минимизировать легальные потоки и увеличить коррупционный "налог". "Мы сейчас возвращаемся к тому, от чего уходили в 2013-2014 годах. Я говорю о возобновлении всех теневых схем, о постоянных проверках бизнеса, поэтому нелегальный оборот не то что будет падать, а уже мы видим рост, - рассказывает Дорошенко. - У меня есть клиенты, которые при Марушевской (Юлия Марушевская, экс-глава Одесской таможни, - ред.) начали работать через Одесскую таможню, потому что показывали там документы и если в них все нормально, то никто ничего дополнительного не требовал. А теперь им всем буквально на прошлой неделе разослали письма о проведении внеплановых проверок. Сегодня очередному клиенту пришло "письмо счастья", он работает "вбелую" и теперь его проверяют. Значит, легально никому не нужно. Еще один клиент-иностранец, занимался импортом электромобилей, сказал, что уходит из Украины. Он еще ничего здесь не заработал, но много потерял. И шага не мог ступить без каких-то проверок. Зато его представительства работают в Дубае, в Африке недавно открыл. Говорит, что в Африке чувствует себя защищенным".
Помимо давления на импортеров электромобилей, подобные схемы реализовываются для субъектов, которые ввозят сырье, промышленные товары и продукты питания. Цена вопроса - 10-20% от суммы контракта или оборота в зависимости от размеров компании. Все расходы, очевидно, будут ложиться в конечную стоимость реализовываемого товара. "Иностранцы держатся, но когда эта ситуация станет критичной, просто будут уходить отсюда, - отмечает Алексей Дорошенко. - Поэтому оптимизма нет, только чувство страха. ГФС требует дополнительный коррупционный налог, мораторий на проверки не соблюдается. Только по Киеву мы насчитали 1500 проверок от ГСЧС с огромными штрафами. Несоблюдение законов и есть причина многих наших бед".
Поэтому эксперты сомневаются в объективности подсчетов уровня теневого сектора. Но если для правительства даже такое снижение показателя "тени" позитивная тенденция, то для исполнительного директора фонда Блейзера Олега Устенко, это колоссальные потери бюджета в виде неуплаченных налогов, недофинансированных программ. Потери сопоставимы с двумя программами кредитного финансирования от МВФ. А кроме того, такой показатель "тени" - индикатор того, чтобы бизнес сам не горит желанием выходить на "белые" отношения, так как плательщики не знают и не имеют возможности контролировать куда идут уплаченные ими налоги. "Украина в парадоксальной ситуации. 500 тыс. чиновников не дают развиваться 42-миллионной стране. Мы отмечаем третью годовщину Революции Достоинства, за это время можно было сделать колоссальный прорыв в борьбе с коррупцией, легкости ведения бизнеса, провести регуляторную гильотину, сломать хребет старой постсоветской судебной системе. Нельзя все списывать на войну",-- пессимистичен Устенко. По его мнению, окно возможностей для Украины уже лишь чуть приоткрыто и захлопнуться может в 2017 году, когда страна лишится политической поддержки западных партнеров. Им будет уже не до нас: во Франции и Германии свои проблемы и выборы, администрация нового президента США будет сформирована уже ближе к весне, но там пока перспективы оценивать сложно.