Принятие в первом чтении Избирательного Кодекса катализировало разрастание дискуссии о необходимости и формате ротации политических элит. Об этом сегодня заговорили не только парламентские оппозиционеры, но даже и представители правящей коалиции. Которые, вероятно, вспомнили, что еще в ноябре 2014 года, после формирования коалиции "Европейская Украина", взяли на себя обязательство до июля 2015 года отказаться от смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы.
Избирательный Кодекс перед вторым чтением получил уже несколько тысяч поправок. Этот вал технически способен похоронить избирательную реформу. Поэтому считаю важным выделить основные параметры избирательной системы, которые, на мой взгляд, являются определяющими для осуществления ее эффективных улучшений. Это внедрение механизма праймериз, ограничение влияния админресурса в виде обязательных, на период избирательной кампании, отпусков для чиновников, желающих баллотироваться в депутаты, это обязательное прозрачное финансирование, а также ограничение и автоматическая фиксация источников взносов на деятельность партии, это запрет рекламы и обязательное участие претендентов в публичных дебатах, а также возможность самостоятельного выбора гражданином избирательного участка для голосования.
Эти параметры мы с единомышленниками по "Международному республиканскому клубу" включили в законопроект №7366-6. Он уже зарегистрирован в парламенте. Остановлюсь на специфике некоторых из параметров, требующих, на мой взгляд, более подробного разъяснения.
Праймериз. В законопроекте мы предлагаем формировать открытые партийные списки для выборов на пропорциональной основе через механизм праймериз. Фактически речь идет о том, что сторонники той или иной партии, участвующей в выборах, накануне выборов формируют ее список посредством предварительного голосования за кандидатуры претендентов. И, соответственно, к моменту выборов в парламент, партия уже представляет в ЦИК список своих кандидатов, одобренный сторонниками политической силы. Что, с одной стороны, делает полностью прозрачным процесс формирования списка, а с другой – повышает гражданскую ответственность избирателей, делегирующих в большую политику представителей своей политсилы.
Личный кабинет избирателя. Важный параметр, предлагаемый нами в законопроекте 7366-6 – это упрошение процедуры регистрации избирателей через личный электронный кабинет. Существующее сейчас "крепостное право", при котором избиратель обязан голосовать лишь по месту регистрации – это анахронизм. Граждане должны иметь возможность самостоятельно определять, на каком избирательном участке им удобее проголосовать. Такой механизм позволит принять участие в выборах тем людям, кто в силу различных объективных причин не может проголосовать по месту регистрации. К тому же, существующих на сегодня программных алгоритмов достаточно для того, чтобы обеспечить надежную идентификацию личности избирателя.
Фиксация факта голосования. Избиратель должен быть уверен, что, даже если он не смог проголосовать, то его голосом никто не воспользуется. Поэтому в законопроекте мы предлагаем открыть данные реестра избирателей о факте их волеизъявления. Информация о том, что избиратель пришел на участок, должна в режиме онлайн обновляться членами ТИК при регистрации избирателя на участке и выдаче ему бюллетеня.
Уверен, что предлагаемые нами в законопроекте 7366-6 изменения позволят существенно улучшить качество избирательных кампаний и устранить основные недостатки нынешнего алгоритма выборов в Верховную Раду.
Хотя, на мой взгляд, технологически будущее украинской избирательной системы – за электронным голосованием через смартфоны или устройства, которые вскоре придут им на смену. Потому что уже сегодня граждане Украины могут с телефона проводить значительные финансовые транзакции – управлять банковскими счетами, оплачивать услуги и товары. И имеющиеся возможности идентификации плательщика позволяют проводить такие операции безопасно. Тем более что в Украине уже стартовал стандарт 4G. Ведь это нонсенс, что в XXI веке избиратели, у многих из которых в руках -- мощные компьютеры-смартфоны, должны идти на голосование в холодную школу, где на веревочке висит авторучка, а бюллетени в течение месяца подсчитывают подслеповатые бабушки.
Электронному голосованию нет альтернатив. И оно в различных проявлениях набирает популярность в мире. В ряде развитых стран мира государство идет по пути совершенствования собственно процедуры волеизъявления посредством электронных комплексов, что повышает надежность идентификации избирателя и оперативность подсчета гололосов. Не отстают и в СНГ. Например, в начале марта в Казахстане был презентован прототип автоматизированной информсистемы, применение которой снижает вероятность ошибок оператора и выдает результаты голосования практически онлайн.
А в некоторых странах, например, в Британии, США, в Эстонии применяется интернет-голосование. Кстати, в Эстонии интернет-голосование используется уже с 2005 года. И на выборах в Европейский парламент в 2014 году более 30% всех избирателей воспользовались возможностью интернет-голосования.
Поэтому, я буду считать свою миссию по совершенствованию избирательного законодательства завершенной, когда Украина сможет перейти на 100%-е электронное голосование с мобильных устройств с использованием самых современных технологий защиты информации. Например, того же блокчейна. Чтобы исключить фальсификации итогов выборов. И чтобы граждане Украины, прежде всего – молодежь, смогли удобным для них образом проголосовать за будущее Украины.