ua en ru

Вячеслав Шевченко: Инвестор ХТЗ приложит все усилия для эффективной работы предприятия

Вячеслав Шевченко: Инвестор ХТЗ приложит все усилия для эффективной работы предприятия Фото: Вячеслав Шевченко

Ситуация, которая сложилась на протяжении практически всего 2016-го года вокруг легендарного Харьковского тракторного завода (ХТЗ), похоже, стабилизировалась. Так, Червонозаводской районный суд Харькова принял решение, которое позволит не только закрыть уголовное производство в отношении руководства предприятия, но и разблокировать работу машиностроительного гиганта.

Это означает, что пришедший на завод новый стратегический инвестор в лице Александра Ярославского сможет реализовать задуманное и возродить производство. Стоит отметить, что он уже сделал для завода многое – от выплат из собственного кармана зарплаты коллективу в целях сохранения кадрового ресурса до переговоров с чиновниками самого высокого уровня. В частности, ранее сообщалось о соответствующих встречах Ярославского с президентом Украины Петром Порошенко, послом США в Украине Мари Йованович и также с ее предшественником Джеффри Пайеттом.

При этом ранее на ХТЗ заявляли, что есть целый ряд персоналий, которые сопротивляются возобновлению работы завода. На предприятии не исключают, что они стоят не только за оказанием давления на отдельные силовые структуры, чьи "неправомерные действия", по данным ХТЗ, "заблокировали деятельность предприятия на месяцы". Впрочем, в ХТЗ уверены, даже информационные атаки вряд ли остановят инвестора на пути к возрождению завода, о чем, собственно, в интервью "РБК-Украина" рассказал исполняющий обязанности генерального директора ХТЗ Вячеслав Шевченко.

- Насколько оправданы заявления о относительно возобновления производства на ХТЗ уже в самое ближайшее время?

- Действительно, такие прогнозы имеют под собой основу. Особенно после того, как 23 декабря следственный судья Червонозаводского районного суда Харькова частично удовлетворил жалобу адвокатов генерального директора ХТЗ Андрея Коваля и обязал прокуратуру в трёхдневный срок повторно рассмотреть ходатайство о закрытии уголовного производства, а также отменил как незаконное постановление прокурора от 05.09.2016, которым было отказано в удовлетворении соответствующего ходатайства адвоката.

При условии конструктивной позиции прокуратуры, мы уверены в принятии во внимание предоставленных доказательств, указывающих на отсутствие состава инкриминируемых должностным лицам ХТЗ преступлений. В свою очередь, это означает скорейшее закрытие уголовного производства и получение предприятием возможности работать. Сегодня мы можем говорить о том, что "зеленый свет" разблокированию предоставлен на самом высоком уровне – вплоть до Президента Украины.

- О необходимости возобновить работу предприятия и раньше говорили чиновники достаточно высокого ранга...

- Конечно. Инвестор ХТЗ - Александр Ярославский - достаточно часто поднимал этот вопрос на всевозможных мероприятиях с участием дипломатов, инвестиционного сообщества, политической элиты. О необходимости властей вмешаться в ситуацию в различные периоды говорили министр внутренних дел Арсен Аваков, секретарь Национального инвестиционного совета Борис Ложкин, представители регионального самоуправления и пр. Да и не будем забывать, что сам премьер-министр Владимир Гройсман неоднократно говорил, что аграрной стране остаться без собственного сельскохозяйственного машиностроения просто недопустимо.

- Какие теперь планы у топ-менеджмента Харьковского тракторного завода?

- Как можно быстрее спасать предприятие. И я не оговорился, его действительно надо спасать. Завод полностью бездействовал на протяжении практически всего года. За это время мы могли бы произвести порядка 1218 тракторов и получить доход на уровне 1,1 млрд грн.

Можно говорить и о том, что из-за остановки завода бюджет недополучил более 61 млн грн без учета налога на прибыль, а, учитывая нашу экспортную ориентированность, отечественная экономика лишилась возможности привлечь порядка 25 млн долларов.

- Похоже, что вы не остаетесь равнодушными к проблемам бюджета и экономики в целом. А убытки самого предприятия вы считали?

- Помимо недополученной прибыли в 1,1 млрд грн, о которой я уже говорил, за период простоя предприятием получен прямой в размере 92,5 млн грн. Если учесть расходы на запуск производства, на восстановление потерянных рынков сбыта, то общий убыток от блокирования работы ХТЗ, на ой взгляд, превысит 300 млн грн.

- После решения суда от 23 декабря в прессе начали появляться новости о якобы имеющем место "вырезании" завода. Что вы об этом думаете?

- Безусловно, я читал такие материалы в онлайновых изданиях. В те месяцы борьбы за будущее завода мы уже привыкли к многочисленным информационным атакам, дискредитационным "вбросам" в СМИ и пр. Можно сказать, что мы уже привыкли, а наши партнеры и сотрудники даже не реагируют на подобные провокации.

- Что вы имеете в виду?

- Могу привести один показательный пример. В декабре 2014 года был заключен договор между АО "ХТЗ" и ООО "Время-2050", занимающимся (согласно КВЭД) оптовой торговлей отходами и металлоломом. К этому договору в период с февраля 2015 по февраль 2016 года были составлены допсоглашения. Вот некоторые из них.

Первое – от 12 февраля 2015 – это демонтаж ЧЛЦ №1 (чугунно-литейный цех), пяти других высоких железобетонных сооружений и пр. Второе – от 22 апреля 2015 – это строения холодильной установки, тепло и материалопроводов (так написано в договоре), строения склада кислот и щелочей. Четвертое – от 10 сентября 2015 – это демонтаж СБ-3 (сборочный цех). Седьмое - от 4 февраля 2016 – это демонтаж бывшего колесного цеха. Восьмое - от 5 февраля 2016 – это демонтаж МСК-5. Девятое - от 17 февраля 2016 – это демонтаж склада ОКС (отдел капитального строительства). Причем вырез металлолома проводился повсеместно по заводу.

Последние дополнительные соглашения оформлялись задним числом, когда уже вырезка металлолома произошла. Документы подписывались Владиславом Губиным без предварительного согласования с директорами по направлениям, никакого тендера на заключение договора с ООО "Время-2050" не было, оценку имущества проводила товарная биржа "Евромаркет", не являющаяся контрагентом АО "ХТЗ", оценка имущества была заниженной и пр. И это я привел только один пример. Безусловно, все эти документы, которые были получены в ходе служебного расследования, мы уже передали в правоохранительные органы. Там уже ведется два уголовных производства по фактам хищения на 23 млн грн и 44 млн грн соответственно.

- Несмотря на такую ситуацию, нынешнее руководство Харьковского тракторного завода, судя по всему, настроено весьма оптимистично. Какими будут ваши ближайшие шаги?

- Сейчас мы ожидаем закрытия уголовных дел против Андрея Коваля и устранения всех препятствий для нормальной деятельности предприятия. После этого, мы уверены, регулятор разрешит принадлежащей Александру Ярославскому группе DCH открыть для Харьковского тракторного завода кредитную линию, за средства которой мы начнем реализацию плана возрождения производства.

Не сомневаюсь, что инвестор приложит все усилия, чтобы сохранить производственный потенциал предприятия, наладить его эффективную работу, а также реализовать все мероприятия, предусмотренные стратегией санации завода.