Врио главы УЗ Евгений Кравцов: Системы, которая исключала бы возможность злоупотреблений, в УЗ не создано

Евгений Кравцов приступит к исполнению обязанностей главы правления УЗ 10 августа (фото РБК-Украина) Евгений Кравцов приступит к исполнению обязанностей главы правления УЗ 10 августа (фото РБК-Украина)

Правительство вчера удовлетворило отставку главы правления государственной железнодорожной компании ПАО "Укрзализныця" Войцеха Балчуна. Он занимал эту должность с апреля прошлого года и уволился по собственному желанию. По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, который никогда не скрывал своей лояльности к Балчуну, причиной отставки стали "личные обстоятельства".

Обязанности Балчуна будет временно исполнять экс-глава набсовета УЗ Евгений Кравцов. До вчерашнего дня он совмещал эту должность с постом первого заместителя министра инфраструктуры. Как и у Балчуна, у Кравцова сложные отношения с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном. Но несмостря на то, что чиновник ранее уже просил правительство уволить Кравцова, и на то, что обязанности главы УЗ он исполняет временно, настроен Евгений Кравцов решительно. Своими планами в новой должности он поделился с РБК-Украина.

Вчера, 9 августа, Кабинет министров уволил Войцеха Балчуна с должности председателя правления ПАО "Укрзализныця". По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, Балчун написал заявление по собственному желанию. Официальной причиной такого шага глава правительства назвал личные обстоятельства. "Я хочу поблагодарить его за работу, сказать о том, что я понимаю, что он работал в достаточно тяжелых условиях, это очень сложное предприятие, - заявил Владимир Гройсман. - Причиной подачи этого заявления являются личные обстоятельства господина Балчуна".

Войцех Балчун стал одним из первых иностранных менеджеров, который возглавил такое крупное украинское госпредприятие как "Укрзализныця". Правительство назначило его на должность главы правления УЗ 20 апреля прошлого года. Как ранее писало РБК-Украина, в 2008-2013 годах Войцех Балчун занимал пост президента крупнейшего в Польше логистического грузового железнодорожного оператора PKP Cargo. Кроме того, с 2012 года в качестве председателя наблюдательного совета он занимался спасением почти обанкротившейся авиакомпании LOT. После этого он отошел от управления компаниями и занимался музыкой. В Украине на посту руководителя УЗ Войцех Балчун получал ежемесячный должностной оклад в размере 461,6 тыс. гривен.

Но проблемы в работе Войцеха Балчуна появились уже через несколько месяцев. В конце года его работу стал активно критиковать министр инфраструктуры Владимир Омелян. Конфликт достиг апогея в январе, когда на заседании Кабмина произошла публичная перепалка между министром, Войцехом Балчуном и Владимиром Гройсманом. Премьер тогда активно защищал главу УЗ. После скандала в интервью РБК-Украина Омелян заявил, что подозревает о влиянии некоторых политиков на работу госкомпании. В частности, речь шла о главе транспортного комитета Рады Ярославе Дубневиче. Министр передал целую папку с документами, свидетельствующие по его мнению о коррупции в УЗ, которой руководит Балчун, в НАБУ. Правительство же в скором времени приняло решение о переподчинении УЗ Министерству экономического развития и торговли.

Но и после этого конфликт между министром и главой УЗ не разрешился. Владимир Омелян продолжал публично настаивать на необходимости увольнения Войцеха Балчуна. Недавно о неудовлетворительной работе менеджмента УЗ заявили и в Генпрокуратуре. "Неделю назад генпрокурор Юрий Луценко направил на имя премьер-министра В. Гройсмана письмо, в котором подчеркивал ненадлежащее выполнение правлением ПАО "Укрзализныця" возложенных обязательств. И имел на то основания. В частности, органами прокуратуры и другими правоохранительными органами на сегодня расследуются около 90 уголовных производств по фактам присвоения, растраты, завладения имуществом путем злоупотребления служебным положением должностными лицами ПАО "Укрзализныця"", - написала на своей странице в Facebook пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган.

Кабмин планирует искать нового председателя правления УЗ с помощью конкурса. "Мы сразу должны объявить новый конкурс на поиск лучшего кандидата на управление этим важным предприятием", - заявил вчера на заседании правительства Владимир Гройсман.

По украинскому законодательству, процесс проведения конкурса может занять несколько месяцев. "Если есть желание - это возможно сделать в течение трех месяцев", - сообщил РБК-Украина Владимир Омелян. Сам чиновник радости по случаю отставки Балчуна не скрывал и даже пообещал на своей странице в Facebook "выпить бокал шампанского". В комментарии телеканалу "112 Украина" Омелян назвал увольнение главы УЗ "пирровой победой", и заявил, что "такое кадровое решение должно было быть принято давно". 

Пока новый конкурс еще не объявлен, в Кабмине пошли на временные меры. Вместо уволенного Войцеха Балчуна исполняющим обязанности главы правления правительство назначило Евгения Кравцова. До назначения он работал первым заместителем министра инфраструктуры и председателем наблюдательного совета УЗ. Примечательно, но у него также был конфликт с Владимиром Омеляном, после того как он, по сути, встал на сторону Войцеха Балчуна. Министр инфраструктуры даже дважды вносил представления в Кабмин на увольнение Евгения Кравцова из Мининфраструктуры, первое из которых было подано сразу после январского конфликта на заседании Кабмина.

С Войцехом Балчуном РБК-Украина связаться вчера не удалось - он не отвечал на телефонные звонки.

В интервью изданию Евгений Кравцов, который планирует приступить к своим обязанностям на посту главы УЗ уже сегодня, рассказал, о том, какие первоочередные шаги он планирует предпринимать, и когда стоит ожидать повышения тарифов на грузоперевозки, и о том, как он намерен бороться с коррупцией в УЗ.

Временно исполняющий обязанности председателя правления ПАО "Укрзализныця" Евгений Кравцов:

- Какими будут ваши первые шаги в новой должности?

- Я сконцентрирую свое внимание, в первую очередь, на двух моментах. Во-первых, на операционном управлении - сейчас необходимо будет максимально эффективно справиться с сезонным пиком нагрузки. Мое назначение произошло в разгар сезонной перевозки зерна. Это самый сложный период в работе компании в течение любого календарного года. Фактически, в этот период каждый год проходит проверка компании на прочность.

Кроме того, курортный сезон близится к концу, туристы начнут массово возвращаться с отдыха. Также скоро поедут на учебу студенты. В результате, и на пассажирское хозяйство резко возрастет нагрузка. Чтобы эффективно пройти пик перевозок, необходимо будет оперативно решать проблемы с ремонтом вагонов и локомотивов. Это будет влиять на работу УЗ уже сейчас.

Во-вторых, я хочу сконцентрироваться на системных реформах. Здесь есть несколько направлений. Первое - это реформа корпоративного управления. В последние время было много шума из-за переподчинения УЗ. Но за всеми этими скандалами мы забываем самое основное - реформа корпоративного управления УЗ так и не была закончена. Была начата корпоратизация, созданы органы управления, но на этом мы собственно и застопорились. Премьер-министр жестко поставил задачу закончить эту реформу, а именно: создать независимый наблюдательный совет и условия для его избрания. Это один из ключевых приоритетов. Без реформы управления нельзя говорить о стабильной работе УЗ. В этом вопросе я рассчитываю на помощь ЕБРР.

Второй блок реформы - это пассажирские перевозки. Сервис, действительно, не на высшем уровне. Нам необходимо провести быстрые изменения, причем в самых базовых вещах. Необходимо улучшить состояние вагонов, их уборку, качество постельного белья. Я буду требовать очень быстрого наведения порядка в пассажирских перевозках.

Еще один блок реформ касается грузовых перевозок. Скажу прямо - хочу начать свою работу с диалога с представителями украинского бизнеса, с основными клиентами. Моя позиция была и заключается в том, что мы должны стать партнерами, а не находились в подчиненном положении. Я надеюсь достичь позитивного решения об индексации тарифов на грузовые перевозки уже в этом году. А со следующего года моя цель в том, чтобы поменять принципы изменения тарифов. Необходимо перейти к индексному изменению тарифов -каждый год они должны будут меняться в зависимости от изменения индекса промышленных цен. Это будет объективный механизм индексации тарифов.

Фото: Евгений Кравцов намерен восстановить переговоры с бизнесом и разобраться с тарифами на перевозки (РБК-Украина, Виталий Носач)

- Когда планируется повышение тарифов в этом году и на сколько?

- Сейчас говорить преждевременно. Я планирую возобновить переговоры с бизнесом. Я надеюсь, что этот вопрос мы решим в течение месяца - двух. Я ожидаю, что за это же время будет принят финансовый план УЗ на 2017 год.

- Уточните, пожалуйста, когда планируется принятие финплана? Уже август, а финплан на текущий год Кабмин так и не принял.

- Вопросы финплана и тарифов связаны. Финансовые показатели в проекте финплана должны коррелироваться с изменением тарифов.

- Какие финансовые результаты будут заложены в финплан на 2017 год?

- Сейчас идет корректировка проекта финплана на этот год. Пока по итогам текущего года УЗ планирует получить один миллиард гривен чистой прибыли.

- Один миллиард гривен чистой прибыли закладывался в проект финплана и в начале этого года?

- Нет. Тогда мы рассчитывали на повышения тарифов на 22-25% в середине года. Это дало бы возможность УЗ получить больше чистой прибыли, нежели обсуждается сейчас.

- Планируются ли изменения в капитальных инвестициях УЗ на этот год? Ранее в УЗ заявляли о том, что в 2017 году будет закуплено девять тысяч грузовых вагонов. Остаются ли эти планы в силе?

- Сейчас существуют операционные проблемы с размещение заказов у сторонних производителей вагонов. Мой план обновления парка грузовых вагонов заключается в следующем. Во-первых, на конец года мы должны произвести около трех тысяч новых грузовых вагонов на предприятиях, которые принадлежат УЗ. Об этом ранее сообщалось. Во-вторых, на конец года мы должны заключить контракты с независимыми производителями вагонов на производство трех-четырех тысяч грузовых вагонов за собственные средства УЗ. Но эти планы будут зависеть от того, удастся ли нам индексировать тарифы.

- То есть, планируется только заключение контрактов, а сами поставки будут в следующем году?

- Нет. Уже есть несколько проведенных тендеров. По ним поставки должны уже начаться. Кроме того, есть много сорванных тендеров, которые необходимо объявить заново. Сможем ли мы получить вагоны от производителей по этим тендерам, будет зависеть от того, как они пройдут, и сколько у нас будет денег.

Кроме того, возвращаясь к вопросу о капитальных инвестициях, необходимо активизировать переговоры с ЕБРР, который предлагает УЗ кредит на строительство еще трех тысяч грузовых вагонов. Мы планируем подписать контракт с ЕБРР по этому кредиту до конца года.

- Задам организационный вопрос. До нынешнего назначения вы также занимали пост первого заместителя министра инфраструктуры и председателя наблюдательного совета УЗ. Правда ли что, что вас сегодня уволили с должности первого заместителя министра инфраструктуры?

- В соответствии с украинским законодательством, нельзя совмещать пост руководителя правления УЗ с вышеуказанными должностями. Поэтому 9 августа Кабмин уволил меня с должностей первого заместителя министра инфраструктуры и председателя набсовета. Таким образом, сейчас я только временно исполняющий обязанности председателя правления УЗ.

- Вас назначили руководить УЗ на период проведения нового конкурса на председателя правления УЗ. Сколько времени уйдет на его проведение?

- Я надеюсь, он пройдет максимально быстро. Для того, чтобы разработать критерии конкурса и провести его прозрачно, необходимо несколько месяцев. Но, к примеру, в Администрации морских портов Украины конкурс не объявляется уже больше года. То есть, есть прецеденты, когда конкурсы долго не объявляются.

- Кто вам предложил занять пост руководителя УЗ?

- Если взглянуть на европейский опыт, то в случае ухода с должности руководителя такого уровня как председателя правления, этот пост нередко занимает председатель набсовета.

- Собственно, а почему Войцех Балчун уволился?

- Мне достаточно сложно давать оценку. Насколько я знаю, на это повлияли личные причины.

- Это решение могло быть спровоцировано конфликтом с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и проверкой УЗ правоохранительными органами?

- Конфликт с Владимиром Омеляном был достаточно давно. Я уверен, что конфликт изматывал Войцеха Балчуна и мог как-то повлиять. Но это не тот фактор, который склонил чашу весов. Что касается проверок правоохранительных органов, то они были всегда. Это важный и нужный элемент для борьбы с коррупцией в УЗ. Но о причинах лучше спросить у Войцеха Балчуна.

- Как вы можете прокомментировать увеличение числа проверок правоохранительными органами УЗ?

- Мне кажется, их не стало больше. Их просто более активно обсуждают. Проверок и уголовных дел было достаточно много и раньше. Мы будем сотрудничать со всеми правоохранительными органами, чтобы навести порядок в УЗ.

Но если говорить о коррупции в УЗ, то, я считаю, сама компания изнутри должна изменить свой подход к борьбе с этим явлением. Сейчас в УЗ есть только служба безопасности, которая занимается выявлением негодяев. Но эффективной системы, которая исключала бы возможность злоупотреблений, в УЗ, к сожалению, не создано. А в корпоративном мире существуют общепринятые механизмы, к примеру, так называемый, compliance office, который отвечает за правильность построения и работы разнообразных процедур и систем в компании, что и позволяет избежать проявлений коррупции.

Поэтому я вижу в приоритете и создание такой системы предупреждения коррупционных рисков в кратчайшие сроки. Если, например, в процедуре закупок существует возможность злоупотреблений, то, сколько бы мы негодяев не ловили за руку, что они кому-то подыгрывают на тендерах, то все равно такие будут, поскольку есть брешь в системе. Чтобы борьба с коррупцией дала эффект в долгосрочный перспективе, эти бреши необходимо исключить.

- Как именно будете исключать эти бреши?

- Все моменты, где есть риск коррупции, должны отслеживаться независимым органом - compliance office, который будет работать внутри УЗ, но не будет иметь прямого подчинения одному лицу в УЗ, даже председателю правления. Это будет сделано для того, чтобы избежать давления на этот орган. Он будет отчитываться только перед всем правлением, Набсоветом и акционером -Кабмином. В своем отчете он будет прямо указывать, что, к примеру, в таких-то и таких-то процедурах тендеров есть бреши, которыми могут воспользоваться коррупционеры. Кроме того, это орган будет предлагать варианты изменения системы, чтобы убрать эти коррупционные риски.

- Стоит ли ожидать от вас каких-то кадровых изменения в УЗ?

- Однозначно будут изменения, связанные с текущим менеджментом в компании. Подчеркну, что есть очень много хороших специалистов, которые пришли на работу в УЗ, но есть и люди, к которым у меня есть вопросы. В ближайшие пару недель все станет понятно в этом плане.

- Можете назвать фамилии сотрудников УЗ, к которым у вас есть вопросы?

- Всему свое время.

- Будут ли изменения в правлении УЗ?

- Вопросы относительно правления УЗ - вне моей компетенции. Я могу давать только рекомендации Кабмину, который в праве решать, кто должен работать в правлении.

- Недавно суд первой инстанции принял решение об отмене переподчинения УЗ от Министерства инфраструктуры к Министерству экономического развития и торговли. Как вы можете это прокомментировать? С кем вам будет комфортнее работать?

- Есть официальная позиция Министерства юстиции, что Кабмин будет подавать апелляцию на это судебное решение. Для меня не имеет значения, кому будет подчиняться УЗ.

Говоря о подобных спорах, мы забываем о важных вещах, а именно о вопросе корпоративной реформы УЗ. Прошло уже почти два года с момента создания ПАО "Укрзализныця", но за это время значительных изменений корпоративного управления таким предприятием не произошло.

- Что еще необходимо сделать?

- Нам необходимо, как я уже говорил, создать эффективно работающий независимый наблюдательный совет. После этого правильно распределить функции между акционером - Кабинетом министров, наблюдательным советом и исполнительным органом - правлением компании. И привести все в действие. В таком случае УЗ сможет эффективно, стабильно и безконфликтно работать на долгосрочную перспективу.

- Не могу не спросить о проекте стратегии развития УЗ, над разработкой которой работал Войцех Балчун. Этот документ так и не был принят набсоветом УЗ. Какова судьба данного проекта?

- Это была совместная работа правления и набсовета УЗ. Проект сейчас находится на стадии обсуждения в Минэкономразвития. Процесс, однозначно, будет активизирован. Стратегия для УЗ является ключевым вопросом. Компания таких масштабов не может существовать без четкого плана работы на несколько лет вперед.

- Недавно РБК-Украина писала о проблеме с доступом УЗ к гостайне. Как планируете решить эту проблему?

- Я - гражданин Украины. На должности первого заместителя министра инфраструктуры я получил доступ к гостайне. Этот доступ сохранится за мной и на посту руководителя УЗ. Поэтому эта проблема будет решена.

- Какая у вас будет зарплата? Такая как у Войцеха Балчуна?

- Не знаю. Ответ тут простой. Полтора года назад Кабмин установил коридоры зарплат для руководителей государственных предприятий. Она зависит от размера компании, оборота, числа сотрудников. Возможно, в этом коридоре будет и моя заплата.

- Когда вы приступите к работе на должности руководителя УЗ?

- Скорее всего, в четверг, 10 августа. Во всяком случае, планирую уже на этой неделе.

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top