ua en ru

ВР приняла закон "О Кабинете министров Украины"

Автор: RBC.UA
Верховная Рада Украины приняла закон "О Кабинете министров Украины". За это решение проголосовали 247 народных депутата из 325 присутствующих в сессионном зале. Закон определяет организацию, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины.

Верховная Рада Украины приняла закон "О Кабинете министров Украины". За это решение проголосовали 247 народных депутата из 325 присутствующих в сессионном зале. Закон определяет организацию, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины. Законом определено, что Кабинет министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Он ответственен перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в границах, предусмотренных Конституцией Украины. Законом также выписаны основные задачи Кабинета министров. Согласно документу, неправомерное вмешательство любых органов, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан в решение вопросов, которые принадлежат к компетенции правительства, не допускается. Отмечается также, что принятие Кабмином актов, которые содержат информацию с ограниченным доступом, возможно лишь в случаях, определенных законом, в связи с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины. Все решения КМУ подлежат обязательному преданию огласке, кроме актов, которые содержат информацию с ограниченным доступом. Закон определяет, что Кабинет министров утверждает Регламент КМУ, который определяет порядок организации деятельности правительства. Также Кабинет министров решает другие текущие вопросы своей деятельности. Согласно документу, должности членов Кабинета министров принадлежат к политическим, на которые не распространяется законодательство о государственной службе и трудовом законодательстве. Законом определено, что членами Кабмина могут быть граждане Украины, которые имеют право голоса, высшее образование и владеют государственным языком. Не могут быть назначены на должности членов Кабинета министров лица, которые имеют судимость, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке. Правительственные чиновники не имеют права совмещать свою работу (кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время) с другой работой, в частности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, которая имеет целью получение прибыли. Если на рассмотрение ВР выносится представление относительно назначения членом правительства лица, которое является народным депутатом, то к представлению подается личное заявление народного депутата о досрочном сложении им депутатских полномочий в случае назначения на должность члена Кабмина. Документом также определен порядок назначения премьер-министра Украины. Он назначается на должность ВР по представлению Президента Украины, который вносит кандидатуру по предложению коалиции депутатских фракций в ВР в срок не позже чем на 15-й день после поступления такого предложения. В то же время, законом предусмотрено, что в случае невнесения Президентом Украины представления о назначении премьер-министра в заданный срок, это представление вносит в ВР коалиция депутатских фракций в Верховной Раде. Голосование относительно назначения премьер-министра Украины проводится в поименном режиме. Решение принимается большинством от конституционного состава Верховной Рады и оформляется постановлением ВР. Законом также выписан порядок назначения членов Кабинета министров Украины. Все министры, кроме министра обороны Украины и министра иностранных дел Украины, назначаются на должность ВР по предоставлению премьера. Отмечается, что министр обороны и министр иностранных дел назначаются на должность Верховной Радой по представлению Президента Украины, которое вносится не позже чем на 15-й день после получения предложения коалиции депутатских фракций в ВР относительно кандидатуры на должность премьер-министра. В то же время принятым законом предусмотрено, что в случае невнесения Президентом Украины в ВР кандидатур на эти должности в заданный срок, представление о назначении на соответствующие должности вносит в ВР коалиция депутатских фракций во ВР. Представления премьер-министра Украины, Президента Украины или коалиции депутатских фракций о назначении на должность членов правительства во время его формирования могут вноситься как списком, так и отдельно по каждому члену Кабмина. В случае отклонения парламентом кандидатуры на должность члена правительства в семидневный срок вносится представление кандидатуры на указанную должность. Кабмин не позже чем в 30-дневной срок после предоставления полномочий подает на рассмотрение ВР программу деятельности правительства. ВР должна ее одобрить не меньше чем 226 голосами. Законом также детально выписана процедура досрочного прекращения полномочий Кабинета министров в случае: отставки КМ в связи с принятием ВР резолюции о недоверии Кабмину; отставки премьер-министра согласно поданному им заявлению; прекращение полномочий премьера в связи с невозможностью выполнения им полномочий по состоянию здоровья; смерти премьера. Принятие ВР решения об отставке премьер-министра имеет следствием отставку всего состава правительства. Также законом определено компетенцию Кабинета министров, его полномочий. Законом определено, что правительство назначает и освобождает от должности по предоставлению премьер-министра – руководителей центральных органов исполнительной власти, а также членов коллегиальных центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав правительства. Также Кабмин по представлению премьера, в соответствии с предложениями министров, назначает первых заместителей и заместителей министра. Кроме того, в законе предусмотрено, что акты Президента относительно назначения и освобождения глав диппредставительств Украины в других государствах и при международных организациях скрепляются подписями премьер-министра и министра иностранных дел Украины. Также подписью премьер-министра и министра юстиции скрепляются акты Президента относительно создания судов. В законе определено процедуру и сроки скрепления этих актов. Кроме того, в законе определено, что должностные лица аппарата СНБО, Секретариата Президента, консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и служб, которые образуются Президентом Украины, не имеют права давать поручения правительству, его членам и вмешиваться в их деятельность. В Заключительных положениях закона предусмотрено, что он вступит в силу со дня опубликования. Отметим, что ко второму чтению к законопроекту (№2325) "О Кабинете министров Украины" было подано 588 поправок, каждую из которых сегодня весь день народные депутаты рассматривали и выносили на голосование. Стоит отметить, что большинство поправок, предложенных Президентом Украины Виктором Ющенко, было отклонено.