ua en ru

Верховная Рада VI созыва стала историей (фото)

Автор: RBC.UA
Виктор Янукович, Юлия Тимошенко, Николай Азаров, Святослав Вакарчук, Ян Табачник, Виктор Лозинский, Юрий Луценко, Нестор Шуфрич, Олег Ляшко, Владимир Литвин - всех их (и еще более четырех сотен людей) объединяет то, что чуть больше пяти лет назад все они собрались в одном месте. А именно под куполом парламента - на церемонию принесения присяги новоизбранными депутатами. 

Виктор Янукович, Юлия Тимошенко, Николай Азаров, Святослав Вакарчук, Ян Табачник, Виктор Лозинский, Юрий Луценко, Нестор Шуфрич, Олег Ляшко, Владимир Литвин - всех их (и еще более четырех сотен людей) объединяет то, что чуть больше пяти лет назад все они собрались в одном месте.

А именно под куполом парламента - на церемонию принесения присяги новоизбранными депутатами. Об этом говорится в материале ВВС-Украина.

Пять лет назад, 23 ноября 2007 года начала свою работу Верховная Рада шестого созыва. Сегодня она завершила свою работу. Кульминацией каденции депутатов стало расммотрение госбюджета на 2013 г. за 20 минут, 15 из которых длилась речь докладчика.
Этот созыв парламента со многих точек зрения был если не уникальным, то уж наверняка чрезвычайно интересным.Прежде всего, у нынешнего парламента была самая длинная каденция в истории Украины.

Фракция

Лидер

Количество депутатов в начале каденции

Количество депутатов в конце каденции

Партия регионов

Был Виктор Янукович, стал Александр Ефремов

175

195

Блок Юлии Тимошенко

Была Юлия Тимошенко, стал Андрей Кожемякин

156

97

"Наша Украина - Народная самооборона"

Был Вячеслав Кириленко, стал Николай Мартыненко

72

63

КПУ

Петр Симоненко

27

25

Фракция Блока Литвина переименована во фракция Народной партии

Был Владимир Литвин, стал Игорь Шаров

20

20

"Реформы ради будущего"

Игорь Рыбаков

19

Внефракционные

31

Дело в том, что по состоянию на сентябрь 2007 года, когда состоялись выборы, Конституция предусматривала, что срок полномочий парламента составляет пять лет.

Однако в октябре 2010 года Конституционный суд постановил, что политреформа 2004 года была неконституционной, и вернул к жизни редакцию Основного Закона 1996 года. Вследствие этого существенно сократились не только полномочия парламента, но и срок его каденции - с пяти лет до четырех.

Однако, уже 1 февраля 2011 года Верховная Рада своим голосованием изменила Конституцию, вновь увеличила срок своих полномочий до пятилетнего и, наконец, добыла его до конца.

У нынешнего парламента были все шансы быть распущенным уже на втором году своего существования. 9 октября 2008, на пике очередного политического кризиса, президент Виктор Ющенко издал указ о прекращении полномочий Верховной Рады.

Формальные основания для такого шага у главы государства вроде как были: на тот момент уже прошел месяц после распада коалиции Блока Юлии Тимошенко с блоком "Наша Украина - Народная самооборона", а новое большинство - его должны были создать БЮТ и Партия регионов - так и не сформировалось. Дата новых выборов была назначена на 7 декабря 2008 года.
Однако сначала "бютовцы" заблокировали выделение парламентом средств на всенародное волеизъявление, потом началась война между Банковой и Тимошенко в судах.

Наконец, 20 октября Президент Виктор Ющенко приостановил действие своего указа о роспуске парламента - как он сам сообщил в телеобращении к народу, "на несколько дней". Впоследствии тему перевыборов просто "заговорили". Кстати, указ президента о приостановлении действия указа о проведении внеочередных выборов в базе законодательства на сайте Верховной Рады до сих пор помечен как "действующий".

Как и несколько своих предшественников, парламент шестого созыва за время каденции успел сменить политическую ориентацию или, проще говоря, "перекраситься".

Первым большинством, сложившимся в Раде, было условно "оранжевое": в его состав входили БЮТ и НУНС, голосами членов которых Арсений Яценюк был избран на должность спикера. Однако "запас прочности" этой коалиции был минимальным: ей даже не удалось утвердить Юлию Тимошенко премьером с первой попытки.

На кураже это большинство проработало недолго, хотя и успело, например, назначить досрочные выборы столичного мэра и Киевсовета. Затем, по мере нарастания противоречий между президентом и главой правительства, эксперты стали все чаще говорить о ситуативном сотрудничестве коалиции с якобы "идейно чужими" коммунистами.

В сентябре 2008 года работа третьей сессии Верховной Рады открылась неожиданным сближением двух крупнейших фракций парламента - Партии регионов и БЮТ. Они совместно проголосовали за ряд законов, которые наблюдатели называли антипрезидентскими. Разработка общего проекта Конституции и переформатирование Кабмина в этих условиях политики из обоих лагерей называли делом времени.

Однако взаимное недоверие "партнеров" и указ президента о роспуске Верховной Рады сделали свое, и альянс бютовцев и регионалов распался. Парламентский кризис завершился присоединением к коалиции БЮТ и НУНС Блока Литвина и избранием его лидера спикером 9 декабря 2008.

Весной следующего года БЮТ и Партия регионов опять всерьез взялись за создание совместного большинства. На этот раз в СМИ даже попал проект Конституции, согласно которому Янукович якобы должен был стать избранным в парламенте президентом, а Тимошенко - остаться на посту премьера с усиленными полномочиями. В кулуарах Рады - кто с радостью, кто с безнадежностью в голосе - говорили о переносе следующих парламентских выборов на 2015 год.

Однако создать "широкую" коалицию тогда снова не удалось, и ее потенциальные лидеры пошли на президентские выборы, которые закончились победой Виктора Януковича.

Уже в марте 2010 года в парламенте была создана коалиция Партии регионов, Коммунистической партии, Блока Литвина и ряда других депутатов. С того времени количество провластных парламентариев только увеличивалось, а правительство и администрация президента, по большому счету, не имели никаких хлопот с прохождением своих инициатив через сессионный зал Верховной Рады.

Сначала, когда физические силы коалиции и ее оппонентов были практически равными, тогдашние оппозиционеры - Партия регионов - имели неплохие шансы физически заблокировать невыгодное для них решение.

Например, во время процедуры назначения Юлии Тимошенко главой правительства регионал Владислав Лукьянов сумел выдернуть карточку для голосования у спикера Арсения Яценюка, тем самым сорвав тогдашней коалиции праздник.

А в конце января 2008 года фракция Партии регионов начала более чем месячное блокирование работы парламента в знак протеста против планов тогдашнего руководства государства получить План действий относительно членства в НАТО на Бухарестском саммите Альянса. Главной отличительной чертой того протеста стали воздушные шарики с надписями "НАТО НЕТ!"

Однако после того, как Партия регионов стала руководящей силой парламентского большинства, блокировать работу Рады стало опасно для здоровья - в прямом смысле этих слов.

В мае 2010 года, во время ратификации украино-российского договора о продлении базирования Черноморского флота в Севастополе в обмен на снижение цены газа, попытка оппозиции помешать этому голосованию обернулась жестокой схваткой, которая привлекла к Верховной Раде внимание СМИ всего мира.

А в декабре того же года блокирование оппозиционерами парламентского президиума закончилось кровавой дракой, в результате которой отдельным депутатам-оппозиционерам разбили головы и поломали носы. Примечательно, что на штурм президиума представители Партии регионов пошли поздно вечером, очевидно, рассчитывая на минимальное присутствие в ложе прессы журналистов.

Собственно, именно после этих событий политики и эксперты начали вполне серьезно анализировать персональный состав парламентских партий с точки зрения готовности представителей к применению физических мер воздействия в отношении оппонентов.

Еще одна черта Верховной Рады, - это то, что многие политологи без нотки сомнения в голосе называют ее самым слабым парламентом в истории Украины. Причин этому несколько.

Речь идет и о кризисе этики парламентской деятельности после уже упомянутых кровавых драк между носителями депутатских мандатов, и о том, что депутаты уж очень покорно восприняли лишение их значительной части полномочий вследствие противоречивого вердикта Конституционного суда в октябре 2010 года, сконцентрировавшись вместо этого на продлении своей каденции с четырех лет до пяти.

И о том, что картинки голосования Верховной Рады - когда один депутат рукой показывает своим коллегам, как надо голосовать, а несколько десятков парламентариев нажимают зеленые кнопки за себя и еще нескольких соседей, - дискредитируют парламент не только в Украине, но и за ее пределами.

И о том, что изменение во власти двух конкурирующих команд привело к "вымыванию" из парламента элиты обоих политических лагерей. Сначала, в 2007 году, "лучшие люди" из "оранжевых" сил - Александр Турчинов, Юрий Ехануров, Юрий Луценко, Виктор Пинзеник и другие - были призваны в правительство Юлии Тимошенко. Затем, в 2010 - в правительство Николая Азарова и в администрацию Виктора Януковича пошла элита "бело-голубых" - Борис Колесников, Андрей Клюев, Ирина Акимова, Александр Лавринович и другие. А потом их заменили фигуранты значительно низшей части партийных списков.

Часть из названных политиков вернется в парламент седьмого созыва и, вероятно, сделает его ярче, профессиональнее, а, возможно, и самостоятельнее.

Еще этот парламент запомнился беспрецедентным отказом от депутатского мандата парламентарием, который на специально созванной пресс-конференции заявил, что политика как сфера борьбы ради борьбы - это просто не его сфера деятельности. Речь здесь идет о Святославе Вакарчуке, который избирался в парламент с 15-го места в списке блока НУНС.

Другой случай - лишение депутатского мандата Виктора Лозинского - депутата из фракции БЮТ, который сначала находился в бегах, а впоследствии был приговорен к 15 годам лишения свободы за убийство местного жителя на территории собственных охотничьих угодий.

Наконец, Рада установила забор вокруг парламента после попытки штурма здания участниками одной из акций протеста против политики правительства Николая Азарова и смены интерьера сессионного зала.

Еще при спикере Яценюке изображение Украины, разделенной пополам синей и желтой полосами, заменили национальным флагом, а также установили на депутатских местах "сенсорные кнопки" - специальные устройства, предназначенные обеспечить личное голосование депутатов парламента. Ввести эту систему в действие требует оппозиция, однако в принятом сегодня законе о персональном голосовании этой нормы так и нет.