ua en ru

как Верховная рада избавлялась, но не избавилась от налоговой милиции

как Верховная рада избавлялась, но не избавилась от налоговой милиции Депутатам удалось добиться провала поправки, но не ликвидации налоговой милиции

Верховная рада отказалась вернуть в законодательное русло налоговую милицию. Соответствующая поправка сегодня была отклонена парламентом. В то же время Минфин и Государственная фискальная служба трактуют произошедшее по-разному. В министерстве считают, что техническая ошибка, допущенная в "бюджетную ночь", привела к ликвидации силового налогового органа, а фискалы уверены, что решение Рады "конструктивно ничего не меняет" и они "продолжат бороться с теневой экономикой".

Пока идут споры, Минфину пора активизировать работу над законопроектом по созданию нового аналитического демилитаризированного органа – Финансовой полиции, и наконец-то перейти к обсуждению конкретного документа. В министерстве заверяют: законопроект есть, и он принципиально согласован со всеми правоохранительными органами страны, которые в перспективе лишатся полномочий по расследованию экономических преступлений.

Еще вчера, накануне голосования в парламенте за скандальную правку №10 в законопроекте №0940 по налогообложению наследства, большинство депутатов – членов комитета по вопросам налоговой и таможенной политики говорили о необходимости исправления технических ошибок. Была уверенность и в поддержке зала. Суть правки, внесенной главой комитета Ниной Южаниной, сводилась к устранению ошибки, допущенной парламентом при голосовании налоговых изменений в "бюджетную ночь". В результате ошибки налоговая милиция была ликвидирована с 1 января 2017 года. Необходимость исправления и возвращения силового налогового органа в правовое русло, объяснялась просто. Милиция должна была продолжить свою работу до тех пор, пока не будет создано новое аналитическое демилитаризированное подразделение, которое займется расследованием экономических преступлений - Финполиция. Во всяком случае, так изначально и предполагалось.

Именно поэтому в большинстве своем депутаты на заседании комитета придерживались простой логики: пока не будет нового органа, стране без налоговой милиции - никак. "Не загоняйте страну в угол", - говорил Александр Кирш (Народный фронт), обращаясь к министру финансов Александру Данилюку. В то же время депутаты делали акцент на том, что в целом они не против ликвидации милиции, но над "фундаментальным" законопроектом, которым должен стать документ о создании Финполиции, еще предстоит поработать.

Минфин в технической ошибке ВР увидел шанс раз и навсегда – еще до создания Финполиции – избавиться от одного из коррумпированных органов страны, систематически "кошмарящего" бизнес. "Нужно ли исправлять ошибку, снова легализируя репрессивную налоговую милицию? – задавался вопросом на своей странице в Facebook министр финансов Александр Данилюк. – Очевидно, что нет. Нужно двигаться только вперед". Инициативы комитета он называл "откатом в прошлое" и умело срежессированным сценарием.

Депутаты провалили поправку№10. Ее поддержало всего 194 депутата, а голосованию предшествовало блокирование трибуны и митинг возле парламента. Первый замглавы налогового комитета Андрей Журжий ("Самопомич") сравнил налоговую милицию с "Беркутом". Разницу он видел лишь в том, что "Беркут" убивал людей на Майдане, а налоговая милиция - бизнес. "Этого ли ждут от вас люди, на крови которых вы пришли сюда после Майдана?! Я думаю, нет. Мы не имеем права возобновлять деятельность налоговой милиции. Более того, это убыточный орган. В прошлом году ими было изъято 200 млн грн, а в бюджет поступило 780 тыс грн", - заявил Журжий с трибуны.

Радость депутатов, которые не дали исправить ошибку, тем самым подтвердив ликвидацию милиции с 1 января, в ГФС не разделяют. Первый замглавы Государственной фискальной службы-глава налоговой милиции Сергей Билан пояснил РБК-Украина, что его подчиненные "как были в законе, так и остаются". "В нормативных актах есть двойное толкование и то, что неправильно указан номер пункта и раздела в переходных положениях, конструктивно ничего не меняет. Мы как боролись с теневым бизнесом, так и продолжим это делать", - заявил он изданию.

alt

Нина Южанина также стоит на своей позиции. Она отмечает, что ее поправка не касалась функционала налоговой милиции, и вносить изменения в налоговое законодательство депутатам все-таки придется. "Мы вынуждены будем это сделать, пока не создадим новый орган", - уверена она. По ее словам, на следующей неделе, она еще раз подаст в парламент законопроект с изменениями в Налоговый кодекс, которые позволят урегулировать ситуацию. И будет настаивать на скорейшем его принятии на следующей пленарной неделе – 14-17 марта.

Как заявил РБК-Украина министр финансов Александр Данилюк, после решения парламента налоговая милиция вне закона. "Мы не допустили возобновления полномочий репрессивного органа, который не противодействовал финансовым и экономическим преступлениям, а убивал бизнес, - написал в Facebook Александр Данилюк, комментируя сегодняшнее провальное голосование в парламенте. – А мы работаем дальше. Законопроект о создании новой службы уже находится на последней стадии согласования коалиционного правительства".

Собеседники РБК-Украина в ГФС уверены, что министр не прав, и если и говорить о ликвидации, то она должна происходить в рамках законодательства. "Если предположить, что министр прав и завтра милиция скажет всем "До свидания!", принесет документы, оружие в кабинет Данилюку; на востоке свернет работу "Фантом"; фальсификат алкоголя накроет страну, то кто возьмет на себя ответственность? Данилюк? Когда ликвидировали милицию, не менее 8 месяцев прошло на передачу дел, а у нас их около 100 тысяч. Куда из передавать? Данилюку? Они полгода наработать законопроект не могут…" – возмущенно заявил РБК-Украина источник в ГФС.

Иван Винник из БПП заявил, что разборки с налоговой милицией могут привести к проблемам с выполнением бюджета. "У него (Александра Данилюка, - ред.), как по мне, сейчас будут большие проблемы, если вовремя не будет уплачены те налоги, которые заложены в доходную часть украинского бюджета. Как он будет аргументировать то, что он, например, не сможет выплачивать соцвыплаты вовремя? Его позиция неконструктивна и говорит о том, что он, рано или поздно, подставится. Он будет увольняться или его будут увольнять с большим позором", - уверен Винник. Хотя сам Данилюк уже заявлял, что разгула финансовой преступности так и не произошло, когда милиция оказалось вне закона.

Над главой ГФС Романом Насировым также неоднократно сгущались тучи. Его обвиняли и в коррупции, крышевании схем, саботаже поручений Минфина, но он всегда прочно удерживался в кресле. "Когда Гройсману не удалось заменить Насирова на своего человека, все инициативы Данилюка по сокращению полномочий ГФС, премьер поддерживал", - рассказывает РБК-Украина один из экспертов, работающих с Минфином.

Однако не все так просто с законопроектом Данилюка о Финполиции, как говорят в Минфине. Министр неоднократно анонсировал, что "вот-вот" вынесет документ на рассмотрение правительства. Такая ситуация, по крайней мере, с сентября. Стоит отметить, что законопроект действительно существует – это доработанная версия депутатского законопроекта под №4228. Однако его публично критиковали и Минюст, и МВД, что стало результатом создания правительственной рабочей группы во главе с Владимиром Гройсманом. Она работает уже две недели, но пока что Данилюк представил лишь презентацию концепции работы нового органа. По предварительным данным, в пятницу рабочая группа должна вынести свое окончательное решение и только тогда, обещает министр финансов, депутаты смогут приступить к работе над документом. Сам законопроект пока "тайна за семью печатями". "Не дадим текст, пока правительство не скажет свое последнее слово", - заявил министр финансов корреспонденту РБК-Украина.

Судя по презентации, представленной на заседании налогового комитет Финполиция должна быть подконтрольна Минфину. Это будет аналитический орган, без силового спецподразделения, которое сейчас имеется в налоговой милиции. По сравнению с предыдущей версией, результатом рабочей группы стало изменение численности сотрудников – с 2,5 тыс на 3,5 тысяч человек. Если ранее предполагалось, что Финполиция на 70% будет состоять из новых сотрудников, то теперь в Минфине отмечают, что на практике реализовать это будет невозможно. Из новшеств – помимо центрального аппарата, планируется создать семь территориальных управлений, каждое из которых распространит свою юрисдикцию на несколько областей.

Подследственность у ФП осталась практически в неизменном и предлагаемом ранее виде. Из основных статей (осталось 27), полномочия по расследованию которых могут быть закреплены за новой полицией , исчезли только 2 – ст. ст. 203-1 (незаконный оборот дисков и лазерных систем считывания) и 213(нарушение порядка осуществления операций с металлом). Расследования финпреступлений Финполиция также будет делить с НАБУ и Госбюро расследований.

Как рассказали РБК-Украина в Минфине, основная дискуссия велась именно вокруг подследственности. Позиция МВД заключалась в передаче всех статей по защите экономики в Финполицию. "На новый орган МВД хотели передать, условно, экологические преступления, например, по незаконной добыче полезных ископаемых, трудового законодательства, когда человека, скажем, незаконно уволили. Таких дел сотни тысяч по всей Украине. Нацполиция, с широкой сетью территориальных подразделений, может их расследовать, а маленький компактный орган, каким мы хотим сделать Финполицию, просто погрязнет в этих делах и не сможет эффективно работать", - рассказывает собеседник издания.

Секретарь комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Олег Крышин (Народный фронт) сомневается, что при предложенном количестве сотрудников Финполиция сможет эффективно раскрывать преступления и предупреждать их. 3,5 тыс человек, из которых на каждый из 7 террокругов будет выделено по 200 детективов, придется расследовать 40 разных видов преступлений экономической направленности. "Чисто физически они не смогут расследовать такое количество преступлений. К их подследственности, по предварительным данным, планируется отнести более 100 тыс дел, зарегистрированных в прошлом году, - говорит Крышин. – При этом, значительная часть преступлений не может быть выявлена при помощи аналитической работы". Например, преступления, связанные с мошенничеством, подделкой денег и акцизных марок, незаконным производством подакцизных товаров выявить при помощи информационных ресурсов, без проведения глубокой оперативно-розыскной деятельности будет практически невозможно, считает он.

"Таких преступлений, как мошенничество на фондовом рынке было одно или два. Они не массовые, тем более не совершаются в регионах, поэтому нет смысла держать большой штат для расследования таких дел, максимум два человека. Подделки денег также не массовые. Основной массив работы Финполиции - по статьям уклонения от уплаты налогов, крупные виды мошенничества, подделка, незаконный оборот подакцизных товаров", - поясняют в Минфине.

Высказываются депутаты и против подчинения ФП Минфину. Министр, как политическая фигура, может влиять на руководство новой полиции, поэтому предлагается переложить контроль на президента или Верховную раду. А еще лучше не создавать новый орган, а в виде эксперимента опробовать новые полномочия с новыми зарплатами на старых кадрах в налоговой милиции. "Может, стоит поднять вопрос реформирования налоговой милиции? Вы хотите, чтобы ни не брали взяток, так давайте поднимем им зарплату ", - предложил член комитета Валентин Ничипоренко ("Видродження").

Часть парламентских фракций и Минфин сопротивление и блокирование ФП, несмотря на публичные заявления о поддержке реформы и необходимости изменений, поясняют нежеланием отказываться от сфер влияния и миллионных потоков. "В этом весь сыр-бор. Никто не хочет перераспределять потоки, а если орган будет еще и честно работать, так это удар будет посильнее. Мы же все знаем, как уголовные дела открываются по заказу, для борьбы с конкурентами, как дела не расследуются, а следователи ждут денег, чтобы их закрыть, - рассказывает собеседник РБК-Украина в правительстве. - Поэтому даже если и будет создан новый орган, не исключены попытки саботажа. Мы, например, хотим, чтобы в Финполиции не было спецпозразделения, предлагаем привлекать КОРД. Возможно, саботирование в этом направлении".

В Минфине рассчитывают выйти на финальный этап согласования и принятия законопроекта в Кабмине уже к середине марта. Депутаты же иронизирует, если так и дальше министр Данилюк будет "козырять" презентациями, то и до конца года ничего толкового принять не удастся. В то же время в ВР считают, если Минфин согласится на переподчинение Финполиции Кабмину, то дело пойдет быстрее, и с нового 2018 года новый орган уже сможет заработать.