как Верховная рада избавлялась, но не избавилась от налоговой милиции
Верховная рада отказалась вернуть в законодательное русло налоговую милицию. Соответствующая поправка сегодня была отклонена парламентом. В то же время Минфин и Государственная фискальная служба трактуют произошедшее по-разному. В министерстве считают, что техническая ошибка, допущенная в "бюджетную ночь", привела к ликвидации силового налогового органа, а фискалы уверены, что решение Рады "конструктивно ничего не меняет" и они "продолжат бороться с теневой экономикой".
Пока идут споры, Минфину пора активизировать работу над законопроектом по созданию нового аналитического демилитаризированного органа – Финансовой полиции, и наконец-то перейти к обсуждению конкретного документа. В министерстве заверяют: законопроект есть, и он принципиально согласован со всеми правоохранительными органами страны, которые в перспективе лишатся полномочий по расследованию экономических преступлений.
Еще вчера, накануне голосования в парламенте за скандальную правку №10 в законопроекте №0940 по налогообложению наследства, большинство депутатов – членов комитета по вопросам налоговой и таможенной политики говорили о необходимости исправления технических ошибок. Была уверенность и в поддержке зала. Суть правки, внесенной главой комитета Ниной Южаниной, сводилась к устранению ошибки, допущенной парламентом при голосовании налоговых изменений в "бюджетную ночь". В результате ошибки налоговая милиция была ликвидирована с 1 января 2017 года. Необходимость исправления и возвращения силового налогового органа в правовое русло, объяснялась просто. Милиция должна была продолжить свою работу до тех пор, пока не будет создано новое аналитическое демилитаризированное подразделение, которое займется расследованием экономических преступлений - Финполиция. Во всяком случае, так изначально и предполагалось.
Именно поэтому в большинстве своем депутаты на заседании комитета придерживались простой логики: пока не будет нового органа, стране без налоговой милиции - никак. "Не загоняйте страну в угол", - говорил Александр Кирш (Народный фронт), обращаясь к министру финансов Александру Данилюку. В то же время депутаты делали акцент на том, что в целом они не против ликвидации милиции, но над "фундаментальным" законопроектом, которым должен стать документ о создании Финполиции, еще предстоит поработать.
Минфин в технической ошибке ВР увидел шанс раз и навсегда – еще до создания Финполиции – избавиться от одного из коррумпированных органов страны, систематически "кошмарящего" бизнес. "Нужно ли исправлять ошибку, снова легализируя репрессивную налоговую милицию? – задавался вопросом на своей странице в Facebook министр финансов Александр Данилюк. – Очевидно, что нет. Нужно двигаться только вперед". Инициативы комитета он называл "откатом в прошлое" и умело срежессированным сценарием.
Депутаты провалили поправку№10. Ее поддержало всего 194 депутата, а голосованию предшествовало блокирование трибуны и митинг возле парламента. Первый замглавы налогового комитета Андрей Журжий ("Самопомич") сравнил налоговую милицию с "Беркутом". Разницу он видел лишь в том, что "Беркут" убивал людей на Майдане, а налоговая милиция - бизнес. "Этого ли ждут от вас люди, на крови которых вы пришли сюда после Майдана?! Я думаю, нет. Мы не имеем права возобновлять деятельность налоговой милиции. Более того, это убыточный орган. В прошлом году ими было изъято 200 млн грн, а в бюджет поступило 780 тыс грн", - заявил Журжий с трибуны.
Радость депутатов, которые не дали исправить ошибку, тем самым подтвердив ликвидацию милиции с 1 января, в ГФС не разделяют. Первый замглавы Государственной фискальной службы-глава налоговой милиции Сергей Билан пояснил РБК-Украина, что его подчиненные "как были в законе, так и остаются". "В нормативных актах есть двойное толкование и то, что неправильно указан номер пункта и раздела в переходных положениях, конструктивно ничего не меняет. Мы как боролись с теневым бизнесом, так и продолжим это делать", - заявил он изданию.
Нина Южанина также стоит на своей позиции. Она отмечает, что ее поправка не касалась функционала налоговой милиции, и вносить изменения в налоговое законодательство депутатам все-таки придется. "Мы вынуждены будем это сделать, пока не создадим новый орган", - уверена она. По ее словам, на следующей неделе, она еще раз подаст в парламент законопроект с изменениями в Налоговый кодекс, которые позволят урегулировать ситуацию. И будет настаивать на скорейшем его принятии на следующей пленарной неделе – 14-17 марта.
Как заявил РБК-Украина министр финансов Александр Данилюк, после решения парламента налоговая милиция вне закона. "Мы не допустили возобновления полномочий репрессивного органа, который не противодействовал финансовым и экономическим преступлениям, а убивал бизнес, - написал в Facebook Александр Данилюк, комментируя сегодняшнее провальное голосование в парламенте. – А мы работаем дальше. Законопроект о создании новой службы уже находится на последней стадии согласования коалиционного правительства".
Собеседники РБК-Украина в ГФС уверены, что министр не прав, и если и говорить о ликвидации, то она должна происходить в рамках законодательства. "Если предположить, что министр прав и завтра милиция скажет всем "До свидания!", принесет документы, оружие в кабинет Данилюку; на востоке свернет работу "Фантом"; фальсификат алкоголя накроет страну, то кто возьмет на себя ответственность? Данилюк? Когда ликвидировали милицию, не менее 8 месяцев прошло на передачу дел, а у нас их около 100 тысяч. Куда из передавать? Данилюку? Они полгода наработать законопроект не могут…" – возмущенно заявил РБК-Украина источник в ГФС.
Иван Винник из БПП заявил, что разборки с налоговой милицией могут привести к проблемам с выполнением бюджета. "У него (Александра Данилюка, - ред.), как по мне, сейчас будут большие проблемы, если вовремя не будет уплачены те налоги, которые заложены в доходную часть украинского бюджета. Как он будет аргументировать то, что он, например, не сможет выплачивать соцвыплаты вовремя? Его позиция неконструктивна и говорит о том, что он, рано или поздно, подставится. Он будет увольняться или его будут увольнять с большим позором", - уверен Винник. Хотя сам Данилюк уже заявлял, что разгула финансовой преступности так и не произошло, когда милиция оказалось вне закона.
Над главой ГФС Романом Насировым также неоднократно сгущались тучи. Его обвиняли и в коррупции, крышевании схем, саботаже поручений Минфина, но он всегда прочно удерживался в кресле. "Когда Гройсману не удалось заменить Насирова на своего человека, все инициативы Данилюка по сокращению полномочий ГФС, премьер поддерживал", - рассказывает РБК-Украина один из экспертов, работающих с Минфином.
Однако не все так просто с законопроектом Данилюка о Финполиции, как говорят в Минфине. Министр неоднократно анонсировал, что "вот-вот" вынесет документ на рассмотрение правительства. Такая ситуация, по крайней мере, с сентября. Стоит отметить, что законопроект действительно существует – это доработанная версия депутатского законопроекта под №4228. Однако его публично критиковали и Минюст, и МВД, что стало результатом создания правительственной рабочей группы во главе с Владимиром Гройсманом. Она работает уже две недели, но пока что Данилюк представил лишь презентацию концепции работы нового органа. По предварительным данным, в пятницу рабочая группа должна вынести свое окончательное решение и только тогда, обещает министр финансов, депутаты смогут приступить к работе над документом. Сам законопроект пока "тайна за семью печатями". "Не дадим текст, пока правительство не скажет свое последнее слово", - заявил министр финансов корреспонденту РБК-Украина.
Судя по презентации, представленной на заседании налогового комитет Финполиция должна быть подконтрольна Минфину. Это будет аналитический орган, без силового спецподразделения, которое сейчас имеется в налоговой милиции. По сравнению с предыдущей версией, результатом рабочей группы стало изменение численности сотрудников – с 2,5 тыс на 3,5 тысяч человек. Если ранее предполагалось, что Финполиция на 70% будет состоять из новых сотрудников, то теперь в Минфине отмечают, что на практике реализовать это будет невозможно. Из новшеств – помимо центрального аппарата, планируется создать семь территориальных управлений, каждое из которых распространит свою юрисдикцию на несколько областей.
Подследственность у ФП осталась практически в неизменном и предлагаемом ранее виде. Из основных статей (осталось 27), полномочия по расследованию которых могут быть закреплены за новой полицией , исчезли только 2 – ст. ст. 203-1 (незаконный оборот дисков и лазерных систем считывания) и 213(нарушение порядка осуществления операций с металлом). Расследования финпреступлений Финполиция также будет делить с НАБУ и Госбюро расследований.
Как рассказали РБК-Украина в Минфине, основная дискуссия велась именно вокруг подследственности. Позиция МВД заключалась в передаче всех статей по защите экономики в Финполицию. "На новый орган МВД хотели передать, условно, экологические преступления, например, по незаконной добыче полезных ископаемых, трудового законодательства, когда человека, скажем, незаконно уволили. Таких дел сотни тысяч по всей Украине. Нацполиция, с широкой сетью территориальных подразделений, может их расследовать, а маленький компактный орган, каким мы хотим сделать Финполицию, просто погрязнет в этих делах и не сможет эффективно работать", - рассказывает собеседник издания.
Секретарь комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Олег Крышин (Народный фронт) сомневается, что при предложенном количестве сотрудников Финполиция сможет эффективно раскрывать преступления и предупреждать их. 3,5 тыс человек, из которых на каждый из 7 террокругов будет выделено по 200 детективов, придется расследовать 40 разных видов преступлений экономической направленности. "Чисто физически они не смогут расследовать такое количество преступлений. К их подследственности, по предварительным данным, планируется отнести более 100 тыс дел, зарегистрированных в прошлом году, - говорит Крышин. – При этом, значительная часть преступлений не может быть выявлена при помощи аналитической работы". Например, преступления, связанные с мошенничеством, подделкой денег и акцизных марок, незаконным производством подакцизных товаров выявить при помощи информационных ресурсов, без проведения глубокой оперативно-розыскной деятельности будет практически невозможно, считает он.
"Таких преступлений, как мошенничество на фондовом рынке было одно или два. Они не массовые, тем более не совершаются в регионах, поэтому нет смысла держать большой штат для расследования таких дел, максимум два человека. Подделки денег также не массовые. Основной массив работы Финполиции - по статьям уклонения от уплаты налогов, крупные виды мошенничества, подделка, незаконный оборот подакцизных товаров", - поясняют в Минфине.
Высказываются депутаты и против подчинения ФП Минфину. Министр, как политическая фигура, может влиять на руководство новой полиции, поэтому предлагается переложить контроль на президента или Верховную раду. А еще лучше не создавать новый орган, а в виде эксперимента опробовать новые полномочия с новыми зарплатами на старых кадрах в налоговой милиции. "Может, стоит поднять вопрос реформирования налоговой милиции? Вы хотите, чтобы ни не брали взяток, так давайте поднимем им зарплату ", - предложил член комитета Валентин Ничипоренко ("Видродження").
Часть парламентских фракций и Минфин сопротивление и блокирование ФП, несмотря на публичные заявления о поддержке реформы и необходимости изменений, поясняют нежеланием отказываться от сфер влияния и миллионных потоков. "В этом весь сыр-бор. Никто не хочет перераспределять потоки, а если орган будет еще и честно работать, так это удар будет посильнее. Мы же все знаем, как уголовные дела открываются по заказу, для борьбы с конкурентами, как дела не расследуются, а следователи ждут денег, чтобы их закрыть, - рассказывает собеседник РБК-Украина в правительстве. - Поэтому даже если и будет создан новый орган, не исключены попытки саботажа. Мы, например, хотим, чтобы в Финполиции не было спецпозразделения, предлагаем привлекать КОРД. Возможно, саботирование в этом направлении".
В Минфине рассчитывают выйти на финальный этап согласования и принятия законопроекта в Кабмине уже к середине марта. Депутаты же иронизирует, если так и дальше министр Данилюк будет "козырять" презентациями, то и до конца года ничего толкового принять не удастся. В то же время в ВР считают, если Минфин согласится на переподчинение Финполиции Кабмину, то дело пойдет быстрее, и с нового 2018 года новый орган уже сможет заработать.