ВК: В законопроекте о выборах депутатов ВР отсутствует ясность в вопросе возможности оспорить результаты голосования
В Избирательном кодексе отсутствует ясность в вопросе возможности оспорить результаты выборов. Об этом говорится в предварительном неофициальном выводе Венецианской комиссии (ВК) относительно проекта закона "О выборах народных депутатов Украины", опубликованном на сайте Министерства юстиции Украины.
Вывод основывается на комментариях к законопроекту, предоставленных двумя членами Венецианской комиссии, - Айварсом Эндзинсом (Латвия) и Срджаном Дармановичем (Черногория), а также правовым экспертом ОБСЕ Доном Биссоном.
Один из моментов, который отмечается в выводах - законопроект затрагивает только выборы народных депутатов. "Это не соответствует резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАРЕ) о том, что все правила проведения выборов должны быть кодифицированы в единый Избирательный кодекс, чтобы обеспечить единые процедуры, применяемые ко всем выборам", - говорится в отчете.
При этом члены ВК отмечают такие положительные изменения в законопроекте:
- средствам массовой информации (СМИ) предоставляется неограниченный доступ ко всем публичным мероприятиям, связанных с выборами, заседаниям избирательных комиссий и помещениям избирательных участков в день выборов;
- председатели, зампредседатели и секретари окружных избирательных комиссий (ОИК) должны пройти обязательное обучение в Центральной избирательной комиссии (ЦИК) до вступления в должность;
- у членов комиссии, не согласных с решением, есть два дня на подачу письменных комментариев, которые должны быть приложены к протоколу;
- законопроект исключает положения, которые предоставляют членам избирательной комиссии от партий право удалить члена ИК без пояснения причины;
- предлагается отменить право участковых избирательных комиссий (УИК) вносить избирателей в списки в день выборов. Избиратели могут быть внесены на основании судебного решения;
- предоставление независимым кандидатам возможность для участия в выборах;
- законопроект не содержит положения, позволяющего подавать жалобы либо в вышестоящую избирательную комиссию, либо в суд.
В выводах отмечается, что законопроект предусматривает детальное регулирование парламентских выборов в Украине с попыткой предвосхитить самые непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть во время избирательного периода. "Текст проекта закона порой чересчур подробный и чрезмерно сложный, что может создать трудности с его пониманием и осуществлением в избирательных комиссиях", - говорится в комментариях к законопроекту.
При этом, в отчете подчеркивается, что ряд вопросов, поднятых в предыдущих докладах ОБСЕ и Венецианской комиссии в законопроекте остаются нерешенными. "Следует уделить внимание выполнению этих рекомендаций в законопроекте до его представления в парламент", - считают эксперты. Эти вопросы включают в себя:
- ограничение права баллотироваться для тех, кто осужден за умышленное преступление, независимо от тяжести совершенного преступления;
- отсутствие четких критериев и сроков определения границ избирательных округов;
- отсутствие ясности в вопросе возможности оспорить результаты выборов;
- отсутствие полной информации до и после выборов об источниках и суммах финансовых взносов, видов и объемов расходов кампании. Также отсутствует независимый контроль за финансированием политических партий и избирательных кампаний. В документе также отсутствуют эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции за нарушение положений финансирования избирательной кампании;
- некоторые положения ограничивают право на свободу выражения мнения;
- максимальное число избирателей на каждом участке ограничено 2500;
- разрешение наблюдателям "принимать все необходимые меры для прекращения противоправных действий во время голосования и подсчета голосов на избирательном участке";
- два или более международных групп наблюдателей, желающих координировать свою деятельность, должны предварительно получить согласие ЦИК;
- для легитимности бюллетеня, члены УИК должны его подписать, прежде чем давать избирателям;
- законопроект содержит положения, позволяющие УИК объявить недействительными результаты на основании произвольных стандартов относительно недопустимых злоупотреблений.
Члены ВК также отметили, что, кроме принятия поправок к законодательной базе, для обеспечения проведения выборов в соответствии с международными стандартами необходима полная и эффективная реализация закона.
Ранее представитель Президента в парламенте Юрий Мирошниченко заявил, что Законопроект о выборах народных депутатов будет внесен в ВР только после экспертизы ведущих экспертных институтов мира. "Именно через критику со стороны европейских институтов обнародованный Минюстом проект закона о выборах народных депутатов не зарегистрирован в парламенте, именно поэтому он будет отправлен в ведущие экспертные институты мира - в Венецианскую комиссию и Международный фонд избирательных систем в США. И только после этого Президент внесет этот законопроект в парламент", - отметил Мирошниченко.
Напомним, 27 мая т.г. министр юстиции Александр Лавринович сообщил, что проект закона о выборах народных депутатов Украины будет передан на экспертизу в Венецианскую комиссию и ведущее учреждение в области избирательного права - Международный фонд избирательных систем (США).
Министр напомнил, что так называемый "технический " вариант проекта закона был разработан Министерством юстиции на основании концептуальных предложений, разработанных рабочей группой при Президенте Украины по вопросам усовершенствования законодательства о выборах и одобренных главой государства.
Напомним, доработанный проект закона Украины "О выборах народных депутатов Украины" в конце мая был обнародован на сайте Министерства юстиции Украины. Законопроект содержит норму о повышении проходного барьера для партий до 5%. 50% депутатов парламента будут избираться по партийным спискам, остальные 50% - по одномандатным округам. Проект закона запрещает участие в выборах в Верховную Раду блоков. В бюллетене для голосования будет исключена графа "Против всех".
В документе отмечается, что в состав участковой избирательной комиссии обычного или специального избирательного участка обязательно включаются (при наличии соответствующего представления) по одному представителю от партий, сформировавших депутатские фракции на первой сессии ВР этого созыва.
Не более чем по одному представителю от других партий - субъектов избирательного процесса включаются в состав участковой избирательной комиссии путем жеребьевки, проводимой окружной избирательной комиссией не позднее, чем на третий день после окончания срока внесения представлений.
Ранее, 11 апреля т.г. Лавринович заявил, что новое избирательное законодательство не будет предусматривать возможности проголосовать "против всех" на выборах в ВР. Он отметил, что соответствующая графа ("не поддерживаю ни одного кандидата") является пережитком советского прошлого.
Кроме того, министр сообщил, что законопроект о выборах предусматривает внесение кандидатами, которые выдвигаются от партий, или самовыдвиженцами внесении денежного залога в размере 12 минимальных заработных плат.
Также он добавил, что, согласно законопроекту, избирательные комиссии смогут снять кандидата с предвыборной гонки лишь в двух случаях: когда данные кандидата не соответствуют требованиям законодательства, либо по собственному желанию.
По словам министра, новое избирательное законодательство будет принято за год до парламентских выборов 2012 г. - осенью 2011 г. Он заявил, что законопроект предусматривает право на самовыдвижение кандидатов в одномандатных избирательных округах и отменяет возможность избирательных блоков принимать участие в выборах народных депутатов. Он объяснил, что имеется в виду то, что ликвидация избирательных блоков и введение самовыдвижения кандидатов сделает невозможным покупку политических партий и отдельных кандидатов заинтересованными структурами для того, чтобы провести их в ВР.
Законопроект вызвал острую критику внутри страны. Оппозиция назвала такие изменения в избирательное законодательство путем к свертыванию демократии в Украине. 22 марта т.г. об этом заявил экс-вице-премьер, вице-спикер ВР Александр Турчинов. По его мнению, основными позициями изменений в избирательное законодательство является контроль над избирательными комиссиями всех уровней, бесконтрольный печать бюллетеней, а также облегчение процедуры снятия любой кандидатуры из избирательного процесса.