Вечная очередь, или почему в Киеве так сложно зарегистрировать место проживания
Надежда Добрянская,
эксперт по публичной администрации Центра политико-правовых реформ
Уже два месяца в Киеве крайне сложно зарегистрировать место проживания. Причина не в особом наплыве новых жителей в город. Поводом для очередей стало переведение регистрации места проживания из ЖЭКов в центры предоставления административных услуг (ЦПАУ) при райгосадминистрациях.
Людям приходится выстаивать многочасовые очереди в ЦПАУ лишь для того, чтобы зарегистрироваться в электронную очередь. А потом оказывается, что надо было сначала пойти в ЖЭК, взять какую-то картонную форму, и только потом становиться в очередь в ЦПАУ. Кое-где напряжение посетителей мало не перерастает в драки.
Перевод услуг в ЦПАУ состоялось 1 октября 2014 года по распоряжению Кабинета министров №523-р. Распоряжение было принято еще в мае 2014 г. на выполнение закона "Об административных услугах" и предусматривало рациональное решение о поэтапную интеграцию фронт-офисов по регистрации места жительства и других популярных административных услуг в единые офисы городских советов и райгосадминистраций - ЦПАУ.
При полноценном внедрении, перевод регистрации в ЦПАУ должен бы облегчить жизнь посетителям: прозрачные офисы, максимум приемных часов без перерывов, универсальный персонал обслуживания, электронная очередь. Но простое, во многих городах неподготовленное, изменение фронт-офиса обнажило все недостатки системы регистрации, которые до сих пор были незаметны.
Больше всего проблем с регистрацией возникло из-за того, что регистрационный учет у нас до сих пор ведется на бумаге, а бумажные картотеки все еще находятся в ЖЭКах. То есть, с переводом приема людей в ЦПАУ кто-то должен физически забирать их карточки из ЖЭКов, везти их на регистрацию в Государственную миграционную службу (орган регистрации), а потом возвращать в ЖЭК.
С 2012 года обновленная процедура регистрации места жительства требовала у Государственной миграционной службы забрать себе картотеки регистрационного учета из всех ЖЭКов, ОСМД, общежитий, и теоретически когда-то это привело бы к переводу картотек в электронный вид. Но ГМС не забрала эти картотеки, ссылаясь на нехватку людей и помещений.
При этом, городские власти и ЦПАУ при всем желании не могут забрать себе эти картотеки и заняться их оцифровкой, потому что по законодательству картотеки - это собственность ГМС. К тому же речь идет о персональных данных. Заложниками этого замкнутого круга становятся люди, которых ЦПАУ и ГМС гонят в ЖЭКи, а только потом в ЦПАУ. В Киеве Святошинский район додумался сделать удаленные рабочие места ЦПАУ прямо в нескольких ЖЭКах, чтобы на месте искать карточки людей в картотеках и не заставлять их тратить свое время.
Успешное перевод регистрации в ЦПАУ требует сотрудничества ЦПАУ с ГМС для решения оперативных проблем с картотеками. Но ГМС не хочет сотрудничать. В Киеве подразделения ГМС не хотят самостоятельно принимать карточки из картотек ЖЭКов, возвращают в ЦПАУ пакеты заявлений на регистрацию с отказами под наименьшими бюрократическими предлогами, отказываются обеспечивать ЦПАУ бланками заявлений и талонов.
Но есть города, в которых с этой услугой не возникло никаких проблем. В Ивано-Франковске услуга предоставляется в течение одного рабочего дня, и нет никакого ажиотажа. В Луцке региональное руководство ГМС было настолько настроено на сотрудничество с городскими властями ради удобства людей, что даже дало своих работников в бэк-офис ЦПАУ. Луганчане могли получить штамп регистрации прямо в день обращения, порой даже в течение 30 минут. Но после пресс-конференции об успехе Луцка руководство ГМС из Киева приказало отозвать своих сотрудников с бэк-офиса ЦПАУ. И это лишь в очередной раз подтвердило явно саботажную политику руководства ГМС Украины.
Кроме проблем с картотеками есть и другие проблемы. В Киеве ЦПАУам банально не хватает персонала и помещений для того, чтобы принять всех желающих зарегистрировать место проживания. Сама процедура регистрации мало чем отличается от советской "прописки", сложная как для людей, так и для чиновников.
Ситуативным решением проблем с регистрацией было бы плодотворное сотрудничество территориальных подразделений ГМС с городскими властями по всей стране для комфорта граждан. Как этого добиться - это вопрос к министру внутренних дел Арсену Авакову, это его парафия, которую он сейчас просто игнорирует.
Но идеальным решением ситуации была бы системная реформа регистрации. Переход к уведомительной регистрации без связи с правом пользования на жилье и согласия собственника (например, как в Грузии, Германии). Перевод полномочий по регистрации от ГМС к городским, поселковым и сельским советам, чтобы людям было близко регистрироваться и была возможность требовать хорошее обслуживание у своего местного главы и депутатов. И, конечно, перевод бумажных картотек в электронные реестры на уровне общин для быстрого обслуживания.
Новому правительству сейчас очень важно провести реформу регистрации, чтобы не законсервировать ту сложную ситуацию, которая сейчас возникла через саботаж ГМС и проблемы процедуры.