ua en ru

В.Литвицкий, Н.Азаров: "В Украине нет угрозы гиперинфляции".

Автор: RBC.UA
Интервью с руководителем группы советников председателя НБУ Валерием Литвицким и экс-министром финансов Украины Николаем Азаровым.

Крайне высокий показатель инфляции в январе текущего года заставил экспертов усомниться в реальности заложенного в Госбюджет-2008 оптимистичного прогноза инфляции - 9,6%. Напротив, многие из них заявили об угрозе значительного ускорения роста потребительских цен. О факторах, которые будут иметь первоочередное влияние на инфляцию в 2008 г., и о способах их преодоления РБК-Украина рассказали Валерий Литвицкий, руководитель группы советников председателя НБУ, и Николай Азаров, председатель парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности, экс-министр финансов Украины. РБК-Украина: Какой Ваш прогноз уровня инфляции по результатам текущего года? Валерий Литвицкий: Есть официальный прогноз правительства. Он занесен в закон о бюджете, который пока еще не пересмотрен. Когда будут внесены изменения в закон о бюджете, можно будет говорить о каких-то коррективах к существующему прогнозу. Национальный банк вместе с Минфином и другими структурами уже в первые месяцы этого года пытается сделать все для того, чтобы требование Президента иметь инфляцию меньше 10% и соответствующие обещания правительства были реализованы. Многое зависит от того, в какую сторону будет пересмотрен бюджет, и как он будет корреспондироваться с антиинфляционными мероприятиями, которые сейчас готовит правительство. Нужно, чтобы между ними был не диссонанс, а четкая корреляция. Лишь в таком случае антиинфляционные мероприятия дадут возможность выйти на те макроэкономические показатели, которые удержат инфляцию меньше 10%. Те эксперты, которые смело называют цифры прогноза, по моему мнению, спешат, поскольку не несут ответственность за последствия своих прогнозов. Если бы неосуществленные прогнозы имели непосредственное влияние на их карьеру, то они бы были значительно осторожнее. Николай Азаров: Я, конечно, понимаю стремление нынешнего правительства остаться в 10-процентном инфляционном коридоре. Однако в нынешних условиях, скорее всего она преодолеет двузначный показатель и достигнет 13-15%. Нужно ставить реальные цели. И чем раньше это будет признано правительством, тем лучше для страны. Одно время, среди журналистов, было популярно выражение, что экономика развивается вопреки действиям властей. На самом деле это заблуждение. Яркое тому подтверждение - реакция экономики на действия правительства в 2005 г. и в начале 2008 г. На нынешнем этапе очень важно, чтобы антиинфляционные меры, которые запланировало правительство, вместе с инфляцией не затормозили экономический рост, не охладили деловую активность в стране. Показателен в этом плане январь. Экономика резко притормозила. Темпы роста промышленного производства упали в 2 раза, а темпы роста ВВП – в 1,5 раза. Это вызывает опасения. Я предполагаю, что темпы, которые взяла наша экономика в последние годы, еще какое-то время будут оказывать влияние, но если не прилагать усилий к их поддержанию, будет реальный спад. Необходимо сохранить поступательные тенденции экономического развития, а не зарубить все на корню борьбой с инфляцией. РБК-Украина: Какие факторы будут определять показатель инфляции в этом году? В.Л.: Сейчас отпал один из факторов, который вносил элементы неопределенности – цены на газ. Важным фактором является бюджет, многое зависит от того, в какую сторону он будет пересмотрен. Есть другие внешние факторы, например, цены на нефть. Они дают основания рассчитывать на более низкий эффект давления внешней инфляции, то есть инфляции второго круга. То же можно сказать и о ценах на газ. Цена 179 долл./тыс. куб. м немного улучшает перспективы прогноза. Опять же, важным фактором является урожай. На сегодня трудно говорить о перспективах урожая, к этому можно будет вернуться где-то в мае. Но уже можно сказать, что угроза продовольственной инфляции меньше чем в прошлом году. Потому я и склонен придерживаться официального прогноза инфляции. Н.А.: О внешних факторах достаточно много и детально было сказано. Это и замедление темпов развития мировой экономики, и увеличение цен на энергоносители и продукты питания, и изменение конъюнктуры на мировых рынках. Однако на экономическую динамику в стране большое, возможно даже большее влияние будут иметь внутренние факторы. Один из них - политическая неопределенность. С одной стороны - правительство сформировано, министры назначены, а с другой – о выработке эффективных решений, которые способны улучшить ситуацию в стране говорить пока рано. Сейчас отдается предпочтение обещаниям неземных благ, источник которых пока неизвестен. Меня, в свое время, обвиняли в жестком руководстве экономическим блоком. Но это лучше, чем теперешняя ситуация, когда никто на себя не берет ответственность за принятие тех или иных решений. Те, кто пришел во власть, должны осознавать, что на определенном этапе решения могут быть и не популярными в краткосрочной перспективе. А нынешнее правительство, вместо того, чтобы заниматься разработкой и реализацией долгосрочных целевых программ, пачками принимает кадровые решения. За полтора месяца текущего года 80% принятых правительством решений - касались кадровых вопросов. Еще не утвердив антиинфляционные меры, осуществляются действия, которые ее раскручивают. Я имею в виду решения Кабмина, касающиеся увеличения зарплат госслужащим. Еще одно направление, о котором сейчас мало говорится - повышение конкурентного давления в связи со вступлением нашей страны в ВТО. Это процесс, который с каждым годом только будет набирать обороты и без поддержки государства национальному товаропроизводителю не обойтись. РБК-Украина: Какие мероприятия правительства и Нацбанка могут замедлить темпы роста инфляции? В.Л.: Очень важным вопросом является внесение изменений в бюджет в этом году. Посмотрим, как будет пересмотрен бюджет, и какие будут внесены коррективы. Вызывает обеспокоенность то, что и до сих пор не утверждены правительственные антиинфляционные мероприятия. Также вызывает обеспокоенность, то, что в объявленных пяти приоритетах работы Министерства экономики, которое выступает одним из ударников в борьбе с инфляцией, нет такого приоритета как антиинфляционная работа. Это немного странно, но все же есть надежда, что антиинфляционные мероприятия уже будут утверждены в ближайшее время, и ответственные министерства возьмутся активно за эту работу. В данный момент НБУ вместе с Минфином уже делает все необходимое для снижения антиинфляционного давления. Национальный банк проводит стерилизационные и мобилизирующие мероприятия. Минфин реализовывает политику профицита бюджета, думаю, два-три ближайших месяца бюджет будет сбалансированным, как минимум бездефицитный, а возможно даже и профицитным. Национальный банк пока не начал проводить агрессивную процентную политику, но, тем не менее, были обеспечены антиинфляционные ставки. НБУ принимает все меры для недопущения избыточной ликвидности. И мы рассчитываем на то, что уже в первом квартале, в крайнем случае, в начале второго квартала все эти мероприятия дадут соответствующие результаты. Н.А.: Эффективность разработки антиинфляционных мер зависит от правильности диагностирования причин ее роста. Учитывая, что причина нынешнего увеличения уровня инфляции имеет как монетарную, так и немонетарную составляющие, меры, применяемые для ее удержания, должны быть комплексными. Но надо иметь в виду, что нынешнему премьеру нужны быстрые результаты. Поэтому в ближайшие месяцы Украине стоит ожидать жестких монетарных и экономических ограничений. Судя по планам правительства, основную тяжесть ответственности планируется возложить на НБУ, который эффективно может повлиять только на монетарную составляющую инфляции. Тут следует учесть, что чрезмерное увлечение монетаризмом в условиях падения темпов роста внутреннего производства и растущего спроса со стороны населения может стать контрпродуктивным в отношении развития экономики. Основную роль здесь должно сыграть правительство через социальную, бюджетную, тарифную политику. Для преодоления инфляции, необходимо подумать об уменьшении дефицита бюджета, оптимизировать государственные расходы. Не следует переоценивать возможности административных ограничений цен на ряд продуктов питания. Это может дать эффект, но только краткосрочный. Потому, что рост стоимости, например, продуктовой группы имеет объективную составляющую. В тоже время наше государство открыло границы для вывоза пшеницы. Опыт показывает, что огульное замораживание цен на одни продукты и услуги влечет или ухудшение их качества, или существенное увеличение цен на нерегулируемые группы товаров. Поэтому основной акцент необходимо делать на контроле над обоснованностью их изменений на местах. Увлечение же такими инструментами, как стимулирование дешевого импорта, с одной стороны - будет сдерживать отечественного производителя в пересмотре цен, с другой – ухудшит и без того большое отрицательное сальдо торгового баланса. РБК-Украина: Как влияют на инфляцию выплаты Ощадбанком обесцененных вкладов? В.Л.: Инфляция это проблема спроса и предложения. Потому нужно работать адекватно над тем, чтобы потребительский спрос не был перегрет, и, чтобы предложение успевало за спросом. Нужно работать над тем, чтобы темпы роста производительности труда, а одним из его значений есть темпы роста производства в промышленности, реальном секторе, темпы роста ВВП в целом, были достаточными для подпитки потребительского спроса. Базовая причина того, что в прошлом году была ускорена инфляция, связана с тем, что на протяжении последних лет темпы роста производительности труда отставали от темпов роста доходов. Временно это можно допускать, но дело несколько затянулось. Будь какое усиление потребительского спроса должно корреспондироваться с соответствующим наращиванием товарного предложения. Исходя из этого, выплаты Ощадбанком обесцененных вкладов – это шаг в последующем разогреве потребительского спроса. И хотя их взнос в общий потенциал спроса, если он будет измеряться 6 млрд грн кардинально ситуацию не меняет, правительству все равно нужно работать над увеличением предложения товаров и услуг. Если бы ВВП и производительность труда росли быстрее, чем это было в последние годы, они не разгоняли бы инфляцию. В любом случае, наращивание социальных расходов бюджета должны быть подкреплены соответствующим ростом товарного предложения. С другой стороны, такие выплаты увеличивают потребительские ресурсы населения – а это потенциальные инвестиции в будущем. Потому нужно позаботиться о том, чтобы большая часть выплаченных средств осталась на депозитах, а для этого нужно повышать доверие населения к банкам, проводить соответствующую процентную политику, проводить политику финансовой стабилизации и курсовой стабильности. В таком случае население значительную часть полученных средств будет сберегать. При этом условии и при условии увеличения товарного предложения, никакого дополнительного ажиотажа к выплатам обесцененных вкладов не будет создано. Н.А.: Нынешнее правительство не оригинально в стремлении решить проблему возврата вкладов Сбербанка СССР. В свое время мы детально проработали эту проблему. Еще осенью прошлого года было принято постановление правительства, которым создавалась специальная институция, которая должна была осуществить комплекс мер для решения этой проблемы – от составления реестра вкладчиков до их выплат. Главная цель, которая ставилась нами при реализации этой задачи – соблюдение справедливости и не допущение обесценивания возвращенных денег. И, конечно же, ни о каких взаимозачетах не шла речь. Совмещение и торпедирование этих процессов правительством Тимошенко поставленные задачи не только не решило, а и обострило - как инфляционную, так и социальную составляющую. РБК-Украина: Нужно ли прекращать эти выплаты в денежной форме? В.Л.: Я считаю, что нужно предлагать меню антиинфляционных защитных активов для населения. Инфляция будет съедать возмещенные средства и в этом году, и в следующие годы. Потому кроме уменьшения инфляции, увеличения доверия населения к банковской системе, нужно предлагать другие защитные активы – акции, облигации и т.п. Нужно возобновить нормальную приватизацию, прозрачную и эффективную, и активнее вовлекать людей в участие в ней. В том числе продумать механизмы привлечения запланированных к выплате средств к приватизационным процессам. Очень важно разморозить вопрос о правильном обращении земли. Ведь население может принимать участие своими деньгами и в земельных транзакциях. Нужно грамотно выйти из моратория на продажу земель и дать возможность населению вкладывать средства и в эти активы. Нужно разворачивать украинский фондовый рынок. Тогда выплаченные средства не будут излишне давить на потребительский рынок, а будут привлечены в других направлениях. Что касается использования выплат для покрытия коммунальной задолженности, то я не вижу в этом большой проблемы. Это правильный шаг. Но в то же время нужно продумать путь для поиска баланса между решением по такой форме возмещения и финансовыми интересами коммунальной сферы. Нужно проводить реформу ЖКХ, чтобы для сектора не стоял вопрос живых денег, а стоял вопрос уменьшения расходов. Н.А.: Выплаты осуществлять безусловно надо. Вместе с тем, нужно очень внимательно и взвешенно подходить к подобного рода выплатам. Вопрос возврата денег бывшим вкладчикам Сбербанка СССР еще более многогранен, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, изначально было понятно, что в текущем году получить обещанные правительством 1 тыс. грн смогут далеко не все вкладчики Сбербанка СССР. Шести млрд грн тут явно недостаточно. Правительство должно было продумать механизм, чтобы первыми эти деньги получили наиболее нуждающиеся категории граждан, а не более напористые. Во-вторых, выброс наличных денег на рынок должен был встретить увеличение предложения, которое также должно было быть подготовлено. В противном случае вследствие инфляционных тенденций выплаты фактически обесцениваются. В-третьих, спровоцировано накопление долгов за коммунальные платежи, причем по самой дисциплинированной категории плательщиков — людях старшего поколения. Это произошло как вследствие перегрузки отделений Сбербанка операциями по возврату вкладов, так и из-за обещание Кабмина отправить на погашения долгов по ЖКХ 2 млрд грн. Уход от денежной формы губителен для экономики, особенно в условиях роста цен на газ и сдерживания внутренних тарифов. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики, включаясь в схемы безналичных расчетов, ограничиваются в оборотных средствах. Ввиду неудовлетворительного состояния этих предприятий и сокращения расходов государственного бюджета на жилищно-коммунальную отрасль в бюджете 2008 г. это негативно отразится на качестве предоставленных услуг и ограничит их возможности проводить обновление и модернизацию основных фондов. В-четвертых, наконец, самое главное, нельзя обманывать людей – 1000 рублей в 1990 г. эквивалентно примерно 10 000 грн в ценах 2008 г. Поэтому, по-существу, правительство не компенсирует вклады, а наоборот их дисконтирует, т.е. обесценивает. РБК-Украина: Есть ли в Украине угроза гиперинфляции? В.Л.: Нет. В Украине нет такой угрозы. Напротив, Украина может вернуться к ситуации, в которой она находилась начиная с 2001 г. и заканчивая 2003 г. Тогда инфляция составляла меньше 10%. Я думаю, что Украина может вернуться в клуб стран с умеренной, и даже низкой инфляцией. Инфляция – это не скоростная спортивная машина, она за 5 сек. 100 км/час не набирает. Все действующие инфляционные процессы начались с 2003 г., инерционная сила инфляции формировалась на протяжении всех следующих лет. И остановить этот локомотив невозможно, так же как и разогнать его к каким-то сверхскоростям. Н.А.: Украина прошла через период гиперинфляции между 1992 и 1995 гг. Если в 1992 высшим номиналом была купюра 100 карбованцев, то к 1995 г. им стал миллион карбованцев. Сейчас нет такой угрозы. Мы же не Зимбабве, где по сообщению BBC News инфляция в декабре 2007 г. достигла 66 тыс. процентов - новый мировой рекорд. Но предпосылки для высокой инфляции, превышающей 10-процентный рубеж, достаточно высоки. РБК-Украина: Как повлияет на украинскую экономику мировой финансовый кризис? В.Л.: Мировой финансовый кризис еще не развернулся. Есть глобальное замедление экономики, есть угроза рецессии в США. Но, я надеюсь, что эта угроза не станет совершенным фактом, что предрецессия будет неглубокой и краткосрочной, и ситуация разъяснится на протяжении ближайших полгода. Влияние мировых процессов на Украину значительное, учитывая, что Украина имеет большой удельный вес ВВП, который реализуется через экспортно-импортные операции. Мы являемся страной с относительно открытой экономикой. Поэтому рассчитывать, что мировые процессы не повлияют на наш экспорт, на цены на металлы, газ, нефть, мы не можем. Но падения нашей экономики вместе с замедлением в Европе и США ожидать не следует. Украина будет развиваться темпами, близкими к мегатренду. Нужно иметь в виду, что в Украине очень разогрет внутренний рынок, за последние четыре года потребительский потенциал населения очень сильно вырос. И это частично будет компенсировать негативное влияние процессов, связанных с определенным уменьшением внешнего спроса на нашу продукцию. Кроме того, я думаю, что все мировые негативные процессы будут в значительной мере смягчены нашим вступлением в ВТО. Возможно, мы это почувствуем только в конце текущего года, в последние его месяцы, но при любых условиях это поможет амортизировать негативное влияние. Н.А.: Безусловно, влияние этого фактора будет иметь значение. У нас высокая зависимость от конъюнктуры на внешних рынках, но украинская экономика имеет перспективы развития во многих сферах. За последние годы Украина стала привлекательной для иностранных портфельных инвесторов, увеличились прямые иностранные инвестиции. Инвесторы готовы вкладывать средства в экономику, демонстрирующую стабильные темпы роста ВВП и потребительского рынка. Остается открытым вопрос о том, что произойдет с объемами иностранных инвестиций в случае торможения темпов экономического роста при сохранении активной конкуренции за привлечение инвестиций. Также подвержены рискам флагманы украинской экономики - компании начали активно проходить через процедуру IPO, постепенно превращаясь в современные открытые корпорации с цивилизованными отношениями с внешними инвесторами. Банкам будет трудно рефинансировать себя на внешних рынках. Соответственно, они будут пробовать получить как можно больше местных ресурсов (депозиты населения). При этом степень охлаждения кредитования будет прямо зависеть от действий НБУ, которые он будет предпринимать для укрепления денежной массы. Кроме того, следует учесть, что внешние заимствования, которые получали коммерческие банки Украины, имели преимущественно потребительское направление, что стимулирует товарный импорт и, в конечном итоге, зарубежного производителя. Отечественные компании смогут успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках только при эффективной поддержке государства. Ведь давайте посмотрим, сегодня импортируются товары, которые давно бы могли производиться в Украине, если бы своевременно были реализованы инвестиционные планы предприятий по внедрению новых технологий, расширению ассортимента продукции. Беседовал Владимир Драбчук