ua en ru

Василий Волга: “Украинское правительство постепенно становится социал-демократическим”

Автор: RBC.UA
Глава государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) и лидер партии Союз Левых Сил Василий Волга в интервью РБК-Украина рассказал об усилении социального фактора в политике действующего правительства, а также о ликвидации схем, позволявших определенным группам ежегодно воровать на рынке финансовых услуг многомиллиардные суммы.

РБК-Украина: Недавно был год, как Вы находитесь на должности главы Госфинслуг и отчитались о проделанной работе. Сегодня, в начале лета, могли бы Вы оценить в процентном соотношении сделанное и не сделанное? В частности, создание Фонда гарантирования вкладов граждан, рефинансирование, наведении порядка с лицензиями и т.д.
Василий Волга: В самом деле, сейчас получился своеобразный промежуточный этап подведения итогов, поскольку появились новые нормативные акты, результаты исследования рынка, статистика. Мало того, на протяжении последнего полугода вскрылись некоторые очень важные моменты, которые раньше были не видны. Соответственно, я принимал решения, на ходу корректируя направление работы Госфинуслуг, планы проектных работ, планы проведения проверок.
Но, в общей сложности, процентов на 70 поставленные задачи выполнены. Кое-что из запланированного выполнено на 100%, что-то еще не доведено до конца, так как жизнь показала, что требуется больше времени и привлечение других министерств и ведомств. Могу перечислить конкретно.
РБК-Украина: Да, пожалуйста.
В.В.:Первая, ключевая задача - наведение порядка в государственном реестре финансовых учреждений. Было много шума по этому поводу. Но когда мы проверили состояние дел, оказалось, что больше половины поднадзорных предприятий работают с нарушением действующего законодательства. Тогда многие из них возмутились: «Как это так?! Мы столько лет работаем беспроблемно!». А на самом деле, реестр - это ключевой вопрос, который определяет вольно работать этому финучреждению или не вольно. В соответствии с законом, за безлицензионную деятельность наступает уголовная ответственность. Так что «беспроблемно» - это уж чересчур.
После того, как я доложил ситуацию премьеру и Президенту, была назначена очень серьезная проверка. В ответ наши «доброжелатели» устроили мощную информационную атаку против Госфинуслуг. Ее следствием стало то, что всевозможные проверки были проведены и у нас. В том числе, проверки Генеральной прокуратуры, КРУ и Счетной палаты. И они тоже подтвердили, что состояние Госреестра - ужасное.
До мая мы были должны полностью закончить эту работу и отчитаться. Буквально неделю назад, 31 мая, я подписал письмо на имя Президента и премьер-министра, в котором сообщил, что все проблемы устранены, за исключением нескольких пунктов, для которых требуются изменения действующего законодательства. И предложил эти изменения. Белых пятен в реестре не осталось. Это первое.
Вторая проблема, которая вскрылась по ходу дела, и тоже вызвавшая жесткое сопротивление, - перестрахование. Это работа еще не доведена до конца, но не потому, что я недостаточно быстро и эффективно работал, а потому, что задача глобальная, и в ее решении должны принимать участие активное участие народные депутаты.
Нужно понимать, что мы говорим об очень больших деньгах, зарабатываемых несколькими финансово-промышленными группами и конкретными людьми, формально не в нарушение закона, но напрямую во вред государству. Законодательная база в свое время выписана таким образом, что можно было безо всякой опаски напрямую воровать из государственного бюджета около 3,5 млрд грн ежегодно. Вот попробуйте эту сумму представить - 3,5 млрд грн! Я лично представляю с трудом, однако понимаю, что подобные суммы могли бы существенно повлиять на социальную политику в государстве. А вместо этого уходили в карман к ловкому дяде.
РБК-Украина: Как получились эти 3,5 млрд?
В.В.: Это явление называется «схемное перестрахование», когда корпорации могут использовать услуги некоторых страховых компаний для уклонения от налогов. На протяжении многих лет эту денежную трубу никто даже не трогал. Именно она питала коррумпированные суды, «законодателей», из этих миллиардов выделялись деньги для того, чтобы ничего не менялось. Чтобы в органы власти на выборах проходили нужные люди и не пропускали какие-либо изменения.
Мы впервые взялись за то, чтобы эту трубу перекрыть.
Анализируя страховую деятельность по итогам года, мы всегда исходим из того, какую пользу она принесла: а) гражданину; б) государству; и в) собственнику бизнеса. Страховые компании должны заплатить в госбюджет налогов на 660 млн грн. Это польза государству. Они принесли огромную пользу гражданам и предприятиям, когда страховали реальные риски, и в случае наступления страхового случая выплачивали пострадавшим деньги. И без сомнения, они получили прибыль. Все прекрасно.
Вместе с тем, через внутреннее перестрахование прошло девять с лишним миллиардов гривен. По нашим оценкам, схемными, то есть такими, которые обеспечивают уклонение от уплаты налогов, являются почти 90% из этих операций. То есть, прямая недоплата налогов в государственный бюджет из-за этой деятельности составила 3,5 млрд грн. Теперь накладываем одно на другое: государство получило 660 млн грн, и потеряло 3,5 млрд. Красиво?
Ежегодно на протяжении 15 лет цифра колебалась от 2,5 до 3 млрд. Это более 40 млрд в общей сложности! Соответственно передо мной, как перед руководителем Государственной комиссии, ставится задача - исправить существующее положение вещей. Я предложил два блока решений.
Первый: ряд законодательных изменений, а именно - переход на общую систему налогообложения страховых компаний. Исключение из валовых затрат сумм, отправляемых на перестрахование. И регистрация всех договоров перестрахования в режиме онлайн, чтобы было видно все происходящее на рынке.
Второй блок - создание мощной государственной страховой компании, которая будет брать на себя реальное перестрахование. Когда будут реализованы первые три пункта, из девяти миллиардов, «гуляющих» по схемам, останется один миллиард. Этот объем реальной внутренней перестраховки вполне потянет одна государственная страховая компания.
Но, естественно, мы встретили очень серьезные препятствия на разных уровнях, начиная от информационных войн, заканчивая пробуксовыванием наших законодательных инициатив в Верховной Раде. Хотя, нужно отдать должное Виталию Хомутыннику, под его началом работа в комитете по вопросам финансов и банковской деятельности пошла очень серьезно. Как результат, в соответствии с переходными положениями Налогового кодекса мы получили и перевод страховых компаний на общее налогообложение, и регистрацию по перестрахованию, и запрет отнесения на валовые затраты сумм перестрахования.
Три дня назад мы получили зарегистрированный в Минюсте порядок регистрации договоров перестрахования, и сейчас в срочном порядке в Госфинуслуг формируется сектор, который будет этим заниматься. С 2012 г. страховой рынок будет работать в общей системе налогообложения, и все договора перестрахования будут находиться под жестким контролем. И я хотел бы не только поблагодарить Госфинуслуг, тех ребят, которые системно работали, но обратить внимание читателей на то, как непросто дается простое слово «реформы».
Казалось бы, можно отчитаться в том, что эта воровская лавочка прикрыта. Но мы замахнулись на сумасшедшие, миллиардные доходы некой группы лиц, с которыми так просто расставаться они не собираются. И теперь эти граждане изучают новые схемы оптимизации с использованием купли-продажи фиктивных ценных бумаг. Это уже вне сферы компетенции Госфинуслуг.
Однако, мы провели нужные консультации, и я вижу, что глава Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Дмитрий Тевелев тоже системно работает над этой задачей. На следующей неделе они у себя на сайте должны вывесить проект закона, который должен стать серьезным препятствием для махинаторов. Если мы таким образом будем двигаться и дальше, и будет политическая воля, то к Новому году «лавочка» действительно будет закрыта.
РБК-Украина: Вы сейчас говорили о выгоде для государства, а где же выгода для гражданина?
В.В.: Помимо «схемных» есть классические страховые компании, которые как раз и работают на пользу гражданина. За исключением, конечно, невыплат по страховым случаям. Госфинуслуг ужесточил систему проведения проверок и принятия санкций. Нами многократно сокращена сумма невыплат по наступлению страховых случаев.
А вот то, что касается схемной части, которая должна уничтожаться, то схемщики с гражданами не работают вообще. Схемщики работают только с корпорациями.
Но вред для гражданина колоссальный, они воруют те деньги, которые должны пойти конкретными делами людям: это расходы на медицину, зарплату бюджетникам, и так далее.
РБК-Украина: Самым громким делом, напрямую касающимся граждан, была история с «Первым кредитным обществом» в Одессе. Насколько я знаю, дело вышло на финишную прямую, в настоящее время не работают все сайты, имеющие отношение к ПКО и «AZAROV GROUP». Однако сотни людей по-прежнему волнует вопрос, когда же все-таки будет поставлена точка, и вернут ли им деньги?
В.В.: Бывший председатель правления ПКО Андрей Азаров сделал все, чтобы заблокировать действия временной администрации. Его люди похитили все первоисточники, всю финансовую отчетность, электронную базу данных и длительное время, используя коррумпированных чиновников, осуществляли системное противодействие работе администрации. Тем не менее, все необходимые сведения, доказывающие преступную деятельность руководства «Первого кредитного общества», переданы милиции, Генеральной прокуратуре, и мы, честно говоря, ожидали более оперативной их реакции.
Нам известно, где хранятся выкраденные документы. Я рассчитывал на то, что правоохранительные органы и суд примут меры к тому, чтобы Андрей Азаров и руководимый им бывший и.о. главы правления ПКО Валентин Найда, уволенный временной администрацией, не могли находиться на свободе и запросто выводить за пределы Украины украденные деньги. Ситуация такова, что из-за бездействия правоохранительных органов основная часть имущества, за счет реализации которого должны были быть возвращены деньги вкладчикам, продана, а деньги выведены. Времени у Азарова для этого оказалось достаточно.
Мало того. Я думал, меня уже ничем не удивить. Но информация о том, что Найда входит в состав комиссии по делам обманутых вкладчиков и проблемных кредитных союзов при мэре Костусеве, вызвала натуральный шок. Очевидно, на протяжении года уголовное дело по фактам не переквалифицировано в уголовное дело в отношении конкретных лиц не просто так.
Я не знаю тайны следствия, каким образом оно двигается, я только могу констатировать то, что виновные в конкретных преступлениях люди разгуливают на свободе, системно продают огромные объемы имущества, а деньги куда-то пропадают. Тем не менее, я надеюсь на то, что правоохранительные органы сделают то, что должны сделать и вкладчики получат свои деньги. Госфинуслуг и я лично со своей стороны сделали все, чтобы это случилось.
РБК-Украина: Вы особо отметили, что проводить реформы непросто. Но в обществе, по всей видимости, понимания этого нет, наоборот, есть острое недовольство ростом цен, тарифов и т.п. Особенно хорошо это недовольство видно по комментариям интернет-пользователей. И если вдуматься в эту проблему, то очень трудно определить субъект и объект реформ. Реформы направлена на кого? Если на чиновников, то они против реформ. На крупный бизнес, корпорации? Им тоже реформы не нужны. Мелкий бизнес начали реформировать - начались акции протеста. Если объект реформ - собственность, то она почти вся в частных руках, как правило, анонимных. Получается, что правительству, чтобы провести эффективные реформы, которыми было бы довольно большинство граждан, нужно стать левым! Вы можете объяснить этот парадокс?
В.В.: Это не парадокс, а очень правильно поставленный вопрос и выход из ситуации. И я думаю, что правительство постепенно становится левым в европейском понимании, то есть, социал-демократическим. Во всяком случае, статья первого вице-премьера Андрея Клюева, опубликованная в «Зеркале недели», об этом явно и недвузначно говорит.
Мне особенно импонируют его слова о том, что рынок - хороший тактик, но плохой статег, и не может планировать развитие страны. И я двумя руками поддерживаю определение главной задачи: обеспечить эффективную и прозрачную работу механизма государственно-частного партнерства, провести эффективную модернизацию промышленности Украины.
Союз Левых Сил всегда говорил о необходимости перехода к системе управляемого рынка, перехода на пятилетние планы - при этом исходя из того, что главной движущей силой в рыночной экономике является желание получения прибыли субъектом предпринимательской деятельности. Заметьте, бюджет ЕС пишется на пять лет и сводится по каждому году. Старые, добрые «пятилетки».
Я хочу привести один пример по этому поводу, он будет понятен и тем, кто поступает в вузы и тем, кто недавно получил высшее образование. В этой части планирование в Украине отсутствовало вовсе, все отдали на откуп рынку: зарабатывайте. И высшие учебные заведения пошли зарабатывать, не учитывая конъюнктуру рынка, тенденции развития хозяйственного комплекса, плановую потребность в специалистах, не учитывая демографической ситуации. Модно быть юристами, экономистами и политологами? Пожалуйста, вот вам диплом самых причудливых вузов. Вузов уже столько, что в этом году мест больше мест, чем выпускников, недобор составляет 30%.
И такие примеры можно найти в любой сфере. И я рекомендую всем, кто поглощен охаиванием правительства и его подходов «в целом», отвлечься и прочитать статью Клюева. На самом деле в ней отражены принципы современного европейского социал-демократического подхода к экономике.
РБК-Украина: Как скоро мы его увидим практически? В августе, например, ожидается очередное повышение тарифов на электроэнергию. Фактически это означает увеличение прибыли облэнерго, которые находятся в частных руках. Это совсем не социал-демократический подход.
В.В.: А это и есть причина, по которой правительство склоняется к социал-демократическим подходам. Сама жизнь заставляет. Ведь украинцы сами из года в год выбирали себе государственную власть из людей с большими деньгами, что уж теперь удивляться? В общем и целом страной управляет крупный капитал, именно его интересы представляет Верховная Рада.
В общем и целом система взаимоотношений наших финансов с мировыми финансами такова, что это общая либеральная система, и разрушительные для Украины требования, которые предъявляет МВФ - это дальнейшее навязыванием нам либеральных ценностей. А ценности эти очень простые: есть богатые люди, и есть все остальные. Богатые должны становиться богаче, а остальные - выживать, как умеют. Кому повезет - тоже может стать богатым. «Американская мечта».
Но мы же взрослые люди и знаем, что просто так не везет. Поэтому я верю в эволюционный путь развития и стараюсь доказывать необходимость смены подходов на всех заседаниях правительства. Если мы будем двигаться дальше в сторону либерализации, Украину ждет коллапс с непоправимыми последствиями. Это очевидно. И думаю, постепенно, эволюционным методом, но мы начнем двигаться в сторону социал-демократии. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.
РБК-Украина: Вы полагаете, здравый смысл победит сам по себе?
В.В.: Если кто-то думает, что за пределами нашей страны живут люди, которые спят и видят, как сделать, чтобы жизнь на Украине стала лучше, он глубоко заблуждается. Странно говорить о таких очевидных вещах, но слишком многие живут в чудесном мире, полагая, что есть «друзья» и «враги». Все наши соседи, ближние и дальние, все надгосударственные образования думают только о том, чтобы лучше было им.
Когда у них есть большие деньги, то отпадает необходимость воевать. Проще добиться такой ситуации, когда можно поставить требования, автоматически ведущие к решениям в их пользу. Так происходит с МВФ, так происходит с российским газом. Посмотрите сами, эксперимент, который проводит МВФ над Украиной, он ведь выглядит следующим образом: нам наплевать на то, как вы живете, и как будете кормить детей. Вы должны поднять тарифы ЖКХ, но не переходить на энергосберегающие технологии. Вы должны вывести из государственной собственности стратегические отрасли, но покупать их будут «инвесторы» из-за рубежа.
Вот любопытный момент - они отталкиваются от дефицита бюджета «Нафтогаза Украины». Почему? Потому, что если он будет больше требуемых МВФ 3% - это угроза стабильности поставок газа в Европу, прямой интерес Евросоюза. А «Нафтогаз» говорит, что с ним не рассчитываются частные облэнерго, о которых вы упоминали. Все деньги уходят в чей-то карман, и это, заметьте, нормальная ситуация для «свободного рынка», за который мы с вами и голосовали два десятилетия.
Выход какой? Поднимать тарифы, поскольку у государства денег нет - вся собственность тоже в частных руках и зарабатывать не на чем. Как собираются налоги - я рассказывал вначале. Миллиарды идут в частный карман и это тоже «нормально». Давить на Украину в такой ситуации очень легко, и так будет до тех пор, пока и власть, и люди не поймут простой вещи: крупный частный капитал должен в равной с государством степени нести ответственность за Украину и ее будущее. И делиться своими заоблачными доходами.
Знаете, во что мы, в конце концов, должны погрузиться? В идеале МФВ и «свободного рынка»?
РБК-Украина: Мы - это кто?
В.В.: Страна.
РБК-Украина: Во что же?
В.В.: Серьезнейшее укрепление МВД, внутренних войск для подавления разного рода восстаний, либерализация по всем направлениям и... выживание только сильнейших. И когда людям уже жрать будет нечего, все заработает «в соответствии с мировыми стандартами». Частный ЖКХ будет давать качественное тепло и воду по рыночным расценкам, дороги будут отличные и платные, земля будет возделываться с помощью самых современных технологий, но будет частной и так далее, далее. Кому повезет - пойдет делать гамбургеры в «Макдональдс». Остальные будут предоставлены сами себе.
РБК-Украина: «Делиться доходами» - это как коммунисты делали в 20-е годы?
В.В.: Существенной ревизии подверг частную собственность небезызвестный Михаил Саакашвили, но при этом его никто не называет коммунистом. Вы разве забыли? Он взял всех людей, которые нажили свои капиталы явно нечестно, посадил их в тюрьму и сказал: возвращаете деньги - я вас отпускаю, не возвращаете - сидите дальше. Патриотически настроенная общественность в Украине тогда сказала, что он молодец.
Я никогда коммунистом не был и взглядов своих не менял. Мы всегда говорили о необходимости национализации целого ряда стратегических объектов, об инвестиционных обязательствах и ревизии на предмет их выполнения в отношении ставших частными бывших государственных производств. Особенно тех объектов, которые имеют огромную социальную нагрузку, - те же облэнерго и облгазы. Это жизненно необходимо!
РБК-Украина: Последний вопрос. Какой в таких непростых условиях и проблемах приземленных должна быть мечта? Не политическая, как «украинская Украина», а Большая Мечта. Покорение космоса, например. Рывок к новым галактикам. Казалось бы, люди небогато жили в Советском Союзе, но мечта, которая охватывала широчайшие слои общества, позволяла мобилизовать людей на фантастические проекты - от первого человека в космосе до БАМа. Или для нас предельная мечта это купить себе квартиру?
В.В.: Такой сложный вопрос... До тех пор, пока в обществе не будет консолидации, до тех пор пока мы не получим политической нации, существование Большой Мечты в Украине невозможно. Мы имеем очень большую, неразрешимую проблему - фактическое наличие в одном государстве двух государств, враждующих друг с другом. И поскольку они находятся в единой системе государственного управления, каждое из них имеет возможность делегировать в законодательные органы своих представителей и гнуть свою линию. На одних разговорных площадках происходят словесные баталии и граждане «разных государств» требуют, чтобы их концепции были приняты другой стороной безоговорочно.
Пока будет так - не получится сформировать единого видения, единой мечты, единого идеала, и соответственно двигаться в едином направлении. Если бы не было этой холодной войны, то в процессе диалога можно было бы выйти на какие-то установочные моменты и цели. Лидеры общественного мнения этих «государств», придя к консенсусу, убедили бы остальных. Но этого нет.
А крупный капитал будет очень эффективно этим пользоваться, разжигая войну все сильнее потому, что ему это выгодно. Внимание граждан всегда отвлечено от экономических вопросов, от наполненности их холодильников, от платы за учебу детей. Крупный капитал демонстрирует это уже 20 лет.
И я в очередной раз говорю: мы должны быть честными перед самими собой, признать «разность» двух Украин и договориться о равных правах для сегодняшних непримиримых сторон. Стать гражданами, ответственными за будущее своего государства не де-юре, а де-факто. Только так мы сможем обрести и страну, и мечту.