Увольнение Любченко. Кто сыграл ключевую роль в "скрутках" НДС
Схемы "скруток" налога на добавленную стоимость, за которые преследуют экс-первого вице-премьера и бывшего министра экономики Алексея Любченко, невозможны без вовлечения чиновников на уровне как налоговых органов, так и Министерства финансов, которое отвечает непосредственно за наполнение бюджета и формирование его расходов. Поэтому один из вопросов, который сегодня активно обсуждают в кулуарах Кабмина – роль министра финансов Сергея Марченко и ряда других высокопоставленных чиновников.
О возможной причастности чиновников из Министерства финансов к "скруткам" НДС и другим масштабным схемам уклонения от уплаты налогов, а точнее к бездеятельности по их устранению, эксперты говорили уже достаточно давно.
Еще в пояснительной записке к проекту постановления об увольнении Сергея Марченко с поста министра финансов в апреле 2021 года, авторы этого документа – народные депутаты – указывали "скрутки" как одну из причин, почему министру пора покинуть свой пост.
Ссылаясь на данные журналистов, депутаты отмечали, что сумма одних только взяток коррумпированным чиновникам ГНС составила порядка 135 млн гривен.
По мнению авторов проекта, поскольку налоговая служба непосредственно подчиняется Минфину, то за "скрутки" – или отсутствие борьбы с ними - должен нести ответственность непосредственно министр. Однако от него так ни разу и не последовало никаких пояснений на эту тему, что дало депутатам повод обвинить чиновника в ненадлежащем исполнении своих обязанностей.
Назначения Марченко на пост министра и Алексея Любченко – исполняющим обязанности руководителя Госналоговой службы – произошли почти одновременно в разгар пандемического кризиса. Отсутствие каких-либо публичных конфликтов может свидетельствовать лишь о слаженной работе двух ведомств – как официальной, так и неофициальной.
Министр финансов Сергей Марченко (Виталий Носач, РБК-Украина)
Примечательно, что несмотря на регулярные обвинения в расцвете "скруточных" схем (вначале были заявления нардепа Александра Дубинского, затем уже результаты отчета Временной следственной комиссии Верховной рады по расследования злоупотреблений в ГНС, многочисленные публикации в прессе) Марченко твердил, что "борьба продолжается", "война только началась" и приводил цифры, на которые удалось увеличить доходы бюджета благодаря бескомпромиссной позиции министерства по скруткам. Например, по итогам 2020 года такие доходы выросли на 50 млрд гривен.
Однако, как покажут дальнейшие события - в течение всего периода пребывания Алексея Любченко на посту главы ГНС (с апреля 2020 по май 2021), а также уже когда он стал первым вице-премьером, оставив налоговую на своего заместителя Евгения Олейникова – "скрутки" не только не сокращались, но и нарастали.
Общая сумма потерь бюджета за это время составила порядка 40 млрд грн. За счет чего же тогда Минфин показывал дополнительные миллиарды доходов?
Секрет прост – и о нем также писали авторы постановления об увольнении министра весной 2021 года: Минфин регулярно занижает прогнозные показатели доходов бюджета, недобирает планы по внешним и внутренним заимствованиям, таким образом держа экономику на "сухом пайке" и не финансируя все необходимые затраты и проекты развития.
Хотя в кризис именно наращивание государственных расходов и увеличение дефицита бюджета могло бы дать ускорение для экономики, поддержав ее на плаву в непростое время. Так, расчетные прогнозы ВВП на 2021 год составляли около 4,9 трлн гривен, в то время как Минфин верстал бюджет по показателю 4,3 трлн гривен. Всего 600 млрд гривен разницы в прогнозах - и уже образовывается "люфт" на 100-150 млрд гривен доходов бюджета.
Этот "люфт" может возникать по естественным и объективным причинам (прежде всего, благодаря галопирующей инфляции или курсовым колебаниям). Налоговые поступления растут – у министерства и налоговиков есть повод повесить себе "медаль" за перевыполнение плана. Но при этом не предпринимать никаких реальных действий ни по детенизации, ни по борьбе со "скрутками" НДС либо фиктивным его возмещением, ни по другим проблемным участкам работы.
Примечательно, что министерство все устраивало не только в Любченко, но и в Евгении Олейникове, который выиграл формальный конкурс Кабмина на пост главы ГНС. Марченко называл команду налоговой "одной из самых профессиональных команд". Хотя эксперты прямо заявляли, что конкурс был фиктивным, а кандидатуру отбирали по принципу лояльности лично министру.
Судя по тому, что обыски по делу о "скрутках" проводились НАБУ и СБУ не только в офисе ГНС, но и в доме у самого Олейникова, а также в доме его матери, а на фотографиях с этих обысков силовики опубликовали целые сумки с пачками долларов, сфера "профессионализма" команды ГНС вызывает определенные вопросы.
Сразу после обысков Кабмин отменил свое решение о победе Олейникова в конкурсе. Последний, кстати, накануне своего увольнения и обысков давал интервью "Экономической правде", где всячески отводил от себя подозрения в причастности к "скруткам".
После обысков, которые прошли сразу после увольнения Любченко с поста первого вице-премьера, в СБУ заявили, что "по предварительной информации", схема скруток заключалась в "покрывании" мошенников, недоплачивавших налоги. Для получения доказательств СБУ и НАБУ и провели ряд обысков по всей стране. В сообщении НАБУ было указано, что следственные действия проводились по предварительной квалификации "злоупотребление властью или служебным положением".
Кроме того, в материалах журналистов также фигурировали директор департамента управления рисками Антон Чиж и помощник Любченко, экс-глава фискальной службы и Фонда госимущества Игорь Белоус.
Однако наибольшая ответственность за происходящее, безусловно, лежит на министре финансов Сергее Марченко, который пока не покинул свой пост. Поэтому правоохранительным органам, расследующим уголовные производства в отношении Любченко и Олейникова, стоит обратить внимание и на его роль в масштабной схеме, которая обошлась налогоплательщикам как минимум в 40 млрд гривен за последние полтора года.