В 2017 году перевозка грузов "Укрзализныцей" (УЗ) может резко подорожать - сразу на 25%. Ожидается и повышение цен на пассажирские перевозки – на 35%. Железнодорожники мотивируют это необходимостью обновления подвижного состава, поскольку изношенность вагонов уже достигает 80%. Но инициативы УЗ не одобряет бизнес, обвиняя новый менеджмент "Укрзализныци" в неэффективном использовании имеющихся у госкомпании ресурсов. Доводы сторон - в материале РБК-Украина.
С 1 февраля "Укрзализныця" планирует повысить тарифы на перевозки грузов на 25%. В госкомпании уверяют, что это позволит УЗ привлечь в компанию дополнительные 11 млрд гривен. Такие показатели заложены в проект финансового плана компании, который пока находится на стадии согласования с правительством.
В "Укрзализныце" говорят, что повышение тарифов необходимо для обновления парка вагонов, локомотивов и железнодорожной инфраструктуры. "Если Украине нужно, чтобы единственный железнодорожный национальный перевозчик не сокращал объемы перевозок и не уменьшал количество вагонов и локомотивов, то необходимо осуществлять значительные инвестиции в обновление парка. Для этого нужно индексировать тарифы", - цитирует пресс-служба УЗ главу правления компании Войцеха Балчуна.
Если повышение состоится и УЗ получит средства, то из них 2,5 млрд гривен планируется потратить на покупку более трех тысяч грузовых вагонов, 2,1 млрд гривен - на модернизацию вагонов и локомотивов, 2 млрд гривен - вложить в реконструкцию путей.
В госкомпании объясняют, что в среднем действующие тарифы на железнодорожные грузоперевозки значительно ниже, чем в соседних странах. Например, по данным УЗ, в России стоимость грузоперевозки железной дорогой в 1,7 раза дороже, чем в нашей стране, в Беларуси - в 1,4 раза, Польше - в 8,9 раз, Словакии - 6,3 раза, Венгрии - в 7,3 раза, Румынии - в 3,1 раза.
В то же время в "Укрзализныце" уверяют, что действующие тарифы не только покрывают себестоимость перевозок, но и приносят прибыль компании. Правда, уровень рентабельности, заложенной в тарифы на грузоперевозки, в УЗ не раскрывают.
"Однако только из-за того, что перевозки грузов прибыльны, а не убыточны, нельзя не разрешать УЗ поднять свои тарифы. Это некорректный подход, - рассказала РБК-Украина представитель департамента информационной политики УЗ Наталья Глушко. - Компания вынуждена часть прибыли от грузоперевозок направлять на покрытие убытков от пассажирских перевозок, на так называемое перекрестное субсидирование. Также УЗ должна вкладывать средства в общую инфраструктуру, которая используется как для грузо-, так и пассажирских перевозок".
По данным УЗ, убытки от пассажирских перевозок за январь-ноябрь 2016 года составили более 7 млрд гривен. В финплане на 2017 год предлагается двухэтапное повышение стоимости пассажирских перевозок в целом на 35%. Так, с января планируется на 10% повысить стоимость проезда в поездах Интерсити+. Но и это повышение не выведет цены на пассажирские перевозки на экономически обоснованный уровень.
Необходимость повышения тарифов в УЗ объясняют и ростом цен у производителей товаров, которые покупает компания, на пример, металл для строительства и ремонта вагонов. "Нам необходимо активно вкладывать в подвижной состав, который на 80% изношен, - рассказывает Наталья Глушко. – Если этого не делать, то парк будет уменьшаться, как следствие нам не будет хватать вагонов для перевозки грузов".
В Министерстве инфраструктуры пока сдержанно комментируют инициативы УЗ по повышению тарифов. Первый заместитель министра инфраструктуры Евгений Кравцов, который курирует деятельность "Укрзализныци", сообщил РБК-Украина, что повышение тарифов находится в стадии обсуждения.
"Мы должны открыто проговорить этот вопрос с бизнесом, понять, зачем это необходимо. Со стороны бизнеса должны быть показаны конкретные направления, по которым их не устраивает текущая ситуация. После этого мы должны найти общий механизм, который обеспечит эффективность реализации инвестиций УЗ и целевой характер использования средств", - отметил он.
Представители бизнеса с планами "Укрзализныци" по повышению тарифов на грузоперевозки категорически не согласны. Семь ассоциаций, объединяющие крупнейших производителей металлургии, химии, цемента, стекла и зернотрейдеров, обратились к премьер-министру Владимиру Гройсману с письмом, в котором пожаловались на неэффективность управления УЗ новой командой менеджеров во главе с Войцехом Бальчуном.
Они отмечают, что при заявленных планах капитальных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру в 11,2 млрд гривен в 2016 году, за десять месяцев прошлого года на эти цели было направлено только 3,8 млрд гривен.
Примечательно, но в своем письме бизнес не указывает, что повышение тарифов на грузоперевозки может привести к подорожанию перевозимых товаров. Хотя в самой УЗ признают, что это существенно повлияет на рост цен. Так, в госкомпании прогнозируют, что к концу 2017 года цены на перевозимые товары возрастут до 2%. К примеру, сейчас перевозка тонны угля стоит 76,1 гривен за тонну. После повышения стоимости перевозки тариф составит 95,2 гривен за тонну угля.
Председатель совета Федерации металлургов Украины Сергей Беленький говорит, что, в отличие от монополиста "Укрзализныци", металлургические и горнодобывающие предприятия не могут регулировать цены на продукцию по своему усмотрению, поскольку их определяет конъюнктура на мировых рынках.
"Свыше 85% продукции отечественных металлургических предприятий уходит на экспорт. Поэтому повышение тарифов приведет только к росту себестоимости продукции, что крайне негативно отразится на рентабельности и конкурентоспособности наших предприятий. В результате, после повышения тарифов многие компании горно-металлургического комплекса могут стать убыточными", - говорит Сергей Беленький, уточняя, что в первую очередь это касается металлургических предприятий, которые уже сейчас находятся на грани нулевой рентабельности из-за низких цен на мировых рынках.
Но существенного влияния на стоимость зерна, к примеру, повышение тарифов на грузоперевозки не окажет. Эксперт аграрных рынков "Украинского клуба аграрного бизнеса" (УКАБ; объединяет около 80 аграрных компаний) Виталий Кордыш объясняет это тем, что увеличение тарифов не будет занимать значительную долю в структуре себестоимости зерна.
По расчетам УЗ, тариф на перевозку кукурузы увеличится с 140,4 гривен за тонну - до 175,5 гривен. В результате цена на этот товар увеличится на 0,7%.
Правда, по прогнозу УКАБ, повышение может негативно отразиться на производителях зерна. "Трейдеры будут пытаться компенсировать рост тарифов за счет снижения закупочной цены", - объясняет Виталий Кордыш. По его словам, основной причиной критики бизнеса в сторону УЗ является то, что перевозчик объясняет необходимость повышения тарифов обновлением инфраструктуры и подвижного состава. "Но такая причина называется каждый год при повышении тарифов, а особых изменений в качестве сервиса так и не происходит", - заключает Виталий Кордыш.