"Укрспирт" выводит техническую спиртовую продукцию из-под акциза
Госпредприятие "Укрспирт" намерено предложить правительству вывести из группы подакцизных товаров спиртосодержащие технические жидкости, отменить лицензии на производство биоэтанола, расширить экспорт спиртовой продукции. В "Укрспирте" уверены, что эффект от снижения фискальной и административной нагрузки на отрасль будет молниеносным - госбюджет страны дополнительно получит порядка 300 млн грн. В перспективе нововведения позволят максимально загрузить простаивающие мощности спиртовых предприятий, заменить импортную бытовую и автомобильную химию отечественной. Производители топлива уверены, что такая либерализация позволит Украине выполнить европейские нормы по содержанию 10% биокомпонентов в бензинах через несколько лет, а также будет способствовать формированию украинского рынка нефтепродуктов. Крайне скептически в отношении предложенных инициатив настроено Министерство финансов. Здесь уверены, что их реализация станет предпосылкой для еще большего роста теневого рынка спирта.
Спиртовая революция
Министерство аграрной политики и продовольствия совместно с ГП "Укрспирт" разработали антикризисный пакет документов для урегулирования работы спиртовой отрасли.
В распоряжении РБК-Украина оказался законопроект, предусматривающий изменения ст. 229 Налогового кодекса "относительно вопросов налогообложения и регулирования производства и использования спирта этилового", а также документ, предлагающий дерегуляцию производства биоэтанола и биодизеля.
По словам разработчиков, первый проект уже проходит согласование с министерствами и должен быть вынесен на заседание Кабмина в десятидневный срок. Инициатива, касающаяся биоэтанольного сегмента - пока на стадии обсуждения в "Укрспирте".
Ключевыми нормами обоих документов является предложение о выведении биоэтанола и биодизеля, компонента моторных смесевых на основе спирта, технических спиртовых жидкостей, из категории подакцизных товаров в товарную группу №38 - "различная химическая продукция".
"Сейчас биоэтанол и технические жидкости, как и вся остальная спиртосодержащая продукция, определяются Налоговым кодексом в качестве подвида спирта этилового с кодом производства подакцизного товара 2207. Однако эти продукты нашей отрасли нельзя назвать просто спиртом. Они содержат яды, бензиновые и химические денатураты (домеси), поэтому абсолютно не могут быть использованы в пищевой промышленности. Мы предлагаем присвоить им товарные коды химической продукции 3814, 3820 с нулевой ставкой акцизного сбора, что соответствует нормам европейского законодательства", - разъяснил РБК-Украина и.о. директора ГП "Укрспирт" Роман Иванюк.
Согласно Налоговому кодексу, кодом 2207 обозначается спирт этиловый крепостью более 80%. Стоимость одного декалитра спирта с 1 апреля установлена на уровне 240 грн. Акцизный сбор взымается в размере 70,53 грн за 1 литр стопроцентного алкоголя.
Таким образом, под уплату акциза попадает не только пищевой зерновой и технический мелассный спирты, но и все спиртосодержащие технические жидкости (омыватели автомобильных стекол, антифризы, парфюмерно-косметическое сырье и др.), а также пищевой уксус.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что "акциз значительно утяжеляет цену уксуса, технической продукции и бытовой химии". До 2004 года, пока спиртосодержащие жидкости не вошли в подакцизную группу, около 25 цехов спиртовых заводов ежегодно производили 6,6 млн дал пищевого уксуса.
"Сейчас на украинском рынке столовый уксус, разлитый в ПЭТ-тару, полученный путем разведения водой лесохимической и синтетической уксусных кислот. Многие из их компонентов запрещено употреблять в пищу в европейских странах и США", - отметили в департаменте продовольствия Минагрополитики.
Также, по словам чиновников, отказались от использования денатурированного спирта технического (спирт с химическими или топливными домесями, - РБК-Украина) и производители химической продукции.
"Стоимость украинского спирта значительно увеличивает цену химии, а, с учетом акцизной нагрузки, делает ее неконкурентноспособной", - отметили разработчики законопроекта.
В результате на украинском рынке бытовую химию, антифризы и омыватели стекол отечественного производства вытеснила аналогичная продукция из Беларуси, Молдовы, Литвы и Польши, которая импортируется под товарным кодом 3820 (химическая продукция).
"Переход в другую товарную группу позволит снять фискальное сальдо в размере около 1 млрд грн с отрасли. Соответственно, мы серьезно потесним белорусские антифризы, польские омыватели автомобильных стекол. Кроме того, это обеспечит стабильной работой сахарные заводы, аграриев, которые будут поставлять сырье для биоэтанола", - надеется и.о. главы ГП "Укрспирт" Роман Иванюк.
Принятие предложенных законодательных инициатив позволит государству увеличить производство и реализацию спирта на 10-15 млн дал в год, подсчитали в Минагрополитики. Чиновники уверены, что в результате ежегодные поступления в госбюджет от НДС вырастут на почти 150 млн грн и еще дополнительные 110 млн грн составит уплата налога на прибыль.
Справка. Госпредприятие спиртовой и ликеро-водочной промышленности "Укрспирт" сейчас объединяет 41 спиртовой завод общей мощностью более 60 млн дал спирта в год. Потребности Украины в спирте - 15 млн дал в год. Из всех заводов работают только 17 предприятий. В первом полугодии ГП получило прибыль в 103,4 млн грн, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Биотопливная реанимация
Кроме выпуска технических спиртосодержащих жидкостей, ГП "Укрспирт" рассчитывает загрузить простаивающие мощности за счет производства биоэтанола. В разработке у спиртовой монополии находится документ, принятие которого позволит не только изменить товарный код биоэтанола и его смесевых с 2207 на 3814 (химические вещества), но и провести дерегуляцию всего биотопливного сегмента.
В частности, планируется отказаться от системы авалированных векселей, которыми предприятия-покупатели биоэтанола гарантируют выплату налогов. Также предлагается отменить лицензию на производство биоэтанола, ликвидировать акцизный сбор для производителей топлива с добавлением биокомпонентов и ввести нулевую ставку акциза на альтернативное моторное топливо (МТА).
Эти инициативы сейчас обсуждаются в рамках рабочей группы, которую "Укрспирт" создал совместно с экспертами и представителями профильной Ассоциации "Укрбиотопливо".
Но незаинтересованность в нем производителей традиционного бензина и дизеля, налоговая нагрузка и неконкурентная цена в результате привели к тому, что сейчас биоэтанол производит только Гайсинский спиртзавод (Винницкая обл.) мощностью 2 тыс. тонн.
В этом году правительство отменило свое постановление, ограничивающие право производства биоэтанола 12 предприятиями. В результате на рынке появились еще три частные компании, занимающиеся выпуском этанолосодержащих топливных добавок. Однако, из-за боевых действий на востоке страны, из них также работает лишь один завод мощностью 1,5 тыс. тонн.
По словам Романа Иванюка, в этом году производство биоэтанола было налажено еще и на Зарубинском спиртзаводе, а в планах - выпуск этанолоемких топливных добавок на Ивашковском, Рубежанском, Лужанском, Червоненском и Хворостковском спиртовых предприятиях.
В первом полугодии на мощности "Укрспирта" генерировали рекордно низкий объем биоэтанола - всего 2,2- 2,3 тыс. тонн и 11,9 тыс. тон этанольного компонента для альтернативного моторного топлива (КМТА). А в прошлом году было произведено около 20 тыс. тонн биотоплива.
По сути, биоэтанол - алкоголь крепостью почти 100%, в который добавляется до 2% бензинового денатурата. Лицензию на его производство могли получить только спиртовые заводы, входящие в концерн "Укрспирт".
Налоговый кодекс определяет биоэтанол как "спирт этиловый обезвоженный". По словам главы ассоциации "Укрбиотопливо" Тараса Миколаенко, в странах ЕС биоэтанол и его производные кодируются как химическая продукция - 3814,3820, 3824.
"Примером может служить всем известная "зеленка". Содержание спирта в ней 96%, но она относится к коду 3005, а не 2207 (спирт этиловый). Необходимо привести украинское законодательство к европейским нормам, поскольку несоответствие украинских и европейских кодов осложняет экспорт биоэтанола", - отметил эксперт.
С 2011 года действует европейская энергетическая директива 2009/28/ЕС, согласно которой Украина взяла на себя обязательства к 2020 году добавлять в традиционные бензины 10% биодобавок.
В 2014 году, по данным "Укрбиотопливо", Украина потребляла 3,2 млн тонн традиционного бензина и почти 5,3 млн тонн дизеля. Практически 80% этого объема составляет импортная продукция, а доля используемых топливных биокомпонетов не превышает 1%.
"Производство биоэтанола даст возможность сформироваться украинскому рынку нефтепродуктов. Нефтетрейдеры сейчас понимают, что за альтернативным топливом - будущее, поэтому готовы вкладываться в закупку сырья и строительство предприятий. Конечно, не один год уйдет на переформатирование автопрома, но дерегуляция даст хороший старт", - сказал Тарас Миколаенко.
Рынок - за, чиновники - против
Участники рынка поддерживают инициативу, поскольку предложенные нормы позволят решить ряд серьезных проблем.
"При перемещении биоэтанола покупатель, то есть, производитель альтернативного топлива, должен предоставить авалированный банком вексель. Им он гарантирует погашение своих налоговых обязательств. Учитывая, что для налоговиков биоэтанол - разновидность этилового спирта, то и вексель как у водочников - в 2-4 млн грн на одну машину. Учитывая, что закупаются большие объемы, например, аваль 10 автовозов обойдется в 20-40 млн грн. При этом выдача банком векселя - серьезная кредитная операция, требующая огромного залога. Производителю альтернативного топлива проще не покупать биоэтанол в таких условиях", - рассказал РБК-Украина директор компании "Эко-Энергия" (производит биокомпоненты) Александр Маслак.
"Серьезные проблемы у нас и с акцизом. В прошлом году установили временный акциз в 99 евро за тонну моторного альтернативного топлива. В декабре - утвердили навсегда. У нас сразу же встало производство. С таким акцизом нам невыгодно производить, поскольку налоговая нагрузка в 2-2,5 раза утяжеляет стоимость нашей продукции. Теперь хотят ввести акциз на топливо с 30-процентным содержанием биоэтанола в 202 евро с тонны. Работать невозможно", - пожаловался РБК-Украина один из участников рынка биотоплива, которому в прошлом году пришлось остановить производство.
Он объяснил причину существования т.н. лобби нефтетрейдеров, которые неохотно пускают на рынок традиционного топлива биоэтанол. "Трейдеры и производители топлива отказываются использовать биоэтанол из-за больших проблем с его администрированием. Например, производители должны дважды уплачивать акциз - один раз при покупке нефтепродуктов, второй - с конечного продукта при добавке биокомпонента. Традиционное топливо получается дешевле", - пояснил источник РБК-Украина.
Аналитик UPECO Александр Сиренко отметил, что интерес производителей нефтепродуктов в выпуске биотоплива есть. "Но проблема смесевых бензинов в том, что на рынке до сих пор нет единой формулы их создания. Кроме того, отсутствуют технические условия и общие правила производства биобензинов. Прежде всего, стоит урегулировать эти моменты - и автопром подстроится под работу по новым правилам", - считает эксперт.
Впрочем, в Минфине оптимизма участников рынка не разделяют. Снижение административного контроля и налоговой нагрузки приведут только к увеличению объемов нелегального спирта, заявил РБК-Украина на правах анонимности чиновник Минфина.
"Укрспирт" хочет, чтобы им фактически сняли акциз почти на всю продукцию, кроме пищевого спирта. Это сразу увеличит долю теневого этанола в разы, а бюджет страны потеряет до 2-3 млрд грн поступлений. Только через мой труп!", - заявил чиновник.
Ранее глава налоговой милиции Сергей Белан заявлял, что "в тени" находятся 40% рынка спирта, из которых 30% контрабанда, а остальное - контрафакт.
"С началом действия налоговой реформы, то есть, с сентября, будут ликвидированы все налоговые льготы, поэтому вряд ли предложения Минагрополитики будут приняты", - резюмировал чиновник в Минфине.