ua en ru

Тендеры по-львовски: скандальный производитель автобусов снова выиграл крупнейший заказ

Тендеры по-львовски: скандальный производитель автобусов снова выиграл крупнейший заказ Мэр Львова Андрей Садовой задумался об экономическом патриотизме
Во Львове может разгореться коммунальный скандал. Власти города собираются приобрести рекордное за годы украинской независимости количество муниципального транспорта. Впрочем, львовская мэрия, которую возглавляет Андрей Садовой, уже второй год подряд традиционно на всех тендерах выбирает одного производителя автобусов и троллейбусов. И в этот раз получить "лакомый заказ" на поставку 55 автобусов может местный производитель "Электронтранс". То есть, у компании, которая регулярно срывала условия предыдущих тендеров, есть шанс получить 260 млн гривен.

Во Львове может разгореться коммунальный скандал. Власти города собираются приобрести рекордное за годы украинской независимости количество муниципального транспорта. Впрочем, львовская мэрия, которую возглавляет Андрей Садовой, уже второй год подряд традиционно на всех тендерах выбирает одного производителя автобусов и троллейбусов. И в этот раз получить "лакомый заказ" на поставку 55 автобусов может местный производитель "Электронтранс". То есть, у компании, которая регулярно срывала условия предыдущих тендеров, есть шанс получить 260 млн гривен.

Поддеживаем своих

История крупнейшего за время украинской независимости львовского тендера по закупке автобусов началась в середине января. Тогда Львовское коммунальное автотранспортное предприятие №1, которое полностью принадлежит Львовскому горсовету, объявило тендер на закупку 55 низкопольных автобусов.

Заказчик планировал потратить на них 200 млн гривен. Победитель тендера должен поставить автобусы в течение 2016 года. Изначально раскрытие тендерных предложений было заявлено на 26 февраля, однако позже оно было перенесено на 11 марта.

В целом, заявки на участие в тендере подали четыре компании - "УкрЕвроМАЗ" (она попросила за автобусы 199 млн гривен), "Электронтранс" (264 млн гривен), "Автосборочный завод №1" (ДП "Богдан Моторс") (265 млн гривен) и "Авто-Сити-Бас" (277 млн гривен).

Однако заказчик допустил к оценке предложений только львовского завода "Электронтранс" и "Богдан Моторс". Предложения от "УкрЕвроМАЗ" и "Авто-Сити-Бас" были отклонены, поскольку они не соответствовали условиям документации конкурса.

К примеру, "УкрЕвроМАЗ" готов был поставить автобусы с максимально разрешимой скоростью 85 км/час, хотя Львов настаивал на максимальных 80 км/час. Кроме того, высота предложенных автобусов составляла 3280 мм, а заказчик просил не более 3200 мм.

В предложении "Авто-Сити-Бас" заказчику не понравилось, к примеру, то, что компания не указала производителя сидений, тормозной системы, устройства громкой связи.

Из двух оставшихся предложений Львов выбрал более дешевое. Заявка "Электронтранса" была акцептирована 24 марта. Договор должен быть подписан не позже 23 апреля.

Однако не все участники тендера согласились с таким решением Львова. 29 марта компания "УкрЕвроМАЗ" подала в Антимонопольный комитет жалобу, в которой заявила о нарушении Львовским коммунальным АТП №1 порядка проведения тендера. Заявитель потребовал отменить свой недопуск к торгам и акцептирование предложения "Электронтранс". Рассмотрение заявления запланировано на 27 апреля.

В "Элетронтрансе" сообщили РБК-Украина, что в компании воздержатся от комментариев до момента официального оформления договора между сторонами.

На грабли

Примечательно, это уже не первая победа "Электронтранса" во львовских тендерах. В прошлом году компания выиграла конкурс Львовского коммунального АТП №1 по поставке 10 автобусов.

Тогда в тендере также принимали 4 компании. После того как предложение одной из них - "Научно-техническое предприятия "СТГ Инженеринг" - было отклонено из-за непредоставления всей необходимой информации о предлагаемых автобусах, заявка"Электронтранса" оказалось самой дешевой - около 35,9 млн гривен. Соответственно с этой фирмой и был заключен в сентябре договор.

"Электронтранс" взял на себя обязательство поставить 10 автобусов в течение 5 месяцев. Однако это не было выполнено - в феврале львовское АТП согласилось продлить договор поставки до конца мая текущего года.

Впрочем, и это не все сорванные сделки "Электронтранса". В марте прошлого года департамент жилищного хозяйства и инфраструктуры Львовского горсовета объявил 2 конкурса - на закупку 3 низкопольных троллейбусов и 1 электробуса.

Победителем тендеров стал все тот же "Элетронтранс". Договор на поставку электробуса был заключен в июне на сумму 9 млн гривен, а троллейбусов - в июле на 15 млн гривен. Поставку товара ожидали в III квартале 2015 года, однако позже заказчик согласился на их продление почти до конца прошлого года.

Также в июле 2015 года Львов объявил еще один тендер на закупку троллейбуса, который также выиграл "Элетронтранс". Сроки поставки этой техники не переносились - она должна была быть поставлена до конца 2015 года. Это был единственный тендер, реализованный вовремя.

Кроме того, как сообщили РБК-Украина в пресс-службе Львовской мэрии, ЛКП "Львовэлектротранс" закупит 7 трамваев у концерна "Электрон", в состав которого входит "Электронтранс".

Риски непоставки

Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава недоумевает, почему в условиях значительных задержек поставок, львовские власти продолжают закупать коммунальный транспорт исключительно у одной компании - "Элетронтранса".

"Похвально, что мэрия поддерживает львовского производителя. Но выглядит странно, что, несмотря на то, что "Электронтранс" постоянно срывает сроки поставки своей продукции Львову, город продолжает размещать у него заказы на новый подвижной состав", - говорит он.

Начальник отдела инвестиций в инфраструктурные проекты Агентства инвестиций и развития Одесской облгосадминистрации Владимир Шемаев называет сложившуюся ситуацию во Львове с закупкой коммунального транспорта так называемым экономическим патриотизмом.

"Это происходит, когда государство осуществляет заказы на мощностях отечественного производителя. Однако такая практика не согласовывается с правилами международных финансовых организаций, которые предусматривают максимальный допуск как национальных, так и международных производителей, чтобы избежать каких-либо дискриминационных условий. Это же предусматривает и украинское законодательство", - уверен он.

По данным Александра Кавы, троллейбусы и электробус, которые должны были быть поставлены городу в прошлом году еще до конца сентября, были отгружены только лишь к концу года.

В такой ситуации мэрия однозначно могла требовать от производителя уплату неустойки. Например, когда украинско-польское СП не смогло своевременно поставить властям польского города Люблин троллейбусы, то производителю выставили штраф 320 тыс. долларов, сопоставимый со стоимостью одного троллейбуса.

"Несмотря на поставку троллейбусов Львову с опозданием почти на три месяца, они начали перевозить пассажиров только в марте текущего года. Но и это не все, - электробус до сих пор не вышел на линию", - удивился Александр Кава.

Эксперт считает довольно странным то, что город, имея такой неоднозначный опыт сотрудничества с "Элетронтрансом", намерен отдать ему победу в крупнейшем тендере на поставку 55 автобусов.

"По итогам выигранного в прошлом году тендера по поставке 10 автобусов не поставлена еще ни одна машина, хотя все 10 должны были быть поставлены до конца февраля 2016 года. Исходя из поставок подвижного состава по предыдущим тендерам, все 65 автобусов "Элетронтранс", скорее всего, не успеет поставить в этом году, а будет поставлять Львову несколько лет", - прогнозирует Кава.

"Тот факт, что еще в прошлом году производитель не смог выполнить взятые на себя обязательства, должен был подтолкнуть заказчика к тому, чтобы задуматься о надежности и технической возможности этого предприятия серийно производить такое количество техники. Несмотря на хороший дизайн и заявленные технические характеристики, серийно "Электронтранс" столько техники еще не производил", - говорит Владимир Шемаев.

По его мнению, наверное, было бы правильно этот заказ в 55 автобусов разбить на несколько лотов, чтобы диверсифицировать риски непоставки автобусов от одной компании.

"Когда создаются такие тепличные условия для местного производителя, то мотивация к повышению производительности труда, улучшению технологической базы, внедрения новых технологий снижается, потому что предприятие привыкает к тому, что оно гарантированно получает от города или другого заказчика заказы. Задача сводится только к производству. Когда сохраняется элемент конкуренции, тогда производитель не забывает о необходимости постоянного улучшения своей техники и безукоризненного соблюдения сроков поставки", - отметил Владимир Шемаев.

Во Львовском коммунальном АТП №1 не удалось получить комментарий. А во львовской мэрии РБК-Украина посоветовали обратиться за разъяснением ситуации к бывшему директору этого предприятия Михаилу Сидоровичу, который и готовил документацию к тендеру о закупке 55 автобусов. Он уверен, что "Элетронтранс" способен выполнить заказ на поставку всех этих автобусов в текущем году. По его словам, предыдущий заказ на 10 автобусов не был вовремя выполнен из-за того, что производителя подвел поставщик двигателей.

"Когда был заключен договор на поставку комплектующих были одни условия, а потом, как это иногда бывает, поставщик резко поменял условия поставки. Сейчас автобусы полностью собраны, полностью смонтированы за исключением одного - двигателей. Я думаю, в пределах 10-15 дней они смонтируют двигатели и смогут выполнить заказ", - рассказал он РБК-Украина.

По словам Михаила Сидоровича, в "Электронтрансе" приняли во внимание эти проблемы, подписав новый договор на поставку двигателей с учетом предыдущей ситуации.