Тайна тарифов: нардепы тоже ничего не понимают
Парламентарии решили разобраться, насколько экономически оправдано повышение тарифов на коммунальные услуги. Они создали рабочую группу, чтобы проанализировать информацию от НАК "Нафтогаз Украины", Минрегиона, НКРЭКУ и разработать свои рекомендации. Но депутаты не могут добиться внятных ответов от регулятора и монополиста, а большая часть нардепов вовсе игнорирует работу группы.
Заседание депутатской рабочей группы по вопросам обоснованности цен и тарифов на энергоносители и коммунальные услуги при профильном комитете Рады с самого начала было обречено на провал.
По словам первого замглавы комитета Дмитрия Андриевского, планировалось, что следующее заседание будет итоговым, а в четверг, 29 апреля, рабочая группа намеревалась получить ответы на все интересующие вопросы. Но НАК "Нафтогаз Украины", НКРЭКУ, Счетная палата и Госфининспекция предоставили ответы незадолго до начала заседания.
В своих запросах депутаты интересовались структурой тарифов на энергоносители, уровнем дебиторской и кредиторской задолженности "Нафтогаза", состоянием судебных разбирательств с должниками компании, уровнем расчета за природный газ с Россией и другими поставщиками, объемом инвестиций за последние два года в работу НАКа. Депутаты просили предоставить им расчеты тарифов на транспортировку газа магистральными трубопроводами, формированием цены на газ украинской добычи, прогнозным и фактическим балансом газа на 2014-2015 годы.
Из-за объемности ответа НКРЭКУ, депутаты не смогли оперативно проанализировать его. А НАК уточнил, что направил подробный ответ в первый отдел аппарата парламента, сославшись на ст. 21 закона "Про информацию", поскольку ответ "Нафтогаза" сопровождался грифом "Коммерческая тайна". Таким образом, глава правления НАК Андрей Коболев рекомендовал парламентариям ознакомиться с документом "в помещении первого отделения аппарата ВР".
Представитель Госфининспекции рассказала рабочей группе, что в течении 2012-2014 годов инспектора выявили на 45 нефтегазовых предприятиях нарушения и потери на сумму 908,99 млн грн, из которых было возмещено в бюджет около 80 млн грн. "Продолжаются многочисленные судебные процессы с целью компенсации убытков государству", - прокомментировала представитель Госфинуслуг судьбу остальных средств.
В Счетной палате также провели аудит использования средств, выделенных "Нафтогазу" на компенсацию разницы между стоимостью импортного газа и ценами, по которым теплоэнергетики покупают газ для нужд населения. Выяснилось, что выделение НАК "3,9 млрд грн в 2012 году не решило проблем повышения эффективности компании".
Как и принятие НКРЭ в 2012-2014 годах решений, направленных на сокращение перекрестного субсидирования, "не обеспечило должного уровня компенсаций и увеличило объем дотационных сертификатов до 40,8 млрд грн в 2014 году". В Счетной Палате также уточнили, что информировали об Кабмин и Раду.
С этими цифрами депутаты пообещали ознакомиться к следующему заседанию, которое должно состояться 7 мая. При этом, из 19 членов рабочей группы на заседании присутствовали только четверо. А на первом заседании рабочей группы их было пятеро.
Присутствующих нардепов Сергея Власенко и Сергея Соболева (оба - "Батькивщина") интересовало, когда будет произведен перерасчет стоимости газа для абонентов, потребляющих безучетный ресурс, в связи с решением правительства вдвое снизить расчетные нормы потребления.
"Это не является достаточным основанием для пересмотра", - неожиданно парировал глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк.
Парламентарии поставили под сомнение объективность расчетов по нормам и усомнились в количестве абонентов, потребляющих газ без счетчиков. "По нашей информации людей, потребляющих газ по нормам, которые сами по себе являются пережитком советского прошлого, не 2,5 млн, как вы говорите, а 3,26 млн граждан", - заявил Сергей Соболев.
"В прошлом году USAID проводило исследование, согласно которому выяснилось, что среднестатистический украинец потребляет в месяц 6 куб. м газа. Почему норма снижена до 3 куб. м?", - поинтересовался у регулятора директор исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко.
Это вызвало удивление у главы регулятора.
"Вы представляете потребителей, скажите, зачем вам это исследование?", - ответил Дмитрий Вовк.
Весьма пространным было и объяснение главы Нацкомиссии по поводу причин отказа от дифференцированной системы тарификации газа для населения. "Мы отказались от дифференциации категорий абонентов по объемам их потребления и взамен ввели льготный тариф на 200 куб. м газа. Мы уверены, что действующая до сих пор схема была коррупционноемкая, поскольку при сверке контролера уговаривали сделать так, чтобы потребитель оказался в нижней категории", - заверил Дмитрий Вовк, не объяснив, откуда у него такие данные.
Второй вопрос, с которым пытались разобраться члены рабочей группы, - баланс газа и объемы его потребления. Директор департамента энергоэффективности и энергосбережения "Нафтогаза" Юрий Войтович, сообщил, что население потребляет 21,5 млрд куб. м. газа, из которых теплоэнергетические компании на нужды бытовых абонентов используют 6,8 млрд куб.м.
"Эти данные без учета Крыма, но учитывают оккупированные территории Донецкой и Луганской областей, куда газ поставлялся в первом квартале 2015 года", - сказал Войтович.
Он не смог ответить на вопрос, сколько конкретно природного газа было поставлено на Донбасс. "После прекращения поставок газа на оккупированные территории, объем потребления, а значит и как следствие стоимость газа должны быть пересмотрены", - уверен Сергей Власенко.
Также не смогли народные депутаты выяснить, какой объем добычи украинского газа приходится на компании, работающие с ПАО "Укргаздобыча" по договору совместной деятельности. В НАКе объяснили, что многие договора заключались при предыдущих правительствах, однако оспорить их монополия не может.
"В прошлом году мы попытались разорвать в суде один договор о совместной деятельности, поскольку он был заключен с нарушениями, однако суд мы проиграли. Мы больше не будем оспаривать, поскольку все суды мы проиграем", - объяснил глава правления ПАО "Укргаздобыча" Сергей Костюк.
Дмитрий Андриевский пообещал, что следующее заседание будет последним перед формированием отчета группы с рекомендациями по улучшению ситуации в тарифном регулировании.
Впрочем, эксперты, принимавшие участие в заседании рабочей группы уверены, что должного эффекта от работы депутатов не будет. "Никто толком не ответил ни на один вопрос. Баланса газа в стране нет, нет объективных расчетов тарифов. Очевидно уже сейчас, что тарифное регулирование в стране происходит потолочно, а в сферах тепловой энергетики и водоснабжения - вообще каша", - сказал глава Союза собственников жилья Украины Алексей Кучеренко.
По его словам, изначально планировалось создать депутатскую временную следственную комиссию, которая бы имела больше полномочий влиять на ситуацию. "Мы понимаем, что ни общественность, ни депутаты не могут проверить обоснованность тарифов по каждому предприятию, однако мы должны проверить методологию, прописать законный статус рабочий группы, чтобы ее рекомендации потом приняли к сведению. Пока эффективность работы никакая", - резюмировал Кучеренко.