Т.Фиала: "Примерно через два-три года гривна сможет вернуться на уровень 6,5 грн/долл."
РБК-Украина: Последние два месяца украинский фондовый рынок демонстрировал стремительный рост, однако в начале мая индексы обвалились. Какие причины обвала и дальнейшие перспективы рынка?
Томаш Фиала: Действительно, с начала года украинский фондовый рынок демонстрировал самые высокие темпы роста в мире. Однако в последнее время негативный внешний фон, связанный с проблемами госдолга стран Еврозоны, вызвал пессимистические настроения на фондовом рынке Украины. К тому же, многие инвесторы готовились к коррекции на быстро растущем украинском рынке и восприняли глобальные новости как стимул для фиксирования прибыли. Как следствие, в начале мая украинский рынок упал больше, чем рынок Греции, а 19 мая понизился на 10%. Хотя реальных предпосылок внутреннего характера для такого падения нет. Это не украинская проблема, а влияние ситуации на финансовых рынках еврозоны. Даже новость о том, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный и краткосрочный валютные рейтинги Украины до "В/В" с "В-/С", а рейтинги в национальной валюте - до "В+/В" с "В/В", не была воспринята рынком. В сегодняшней ситуации основной новостью из Украины, которая действительно сможет стать позитивным сигналом для инвесторов, будет скорейшее заключение договоренности с МВФ.
РБК-Украина: Когда вернутся в Украину все западные фонды?
Т.Ф.: Многие уже вернулись. Хотя проблемы Еврозоны спровоцировали временный отток капитала в последние недели, его темпы сокращаются. Скорейшее возобновление программы МВФ поможет Украине доказать свою устойчивость и восстановить интерес инвесторов. Что касается количества инвесторов, то мы находимся на уровне 2006 г., а к концу этого года вернемся примерно на уровень 2007-го.
РБК-Украина: А по количеству денег?
Т.Ф.: То же самое.
РБК-Украина: Ваш прогноз по объему инвестиций в Украину на ближайшие годы.
Т.Ф.: Так называемые качественные или прямые иностранные инвестиции до кризиса на пике достигали 10 млрд долл. в год. В прошлом году их уровень снизился до 4,5 млрд долл. В этом году мы ожидаем 8 млрд долл. В таком случае мы практически восстановим тот уровень, который был в 2006-2007 гг. А это, отмечу еще раз, были пиковые годы для иностранных инвестиций. И в следующем году, я думаю, объем ПИИ будет больше 10 млрд долл.
РБК-Украина: Это ведь стратегические инвестиции. А сколько может составить объем портфельных инвестиций?
Т.Ф.: Портфельные инвестиции тяжело измерить. Я бы скорее предпочел назвать вам цифры по привлечению денег под IPO или частные размещения, допэмиссии на публичных рынках. Так вот, в период с 2005 и до середины 2008 г. украинские компании привлекли на публичных площадках около 4-5 млрд долл. Я думаю, в этом году украинские компании привлекут где-то от 1 до 2 млрд долл. за счет публичных и частных размещений, первичных и вторичных. И выйдут на тот же уровень, что был, например, в 2007 г. Это будут размещения от 25 до 300 млн долл. каждое.
РБК-Украина: Ваш прогноз по привлечению долгового капитала.
Т.Ф.: Я думаю, что частный сектор сможет привлечь внешний капитал на сумму более 5 млрд долл. за счет еврооблигаций, синдикатов и частных займов.
РБК-Украина: Как Вы оцениваете недавно принятый бюджет?
Т.Ф.: Сам факт принятия бюджета оцениваю позитивно. Дефицит госбюджета на 2010 г. запланирован в размере 5,3% ВВП при нулевом дефиците бюджета Пенсионного фонда, что соответствует условиям МВФ. Правительство планирует покрыть дефицит бюджета в основном за счет внешних заимствований, рассчитывая получить 2 млрд долл. на поддержку бюджета от МВФ, 1,3 млрд долл. от размещения еврооблигаций, 0,5 млрд долл. от Мирового банка и 0,5 млрд долл. в рамках проектного кредитования, что в целом обеспечит 4,3 млрд долл. новых внешних займов.
РБК-Украина: Насколько отвечают национальным экономическим интересам газовые договоренности Украины и России?
Т.Ф.: В результате пересмотра газовых соглашений, средняя цена российского газа для Украины может снизиться до 263 долл. за тыс. куб. м в 2010 г. (с 328 долл., ожидаемых ранее в соответствии с прежними условиями) и 268 долл. за тыс. куб. м в 2011 г. (с 340 долл.). Снижение стоимости газового импорта будет иметь позитивное влияние на состояние текущего счета Украины и позволит правительству сократить структурный дефицит «Нафтогаза Украины» до 1% ВВП (с 2,5% в 2009 г.), что также соответствует требованиям МВФ.
РБК-Украина: Какой курс национальной валюты следует ожидать на протяжении этого года?
Т.Ф.: Мы ожидаем, что к концу года курс будет на уровне 7,5 грн/долл. Среднегодовой курс составит примерно 7,7-7,8 грн/долл.
РБК-Украина: Предвидятся какие-то значительные колебания?
Т.Ф.: Я думаю, что мы увидим плавное укрепление гривны. Нацбанк будет его максимально сдерживать, чтобы у экспортеров оставалось конкурентное преимущество и чтобы сохранить сальдо текущего счета на бездефицитном уровне.
РБК-Украина: Сохранится ли тенденция к укреплению в 2011 г.?
Т.Ф.: Все зависит от экономической ситуации в Украине и в мире. Не так просто предсказать направление тенденции. Тем не менее, судя по тому, как развиваются события, есть все основания полагать, что укрепление гривны продолжится. За последние два года гривна девальвировала больше остальных валют в нашем регионе, многие из которых уже, кстати, прилично восстановились. Тот же российский рубль, к примеру, на 20% укрепился по сравнению с минимальным уровнем год назад. Гривна пока существенно не восстановилась, но мы ожидаем, что примерно через два-три года она сможет вернуться на уровень 6,5 грн/долл. Оговорюсь, что это зависит от многих факторов, которые сейчас предсказать сложно, в первую очередь, от экономической политики украинского правительства. Если все реформы, которые были заявлены, будут успешно реализованы, очень реалистичным выглядит сценарий по укреплению гривны до уровня 6,5 грн/долл. даже к концу 2011 - началу 2012 гг.
РБК-Украина: Это будет предел для гривны?
Т.Ф.: Я думаю, что да.
РБК-Украина: То есть вероятность возвращения национальной валюты на уровень 5 грн/долл. исключена?
Т.Ф.: Такой прогноз было бы сложно обосновать, ведь инфляция в Украине выше, чем в других странах. И она «съедает» часть потенциальной ревальвации, делая невозможным возвращение к курсу 5 грн/долл.
РБК-Украина: Какие еще факторы, кроме деятельности правительства и регулятора будут определять курс? Могут, например, быть какие-то всплески спроса на доллар и, соответственно, повышения его курса?
Т.Ф.: Ну, это уже вторичная реакция. Первичный фактор, который влияет на курс валюты - это экономический рост относительно других стран. Ведь сделки на валютном рынке - это так называемый relative trade - вы не можете продать валюту, не купив другую валюту. И курсы всегда зависят от относительных результатов тех стран, в которых каждая валюта базируется. Поэтому в первую очередь на курс гривны будут влиять экономический рост и инфляция как основные экономические параметры. И, конечно же, торговые потоки, соотношение экспорта и импорта.
РБК-Украина: Если говорить об экономическом росте и об инфляции, какие Ваши прогнозы на текущий и следующий годы?
Т.Ф.: Наш консервативный прогноз по экономическому росту в этом году составляет 4%. Если продолжится рост мирового спроса на сталь, руду и другие виды сырья, которые экспортирует Украина, можно ожидать, что рост ВВП будет более существенным и, возможно, достигнет 6%. Кроме того, есть признаки восстановления в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, и увеличения ликвидности банковского сектора, что также поддерживает экономический рост. Таким образом, наш прогноз роста ВВП такой: 4% - консервативный сценарий и 6% - оптимистический. В 2011 г. этот показатель также составит около 4-6%. Почему не больше? Потому что база сравнения уже будет более высокая.
Наш прогноз по инфляции - 11%, из них около 2% приходится на возможное поднятие тарифов для населения (газ, электричество, тепло). В следующем году инфляция может упасть до однозначных цифр, т.е. ниже 10%.
РБК-Украина: Какие еще сектора, кроме ГМК и банковского, будут иметь существенное влияние на экономический рост?
Т.Ф.: Традиционно 45% украинского экспорта - это металл, руда и сопутствующие товары. Другие отрасли занимают примерно 30-35% от общего объема экспорта - химия (11%), машиностроение (15-17%) и сельское хозяйство (5-8%). Агропромышленный сектор стал единственной отраслью украинской экономики, которая не упала, а даже была в плюсе прошлом году, поэтому там не предвидится большого роста ввиду хорошей базы сравнения. Однако отрасль, конечно же, остается одной из самых перспективных для инвесторов. В машиностроении и металлургии прирост будет достаточно значительным, что будет способствовать экономическому восстановлению. Во второй половине года существенную роль в возобновлении экономики также сыграет внутреннее потребление, поддерживаемое банковской ликвидностью. Собственники уже задумываются об инвестициях в производство и о расширении штата, что к 2011 г. должно привести к снижению уровня безработицы. Это, в свою очередь, вселит уверенность и в сотрудников, а значит, запустит новый виток роста в потребительских секторах. Ведь готовность тратить деньги зависит не только от платежеспособности, но и от уверенности людей в завтрашнем дне, в том, что их рабочее место будет сохранено.
РБК-Украина: Чего следует ожидать в секторе недвижимости?
Т.Ф.: Недвижимость достигла минимального уровня в прошлом году. Теперь цены начали потихоньку восстанавливаться. Недвижимость - это такая отрасль, в которой создание предложения занимает очень много времени: покупка земли, получение всех разрешений, само строительство и т.д. Предложение очень сильно сузилось, но спрос, например в Киеве, держится - прежде всего, на маленькие квартиры. И цены от нижней точки (они упали процентов на 45-50%) уже восстановились порядка на 5-10%. Цены на коммерческую недвижимость также восстановились со дна - приблизительно на 10%, хотя точную оценку дать сложно. В первую очередь восстановится торговая и жилая недвижимость, а уже после - офисные площади и логистические центры
РБК-Украина: Когда цены на недвижимость могут достигнуть докризисного уровня?
Т.Ф.: Я думаю, что цены на недвижимость продолжат восстановление, но не более чем на 10-15% в год. Такого роста, который был в 2005-2007 гг., когда цены поднимались на 30-40% ежегодно, в ближайшие два года не предвидится. Теперь будет осторожный рост. Возможно, он ускорится тогда, когда банки возобновят ипотечное финансирование. Но пока они не могут выдавать населению кредиты на покупку недвижимости в долларе из-за запрета НБУ, а длинной дешевой гривны у них нет, и в ближайшее время не предвидится. Эти факторы пока будут сдерживать восстановление цен. Тем не менее, рост цен на 10-15% в год возможен за счет того, что все-таки спрос есть, экономика восстанавливается, и предложение будет существенно меньше в ближайшие два-три года, чем оно было в 2005-2008 гг.
РБК-Украина: Если говорить о деятельности нового правительства, чего Вы как инвестор ожидаете от него в первую очередь?
Т.Ф.: В принципе, первоочередные планы и шаги правительства по реформам и приватизации, а также деятельность Нацбанка по снижению инфляции и восстановлению ликвидности банков, особой критики не вызывают. Эти намерения и планы очень позитивны. Бюджет был принят с дефицитом меньше 6%, как того требовал МВФ, и это поможет возобновить сотрудничество с Фондом, что также дает позитивный сигнал инвесторам. Я бы даже сказал, что за 13 лет, на протяжении которых я нахожусь в Украине, я не слышал столько конкретных и правильных намерений по реформам, по управлению государством в экономической политике. Если получится реализовать все, о чем было заявлено, в течение ближайших двух лет, то Украина уже в течение ближайших пяти лет сможет значительно приблизиться к уровню стран Центральной Европы, которые вошли в Евросоюз в 2004 г. Даже если будет реализована половина этих реформ, это тоже будет очень неплохо.
РБК-Украина: Назовите, пожалуйста, хотя бы несколько моментов, которые Вы считаете ключевыми?
Т.Ф.: Во-первых, это снижение бюджетного дефицита до 5,3% от ВВП. Это позитивно в целом для экономики. Оптимальным решением было бы дальнейшее снижение бюджетного дефицита в 2011 г. до 3%.
Некоторое поднятие зарплат и повышение социальных расходов также не помешает, поскольку в некой мере поднимет внутренний спрос и поможет многим местным производителям и рознице быстрее восстановиться. Важно, чтобы это повышение держалось в тех рамках, которые Украина может себе позволить.
Второй ключевой момент - это налоговая реформа. Правительство заявляет о планах снизить налог на прибыль и НДС, но расширить базу налогообложения, сократив перечень видов деятельности, которые сейчас можно зарегистрировать через ЧП. Когда создаются одинаковые для всех условия, это хорошо, и общая налоговая нагрузка должна быть максимально низкой, чтобы позволять отечественным производителям оставаться конкурентоспособными на международном рынке.
Также было бы хорошо снизить коррупцию и провести судебную реформу. Желательно, чтобы суды стали более надежными и менее коррумпированными. Это дало бы позитивный толчок к росту.
Приватизация - тоже важный момент. Последние несколько лет ничего крупного, к сожалению, не было приватизировано. На предприятиях, которые находятся в государственной собственности, цветет коррупция и неэффективное использование средств, в них также слишком раздуты кадры. А ведь больше половины этих предприятий не являются стратегическими объектами для государства. Государство может на них влиять как регулятор отрасли, устанавливая тарифы, но необязательно должно оставаться их акционером. Частный инвестор мог бы наладить более эффективное управление и достичь более высоких уровней прибыли. Государство, таким образом, благодаря приватизации таких активов сможет получить больше отдачи от этих компаний в виде увеличения налоговых поступлений. Сейчас же доходы государства от дивидендов очень незначительные.
Еще один полезный шаг - сокращение количества органов, которые лицензируют или контролируют бизнес. Их слишком много, работают они бестолково, и их существование только создает лишние возможности для коррупции. Конечно же, в каждой отрасли должны быть регуляторы, но в разумном количестве. Создается такое впечатление, что многие из регулирующих органов были созданы только для того, чтобы дать работу и способ обогащения для разного рода чиновников.
РБК-Украина: Какие конкретно у Вас ожидания относительно фискальной сферы?
Т.Ф.: Во-первых, я считаю, что не должно быть отраслей, которые имеют налоговые преференции. Никакая отрасль не должна субсидироваться. Потому что субсидия - это результат лобби. Тем, у кого лобби сильнее, удается выдавить из бюджета часть средств. Текущие преференции производителям мяса, молока и другим компаниям, в частности, в агросекторе, должны быть отменены. Все должны платить налоги, хотя каждый может придумать себе аргумент для субсидирования. Но налог на прибыль должен быть на уровне 15%, а подоходный налог - максимум 15%. Социальные налоги, которые составляют сейчас около 40% (взносы в пенсионный фонд и другие фонды, которые осуществляет работодатель) должны быть снижены, по моему мнению, примерно до 25%. НДС должен быть на уровне 15-17%. Если это сделать, доходы бюджета не упадут. В Украине, где 40-50% экономики находится в тени, налоги надо снизить, чтобы было менее выгодно вести бизнес в «серой» зоне. Если хотя бы половина из тени перейдет в официальную экономику - в абсолютных цифрах ничего не поменяется.
РБК-Украина: Если говорить о реализации инфраструктурных проектов. Какие деньги могут быть вложены самим правительством, и сколько может быть привлечено за счет частных инвесторов?
Т.Ф.: Правительство уже заявило, что потратит в 2010-2011 гг. по 20 млрд грн на инфраструктурные проекты, связанные с Евро-2012. Было бы хорошо, чтобы эти деньги были вложены во что-нибудь, приносящее ощутимый результат: строительство аэропортов, мостов, дорог. Я думаю, что в 2012 г. государственные инвестиции тоже составят порядка 20 млрд грн или даже больше. Что касается частных инвестиций, то пока нет закона, даже проекта, который бы регулировал т.н. private public partnership, партнерство между частным сектором и государством. Принятие такого закона позволило бы осуществлять реализацию инфраструктурных проектов на концессионных началах, но пока у нас нет необходимой законодательной базы... Мы знаем много инвесторов, которые заинтересованы участвовать в таких инфраструктурных проектах, если будет принят соответствующий закон. За счет частных инвестиций можно в разы ускорить развитие инфраструктуры. Если, например, до конца этого года подготовят и одобрят законодательную базу, то в 2011 г. уже могли бы быть проведены тендеры на реализацию первых таких проектов.
РБК-Украина: Каким инвесторам это интересно?
Т.Ф.: Есть интерес и у западных инвесторов, и у инвесторов с Ближнего Востока, из Азии. Это длинные деньги, в основном от пенсионных фондов, которые вкладываются сроком на 30-50 лет в длинные проекты с фиксированной доходностью, невысокой, но стабильной. И инфраструктурные проекты как раз достаточно надежные, потому что не подвержены флуктуациям в экономике. Поэтому в этом и есть интерес.
Беседовал Владимир Драбчук