ua en ru

Судьи мешают нарабатывать изменения в Конституцию в части правосудия

Судьи мешают нарабатывать изменения в Конституцию в части правосудия Члены рабочей группы утверждают, что судьи мешают нарабатывать изменения в Конституцию
Рабочая группа конституционной комиссии (КК) наработала предложения изменений в Основной закон в части правосудия (см. документ в конце статьи). Хотя документ пока не принят КК, члены рабочей группы уже представили наработки общественности. Среди предлагаемых изменений: передача полномочий относительно назначения судей от Верховной Рады к Президенту, а также расширение полномочий Высшего совета юстиции.

Рабочая группа конституционной комиссии (КК) наработала предложения изменений в Основной закон в части правосудия (см. документ в конце статьи). Хотя документ пока не принят КК, члены рабочей группы уже представили наработки общественности. Среди предлагаемых изменений: передача полномочий относительно назначения судей от Верховной Рады к Президенту, а также расширение полномочий Высшего совета юстиции. По мнению некоторых членов рабочей группы, эти новации носят половинчатый характер и не дадут желаемого результата.

Полномочия Президента

В частности, предлагается оставить за Президентом полномочия образования судов, так как это есть в действующей Конституции. "Президент образует суды в определенном законом порядке. Суды образуются и ликвидируются на основании и в порядке определенном законом", - предлагает рабочая группа.

Кроме того, Президент по представлению Высшего совета правосудия (нынешняя Высшая рада юстиции) назначает и освобождает судей. Согласно действующей редакции Конституции, на первый пятилетний срок судей назначает Президент, после чего бессрочно назначает судей Верховная Рада. В проекте изменений в Конституцию предлагается сразу назначать судей бессрочно без первого пятилетнего срока.

Интересно, что именно такой вариант назначения судей предлагался в законопроекте о внесении изменений в Конституцию (относительно усиления гарантий независимости судей №2522-а, внесенного в Раду Президентом Виктором Януковичем. "Назначение судьи суда общей юрисдикции бессрочно осуществляет Президент на основании и согласно представлению Высшего совета юстиции", - говорилось в законопроекте.

Предложение относительно назначения судей Президентом в рабочей группе вызвало дискуссию. По словам члена рабочей группы Сергея Головатого, компромиссным вариантом может стать формулировка, в соответствии с которой решение Высшего совета правосудия является для Президента обязательным.

Высший совет правосудия

Рабочая группа предлагает переименовать Высший совет юстиции (ВСЮ) в Высший совет правосудия (ВСП), а количество ее членов уменьшить с 20 до 19. Девять членов будут избираться съездом судей, трех будет назначать Президент, по два избирать Съезд адвокатов, Всеукраинская конференция прокуроров и Съезд представителей юридических вузов.

Председатель Верховного суда входит в Высший совет правосудия по должности.

В действующей редакции Конституции своих представителей в ВСЮ имеет также Рада. В ее состав по должности входят также министр юстиции и генпрокурор.

Члены рабочей группы предлагают расширить полномочия ВСП в сравнении с ВСЮ. А именно: ВСП будет предоставлять согласие на задержание и взятие под стражу судей, а также принимать решение о временном отстранении судей от осуществления судопроизводства.

Прилагаются формулировки, ВСП "принимает меры относительно обеспечения независимости судьи" и осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией. Однако не уточняется, о чем идет речь и нет конкретного перечня мероприятий.

Кроме того, по ВСП остаются полномочия относительно внесения представления на назначение или увольнение судей, принятие решений относительно нарушения судьей или прокурором требований касательно несовместимости, рассмотрение жалоб на решения о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.

Рабочая группа предлагает также сохранить Высшую квалификационную комиссию, которая будет заниматься отбором, профессиональной подготовкой, оценкой, а также рассмотрением дел о дисциплинарной ответственности судей.

Судьи и прокуроры

В предлагаемых изменениях к Конституции в части правосудия увеличивается возрастной ценз для претендентов на должность судьи с 25 до 30 лет, а стаж работы в отрасли права - с трех до пяти лет. Отбор судей, в том числе Конституционного суда, будет происходить на конкурсных началах.

В КСУ предлагается оставить по шесть судей от Президента, Верховной Рады и съезда судей. К полномочиям КСУ прилагается рассмотрение вопросов по обращению Президента о соответствии Конституции актов органов местного самоуправления, а также предоставление заключений относительно соответствия Конституции вопросов, которые предлагается вынести на всеукраинский референдум.

Генеральный прокурор и в дальнейшем будет назначаться Президентом с согласия парламента, но уже не на 5, а на 6 лет.

За прокуратурой закрепляются функции:

- поддержание публичного обвинения в суде;

- организация и процессуальное руководство досудебным расследованием;

- решение в соответствии с законом иных вопросов во время уголовного производства;

- надзор за негласной деятельностью органов правопорядка;

- представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенном законом.

Четырехзвеньевая судебная система

Одним из основных камней преткновения во время работы над изменениями стало возвращение к старому спору о том, сколько звеньев должно быть в украинской судебной системе. На данный момент в проекте есть предложение оставить действующую четырехзвеньевую систему.

Член рабочей группы, экс-министр юстиции Николай Онищук заверил, что сокращение количества звеньев снизит расходы на суды. Но эффективное судопроизводство не зависит от количества звеньев. По словам экс-министра, главное, чтобы граждане имели четкое понимание того, в какой именно из судов должны обращаться при тех или иных обстоятельствах.

Зато, экс-судья КСУ Николай Козюбра отметил, что следует избавиться от такого рудимента советской судебной системы, как хозяйственный суд. "Административные суды имеют свою существенную специфику и в самом смысле своей деятельности и в процедуре, в частности, в судопроизводстве и они действительно могут быть выделены в относительно автономную ветвь. Что касается других судов, то я не вижу возможности их сохранения. Относительно хозяйственного суда, известного всем, давно происходят дискуссии и я, честно говоря, не вижу вертикали хозяйственного суда", - сказал Козюбра.

Половинчатые решения перезагрузки

Член КК, нардеп Леонид Емец ("Народный фронт") констатировал, что упростить судебную систему не дают судьи, которые входят в состав УК. "Мы должны обеспечить трехзвеньевую систему: убрать Высший хозяйственный суд, Высший административный суд. Должен быть общий суд, апелляционный и верховный. Дискуссия идет, поскольку в Конституционной комиссии находится большая часть судей, поэтому нам не удается достичь по этому поводу консенсуса. Они категорически против этого", - сообщил Емец.

"Еще один момент, который касается судебной реформы, это чрезмерное присутствие в составе рабочей группы, в составе Конституционной комиссии, также представителей судебной власти. Судей нужно выслушать, безусловно, причем выслушать внимательно, но доверять судьям проводить судебную реформу нельзя", - также заявил Николай Козюбра.

По словам Сергея Головатого, нынешняя рабочая группа работает в разы больше чем та, которая готовила изменения в части децентрализации. Однако, наработки ее значительно меньше. Причиной этому является то, что между членами рабочей группы часами происходят споры по поводу той или иной нормы.

В то же время Николай Козюбра указал на непрозрачность во время работы над проектом. "Я до сих пор не понимаю, хоть я об этом говорил на первом заседании Комиссии, почему заседание рабочей группы, в частности, и судебной реформы происходит в Администрации Президента? Как известно, туда вход весьма и весьма непростой, он для общественности практически недоступен", - сказал Козюбра.

Леонид Емец также подчеркнул, что подготовленные предложения - далеко не те, которые сегодня нужны в украинской судебной системе. "В принципе неплохие изменения, но однозначно недостаточны, потому что не решаются основные вещи, которые должны предоставить обычным людям, а именно: четкое понимание того, в какой суд им обращаться, что суд примет справедливое решение и судья будет честным. Вот все, чего должна достичь реформа. Теперь надо подумать, что для этого нужно сделать. То, что предлагает Конституционная комиссия, недостаточно", - сказал Емец.

Нардеп подчеркнул, что если документ останется в нынешнем виде, его фракция ("Народный фронт") за него голосовать не будет. В то же время Емец убежден, что в случае доработки проекта изменений к Конституции в части правосудия, он может быть включен в повестку дня на заседании парламента еще в августе этого года.

Впрочем, наработанные изменения пока не приняты КК. Венецианская комиссия не предоставила по ним своего заключения. А у депутатов, членов КК и представителей общественности, как видим, есть существенные замечания к проекту.