После многолетних обещаний Верховная Рада все же приступила к реформированию украинской системы здравоохранения. Запуск реформы парламентарии начали с предоставления украинским больницам широкой кадровой и финансовой автономии. Однако выстрел может оказаться холостым. Не указав в документе конкретные сроки реформы, а также, не приняв ряд сопутствующих законопроектов, депутаты рискуют растянуть проведение реформы на много лет.
После многолетних обещаний Верховная Рада все же приступила к реформированию украинской системы здравоохранения. Запуск реформы парламентарии начали с предоставления украинским больницам широкой кадровой и финансовой автономии. Однако выстрел может оказаться холостым. Не указав в документе конкретные сроки реформы, а также, не приняв ряд сопутствующих законопроектов, депутаты рискуют растянуть проведение реформы на много лет.
Парламент сделал первый долгожданный шаг к реформированию системы здравоохранения, приняв за основу депутатский проект закона, которым предлагается кардинально изменить подходы к финансированию медицины и наделить украинские больницы широкой финансовой автономией.
"Цель законопроекта - научить учреждения здравоохранения рыночным отношениям, зарабатывать деньги и свободно ими распоряжаться", - объяснил РБК-Украина один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Рады по вопросам здравоохранения Олег Мусий (внефракционный).
Суть реформы заключается в реорганизации больниц, которые имеют статус бюджетных учреждений, то есть, находятся в полной зависимости финансовых решений чиновников, в коммунальные неприбыльные предприятия. Разница в том, что сейчас медучреждения обязаны тратить бюджетные деньги по строго утвержденному распорядку, а, получив статус неприбыльных организаций, больницы смогут самостоятельно распоряжаться средства. Реорганизовавшись, больницы должны будут размещать зарабатываемые средства исключительно в госбанках - Ощадбанке, Укргазбанке или Укрэксимбанке.
Теоретически и сейчас местные органы власти могут осуществить такую реорганизацию медучреждений. Но для этого им необходимо пройти все сложности бюрократических процедур. К примеру, согласно законодательству, при реорганизации кредиторы могут потребовать досрочного выполнения обязательств, которые взяла на себя больница. Помимо того, больнице необходимо будет проводить обязательную оценку имущества, на базе которого будет создано коммунальное некоммерческое медучреждение.
Чтобы избежать бюрократической волокиты с переоформлением лицензий и разрешений на те или иные виды работ, в новом законопроекте народные депутаты предусмотрели для больниц возможность бесплатного переоформления всех документов местными властями. При этом трудовые контракты медперсонала и руководства больниц будут сохранять свое действие и после реорганизации медучреждений.
Согласно действующему законодательству, при учреждениях здравоохранения могут создаваться общественные консультативные или наблюдательные советы, которые "способствуют их деятельности и обеспечивают информированность населения и общественный контроль в сфере охраны здоровья".
В случае принятия нового законопроекта, наблюдательный совет получит расширенные полномочия по контролю за соблюдением прав и обеспечением безопасности пациентов, соблюдением этических принципов и законодательных требований осуществления медицинского обслуживания, а также сможет анализировать финансово-хозяйственную деятельность больниц.
Однако принятие законопроекта, предусматривающего реорганизацию больниц, по сути, пока не приведет к значительным изменениям в работе медучреждений. Для того, чтобы они смогли взымать плату за оказываемые услуги, в законодательство необходимо ввести понятие "медуслуга", а также разработать и принять соответствующую подзаконную нормативно-правовую базу. Такой законопроект был подан группой народных депутатов 15 апреля.
Если он будет принят, коммунальные неприбыльные предприятия смогут полноценно воспользоваться своим статусом. Ведь, согласно Налоговому кодексу неприбыльные предприятия имеют право не платить налог на прибыль, а НДС обязаны оплачивать только с услуг, которые предполагают предоставление пациентам повышенного комфорта или косметологические услуги.
В Минздраве поддерживают депутатские инициативы. "Общая направленность законопроекта в значительной степени совпадает с идеологией законопроекта Минздрава об автономизации медучреждений", - отмечается в выводах министерства к документу.
Правда, правительственных законопроект члены парламентского Комитета по вопросам здравоохранения раскритиковали и отклонили его, разработав свой вариант реформы.
Позитивно отзываются о реформаторском проекте и в пациентских организациях. "Автономность - это также и ответственность. Больницы начнут организовывать лечебный процесс, ориентируясь на нужды пациентов, а не следуя указаниям сверху о том, что и как следует делать. Мы рады, что был принят законопроект, и надеемся, что теперь в Украине ресурсы будут тратиться не на содержание коек и раздутого персонала, а на услуги, которые нужны окружающим", - сказал РБК-Украина председатель координационного совета "Всеукраинской сети людей, который живут с ВИЧ/СПИД" Дмитрий Шерембей.
Вместе с тем у Минздрава есть принципиальное предложение, которое, по мнению чиновников, необходимо внести в законопроект между первым и вторым чтением. В частности, в ведомстве жалуются на отсутствие в законопроекте четких сроков по реорганизации медучреждений.
Как отметил в Facebook заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец, "если не будут учтены рекомендации Минздрава и депутатов Ярынич и Сисоенко по определению сроков перехода, ценность такого потенциального закона очень ограничена. Бюджетные учреждения будут переходить в новые правовые формы вечно и никогда". Впрочем, конкретных сроков, в которые необходимо реорганизовать украинские больницы ни Минздрав, ни депутаты не называют.
Эксперты опасаются, что с принятием законопроекта реформа может "забуксовать " на местном уровне. Так, проектный менеджер по реформе здравоохранения при Национальном совете реформ Павел Ковтонюк говорит, что областные или районные советы могут на своих заседаниях принять решение сделать свои больницы самостоятельными, но этого почти никто не делает. "В этом состоит принципиальная проблема. Она заключается в инерции местных властей, никто не хочет рисковать, не хочет менять привычных ход дел", - говорит он.
Поэтому, по мнению Павла Ковтонюка, местные органы власти необходимо простимулировать: обязать местные власти провести реорганизацию до 2018 года. Именно к этому времени, согласно разработанной Минздравом концепции реформы финансирования здравоохранения, система будет полностью готова к переходу на договорные отношения с больницами.
"Важно, чтобы это было сделано не административным методом, а простимулировано с помощью финансов. В частности, в закон нужно внести норму, что с 2018 года деньги из госбюджета на медицинские цели смогут тратиться только на основании договоров с медучреждениями на предоставление услуг. А поскольку стороной такого договора может стать только автономное учреждение, то местные власти, чтобы больницы не лишились средств, будут вынуждены провести реорганизацию своих медучреждений", - рассказал РБК-Украина Павел Ковтонюк.
После того как больницы научатся зарабатывать и тратить средства чиновники намерены перейти ко второй стадии реформы системы здравоохранения – внедрению в Украине общеобязательного государственного медицинского страхования.
"Цель реформы здравоохранения - предоставить всем больницам управленческую и финансовую автономию. Это принципиальный шаг к будущей страховой модели финансирования. В Украине будет создана национальное страховое агентство, которое как заказчик медицинских услуг будет заключать договора об их оказании с больницами. Однако такие договора нельзя заключать с медучреждениями, которые имеют статус бюджетных. Ведь, по сути, они находятся на содержании у государства и не имеют права зарабатывать деньги. Представьте, что к 2018 году в Украине создан национальный страховщик, а заключать договора не с кем - добровольно в автономный статус переходить никто не захотел", - объясняет Павел Ковтонюк первоочередность предоставления автономии медучреждениям.
Соавтор законопроекта, депутат Олег Мусий обещает, что, возможно, в тексте законопроекта ко второму чтению дедлайн реорганизации будет установлен – до 2020 года. "Пока что открытым остается вопрос – автономизация должна быть добровольным процессом или обязательным? Если сделаем автономизацию обязательным процессом, то есть большой риск, что не хватит управленцев, которые будут понимать, что делать с этой автономизацией", - уточнил он РБК-Украина, почему изначально депутаты не прописали в законопроекте четкий дедлайн.
По словам Мусия, подготовить законопроект ко второму чтению профильный Комитет Рады сможет в мае. "Регламент Верховной Рады дает народным депутатам две недели на внесение правок. Если их будет немного, то теоретически комитет может их рассмотреть 12 или 13 мая. Если будет очень много, то правки необходимо обобщить. Поэтому их можно будет рассмотреть спустя одно заседание комитета", - отметил нардеп.