ua en ru

Стоит ли бизнесу беспокоиться о блокировке налоговых накладных

Стоит ли бизнесу беспокоиться о блокировке налоговых накладных В Минфине категорически против того, что предлагают парламентарии (Фото: РБК-Украина)

Минфин и налоговый комитет Верховной Рады спорят о том, как должна работать система блокировки в Едином реестре налоговых накладных.

В парламенте предлагают перевести блокировку налоговых накладных из автоматического режима в "ручной". Идея в том, что решение о блокировке накладных с признаками фиктивности должна принимать не автоматизированная система на основании критериев оценки риска, разработанных Министерством финансов, а руководство Государственной фискальной службы и ее главных управлений в регионах.

В Раде уверяют, что это временный и вынужденный шаг, так как критерии у Минфина вышли с изъянами: под блокировку попадают реальные, а не фиктивные операции малого и среднего бизнеса. В Минфине же против изменений, так как видят в них коррупционные риски и потери для бюджета. К тому же в министерстве уверяют, что процент блокировки ничтожно мал. Крупный бизнес также не в восторге, и опасается возвращения к "ручному" возмещению НДС. Подробнее – в материале РБК-Украина.

На следующей неделе парламент может рассмотреть проект закона №7115, которым предлагается заменить автоматическую блокировку налоговых накладных на ручной режим. Законопроект внесли девятнадцать депутатов комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

Что это значит и зачем что-то менять? Система мониторинга критериев оценки рисков (СМКОР) тестировалась с 1 апреля до 1 июля. Уже три с половиной месяца она работает в полноценном режиме. Цель системы – блокировать фиктивный НДС и не допустить незаконного возмещения налога.

Блокировка налоговых накладных происходит на основании критериев, которые разработал Минфин. Вмешательство со стороны налоговиков исключено. Если налоговая накладная и/или расчет корректировки к ней зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных (то есть, если они не остановлены системой), тогда покупатель товара или услуг получает безапелляционное право на налоговый кредит. Налоговый кредит – это сумма НДС, которую предприятию должны возместить из госбюджета или на которую оно может уменьшить свое налоговое обязательство. Если накладная блокируется, никакого возмещения компания не получает.

Под мониторинг не попадают налоговые накладные преимущественно крупных компаний. К примеру, тех, которые платят в год от 5 млн гривен налогов или у которых объем налогов составляет не менее 5% от их годового оборота. Такой бизнес по умолчанию сочли благонадежным. Малому и среднему бизнесу повезло меньше.

"При определении критериев не было учтено, что другие плательщики – это как раз тот малый и средний бизнес, который в десятки раз реже использует "скрученный" (фиктивный – ред.) НДС, будет весь заблокированный. Реальный бизнес не должен был попадать под блокировку. Возможно, под мониторинг, но не под блокировку. Система должна была работать так, чтобы их сразу "отпускать", то есть регистрировать налоговые накладные. Произошло с точностью наоборот", – сказала РБК-Украина глава налогового комитета Нина Южанина.

Ее коллега по комитету и соавтор законопроекта Оксана Продан объяснила изданию, что документом, по сути, предлагается вернуть тестовый режим, который действовал до 1 июля. Но при этом отменяется автоматическая блокировка. "С июля "зависли" накладные и, к сожалению, решения для их очистки Минфин не предложил, а потихоньку улучшает действующий централизованный порядок. Мы же даем возможность всем плательщикам провести их налоговые накладные в систему, предусматриваем персональную ответственность руководителей фискальной службы за блокировку и сохраняем отсутствие проверок по тем накладным, которые без вопросов прошли проверку по критериям", – объяснила изданию Продан.

Оставить, как есть

В Минфине категорически против того, что предлагают парламентарии. По мнению министра Александра Данилюка, в случае принятия закона есть риск разворовывания миллиардов бюджетных средств через фиктивный налоговый кредит. Также под угрозой окажется механизм автоматического возмещения НДС, написал Данилюк на своей странице в Facebook.

В министерстве, проанализировав депутатский проект, пришли к нескольким выводам. Во-первых, по их мнению, есть вероятность, что те компании, которые сейчас не подпадают под критерии рисков, потенциально под них попадут. Во-вторых, в Минфине считают, что проект создаст коррупционный механизм, когда региональные налоговые смогут остановить любую накладную. И, в-третьих, восстанавливается практика снятия налогового кредита "по цепочке контрагентов" и ответственность перекладывается на покупателя.

"Налоговые накладные, которые попали под критерии риска, и реальность которых не была подтверждена областными комиссиями ГФС, теряют право на безусловный налоговый кредит. ГФС имеет право снять налоговый кредит у покупателя или его контрагентов или отказать в возмещении НДС на эти суммы", – разъяснили в Минфине.

Впрочем, как заверила РБК-Украина Нина Южанина, в случае принятия проекта №7115 крупные плательщики и их поставщики, которые сейчас не попадают под мониторинг, будут иметь ту же систему, что есть сейчас – безапелляционность налогового кредита и отсутствие ответственности по цепочке.

Качество, а не количество

В Министерстве финансов настаивают, что процент блокировок, о которых говорят депутаты, крайне небольшой. И потому не стоит ставить под угрозу работу всей системы. "Процент остановленных налоговых накладных уменьшился в 4,5 раза и составляет всего 0,3% от общего количества", – сообщили в Минфине.

Порядок цифр подтверждают в ГФС. Как сообщили РБК-Украина в ведомстве, начиная с 1 июля и до 11 октября в системе мониторинга зарегистрировано 68,2 млн налоговых накладных и расчетов корректировки на сумму 383,3 млрд гривен. Из них заблокировано 230,2 тысячи накладных на сумму 4 млрд гривен.

"Доля заблокированных составляет всего 0,34%. Комиссией ГФС принято к рассмотрению 170,2 тысячи сообщений на подтверждение реальности проведенных операций по заблокированным налоговым накладным. Принято 158,6 тысяч решений, из которых 113,5 тысяч – позитивные", – прокомментировали изданию в ГФС. Под позитивными решениями нужно понимать те, по которым бизнесу удалось подтвердить реальность операций. Это примерно половина случаев, если следовать статистике фискалов.

Несмотря на то, что блокировок от общего количества накладных немного, это не значит, что проблемы как таковой нет, говорит Оксана Продан. "Небольшой процент блокировок – это миллиарды, отобранные у бизнеса. Это не выплаченные зарплаты, разорванные договора, штрафные санкции, а значит шаг не в развитие экономики, а наоборот", – говорит нардеп.

Как рассказала изданию вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) по вопросам налоговой политики Юлия Дроговоз, из-за проблем с блокировкой многие компании, пользуясь условиями договоров, стали применять штрафные санкции к контрагентам, задерживать оплаты, расторгать договора или вообще искать других поставщиков. "Налоговую накладную не зарегистрировали, но обязательство у поставщика в любом случае возникло. Он платит сумму в бюджет. Но и покупатель, не получая налоговый кредит, тоже платит эту сумму в бюджет. Это двойная уплата. При этом, чтобы зарегистрировать накладные, нужно пополнить электронный счет. Если нет налогового кредита, то для того, чтобы зарегистрировать свои накладные, я должна вкладывать свои живые деньги, оборотные средства. Это приводит к задержке по выплате зарплат", – объясняет суть проблемы эксперт УСПП.

Мнения на счет того, нуждается ли система в корректировке, разделились не только у чиновников и депутатов, но и у бизнеса. Крупный бизнес просит оставить все, как есть. Опасение вызывает не столько ручная блокировка накладных, сколько риск возврата к ручному возмещению НДС. "Приостановление действия норм о безусловности налогового кредита будет означать фактически возвращение солидарной ответственности налогоплательщиков за любые нарушения по цепи поставки, что может привести к увеличению случаев невозмещения НДС добросовестным налогоплательщикам и административных и судебных обжалований", – так это трактуют в ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса".

Бескомпромиссные

Есть другой выход из сложившейся ситуации. Как пояснила изданию Нина Южанина, альтернативный вариант заключается в том, чтобы применить мониторинг налоговых накладных относительно всех плательщиков. "Чтобы крупный бизнес также ощутил неспособность данной системы блокировать именно фиктивный налоговый кредит. Тогда плательщики будут в равной ответственности и в равных условиях. А сейчас мы своими руками разделили бизнес на привилегированную часть и на касту менее состоятельных, и менее защищенных", – возмущается Южанина.

Интересно, что альтернативу, о которой говорит Южанина, можно реализовать без вмешательства парламента. Достаточно, чтобы Минфин внес изменения в свой приказ о критериях, на основании которых накладные попадают под мониторинг. Другими словами, Минфин своими же руками должен будет сделать медвежью услугу крупным компаниям. Впрочем, это вряд ли решит проблемы для малого бизнеса, а, скорее, создаст ее для других. И, конечно, разругает министерство со своими союзниками.

И так непростую ситуацию с блокировкой накладных усугубляет негласный конфликт Минфина и налогового комитета. Это уже не первый случай, когда чиновники и депутаты не могут договориться, перетягивая одеяло каждый на себя. Как отметил руководитель секретариата Совета предприниматель при Кабмине Андрей Забловский, похожий прецедент был после атаки вируса Petya."Минфин и ГФС разработали проект касательно неуплаты штрафов за несвоевременную подачу накладных. Аналогичный проект подготовил комитет. С точки зрения логики процесса, нужно было договориться и внести одобренный правительством документ, а не дублировать. В итоге был принят комитетский проект. Очень показательная ситуация. Что-то похожее мы имеем сейчас. Нужно убирать личные интересы, амбиции и политику, необходимо договариваться и создать документ, который в интересах бизнеса", – убежден Забловский.

Были и другие случаи, когда Минфин не находил общий язык с депутатским корпусом. Об одном из конфликтов при внесении изменений в госбюджет ранее писало РБК-Украина. Тогда, по данным источников издания, министр финансов заблокировал депутатам от БПП введение НДС-облигаций, которыми планировалось возмещение налога бизнесу за предыдущие периоды.