Не успели заработать зеркальные санкции Украины в отношении российских товаров, как премьер-министр Арсений Яценюк поручил расширить их перечень. Пока это можно расценивать не более, чем предупреждение: если Россия предпримет очередные попытки ограничений, то и мы с ответом медлить не будем. О конкретном списке российской продукции, подпадающей под торговое эмбарго, и речи пока нет. Правительство давно проиграло эту торговую войну, надеясь, что РФ ослабит блокаду, но в ответ получало еще большее ужесточение. И только спустя почти два года Украина решилась ответить на экономическую агрессию, когда объемы потерь производителей-экспортеров оцениваются в несколько сотен миллионов долларов.
Не успели заработать зеркальные санкции Украины в отношении российских товаров, как премьер-министр Арсений Яценюк поручил расширить их перечень. Пока это можно расценивать не более, чем предупреждение: если Россия предпримет очередные попытки ограничений, то и мы с ответом медлить не будем. О конкретном списке российской продукции, подпадающей под торговое эмбарго, и речи пока нет. Правительство давно проиграло эту торговую войну, надеясь, что РФ ослабит блокаду, но в ответ получало еще большее ужесточение. И только спустя почти два года Украина решилась ответить на экономическую агрессию, когда объемы потерь производителей-экспортеров оцениваются в несколько сотен миллионов долларов.
Уже как трое суток действует запрет на ввоз товаров, страной происхождения которых является Россия. Украинский список достаточно широкий. Под торговое эмбарго попадают продукты питания, напитки, сигареты, зерно, косметические средства, оборудование и локомотивы. Это зеркальные санкции в ответ на "незаконные действия России, которые нанесли существенный вред украинской экономике и украинскому бизнесу", - неоднократно повторял премьер-министр Арсений Яценюк. "И так будет каждый раз. Каждое российское действие будет получать достойный ответ", - обещает глава правительства.
Инфографика: Список санкционных продуктов Украины и России.
Кроме того, со 2 января на другие российские товары введены таможенные пошлины. Режим торговых ограничений будет действовать до конца года. Российские санкции в отношении украинских товаров работают до 5 августа. На данный момент случаев ввоза/вывоза санкционных товаров не фиксируется, заверяют РБК-Украина в Государственной фискальной службе: "И наш, и российский бизнес знают об этом и поэтому не везут". Хотя, по мнению экспертов, санкции как нельзя лучше в условиях коррумпированных таможен способствуют контрабанде.
Не прошло и двух лет с момента аннексии Крыма, как украинское правительство решилось отреагировать на экономическую блокаду со стороны России. Кабмин активизировал свои действия в ответ на торговую блокаду лишь в конце 2015 года. И то, после того как российская сторона пригрозила, а позже реализовала обещание и приостановила действие договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ, подписанного в октябре 2011 года. Кроме того, уже 21 декабря стало известно официально, что специальные экономические меры в отношении украинских товаров заработают с 1 января параллельно с применением экономической части
Соглашения об асссоциации с ЕС. Только тогда правительство подготовило законопроект, нормы которого давали бы право Кабмину "оперативно применять адекватные меры" в ответ на действия страны-агрессора.
Документ депутаты приняли сразу же в день подачи его в Верховную Раду.
Но Украина проиграла торговую войну. В то время как РФ разными способами ограничивала, запрещала, блокировала, препятствовала доступу украинской продукции на свой рынок, правительство не теряло надежды, что все решится само собой. "Давным-давно нужно было вводить санкции даже с политической точки зрения. Тянуть уже дальше было некуда, уже и на западе все активней и активней обсуждается отмена санкций против РФ",-- говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Инфографика: торговые ограничения России по Украине в 2014-2015 годах.
Отчасти действия правительства объяснимы. Украина всегда была зависима от экспорта в Россию. Объемы экспортных поставок достигали 35%, в то время как в структуре импорта РФ доля Украины занимала всего 5-7%. "Я вижу несколько объяснений. Во-первых, верили, что возможно восстановятся взаимоотношения каким-то образом. Во-вторых, Кабмин боялся, что санкции подтолкнут к еще большему снижению экспорта, который и так был в состоянии коллапса. Третья мотивация - висел долг перед Россией в 3 млрд. долларов", - поясняет Устенко: Кроме того, не исключаю наличие лоббистов в Украине, которые давили на правительство".
За последние несколько лет экспортная зависимость сокращалась и по результатам 2015 года, как заявлял Яценюк, составила уже 12,5%. По данным Госстата, за 10 месяцев 2015 года (годовых данные еще нет) по сравнению с соответствующим периодом 2014 года объемы экспорта сократились на 54,3%, импорта - на 43%.
"Если посмотреть на соцопросы, то несмотря на кризис, все тяготы и лишения, население оптимистично смотрит в будущее. Эта надежда влияет и на политические решения", - добавляет директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец. "Украина до последнего пыталась не обрывать концы несмотря на жесткие ограничения с российской стороны. Но когда они достигли критического уровня, этот шаг был сделан", - считает он. В данном случае, действия правительства Геец расценивает как адекватный ответ, имеющий в первую очередь, все-таки политическую составляющую, а не экономическую. Кроме того, правительство частично восстановило доверие украинцев: мол, и нам есть что сказать в ответ. Даже если этот ответ существенной роли для российской стороны и не будет играть.
Более того, вчера на первом в новом году заседании правительства Арсений Яценюк поручил МЭРТ еще расширить список санкционных российских товаров. По словам премьера, это очередной этап контрмер украинской стороны для защиты украинского внутреннего рынка от экономической агрессии РФ. Однако о каких группах товаров идет речь неизвестно. Источник РБК-Украина в правительстве отмечает, что это решение Арсения Яценюка. Дальше - консультации с производителями и бизнес-ассоциациями, а также европейскими партнерами. Глава правительства также добавил, что украинская сторона имеет пакет предложений для ЕС в рамках консультаций по реализации соглашения о ЗСТ, каким образом пройти "сложный этап в связи с санкциями РФ".
Однако пока что такие заявления правительства выглядят не более чем предупреждение для России. Если они предпримут очередные попытки ограничений, то и мы с ответом медлить не будем. Не исключено, что таким образом, правительство хочет ускорить переговорный процесс по реструктуризации российского долга или отреагировать на полный запрет транзита украинских товаров через территорию России.
Согласно указу президента РФ, с 1 января и до 1 июля транзит возможен только через Беларусь. По данным ГФС на 11 января, в Азию транзитом через РФ по новым правилам прошло 46 ж/д вагонов и 38 автомобилей. Еще 5 января замминистра экономики-торговый представитель Украины Наталья Микольская заявила, ссылаясь на данные Оперативного штаба реагирования, что около 150 вагонов было возвращено на территорию Украины, а также "значительная часть грузовых автомобилей". "Мы считаем, что обеспечение свободы транзита - обязательство каждой страны. От транзита зависят торговые партнеры - другие страны. В частности, Туркменистан, Киргизстан, Казахстан, Азербайджан, Монголия", - отмечает Микольская. Искать варианты решения этой проблемы, Украина будет со своими европейскими партнерами.
По словам президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Леонида Костюченко, прямой транзит через Россию, например, в Казахстан экономил до 1 тыс. евро. Только топливные затраты в результате объезда через Беларусь составляют 350 евро с одного автомобиля, плюс плата за дороги по российской территории и оборудование транспортного средства системой Глонасс. В АсМАП рассматривают альтернативные варианты маршрутов доставки грузов в Казахстан - через Черное и Каспийское моря, что увеличивает затраты на 2,5 тыс. евро в одну сторону.
Стоит отметить, что и Мининфраструктуры с 15 января из Ильичевска запускает демонстрационный рейс контейнерного поезда по маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай. Ориентировочный состав - 20 вагонов.
Инфографика: пути транзита украинских товаров в обход России.
По словам Гееца, еще на начальном этапе торговой войны с Россией в 2013 году украинские производители потеряли 664 млн долларов. В 2014 году ущерб составил уже 345 млн долларов, за 9 месяцев 2015 года - 97 млн долларов. "Все уже произошло. Многие виды экспортных потоков, ориентированных на Россию, приказали долго жить. Новых потерь не так много. Производители-экспортеры изменили логистику, вышли на рынки третьих стран", - объясняет экономист.
"Все, что могли, уже потеряли, но удар выдержали", - добавляет и.о. генерального директора Украинской аграрной конфедерации Мария Дидух. По ее прогнозам, за 2015 год экспорт аграрной продукции в Россию сократился на 35%. "На экспорте продукции из-за российских санкций Украина недополучила более 1 млрд долларов", - объясняет она. И сотрудничество в рамках ЗСТ не сможет полностью компенсировать потери, так как европейский рынок не так нуждается в продукции из Украины, как российский. Экспорт украинской аграрной продукции в страны ЕС за 7 месяцев 2015 года составил почти 2 млрд. гривен (доля в структуре внешнеторгового оборота агропродукции - 30%). Поэтому приоритетом, по словам Дидух, является получение сертификационных номеров ЕС на продукты питания. Тогда отечественные товаропроизводители смогут без проблем, без ограничений, без дополнительных сертификатов поставлять свою продукцию в другие регионы мира. В прошлом году наибольшим торговым партнером Украины по данным видам товаров стал Китай: импорт/экспорт в январе-сентябре превысил 1 млрд долларов. На втором месте по потреблению украинской аграрной продукции и продуктов питания стоит Индия, на третьем - Египет.
Президент Ассоциации свиноводов Украины Артур Лоза рассказывает, что в лице России производители потеряли самый большой рынок сбыта. Еще в 1 полугодии 2015 года более 90% украинской свинины шло в эту страну, но после блокады Крыма эти объемы практически полностью обнулились. "Кроме того, цены на российском рынке начали падать и снизились на 30% из-за сокращения потребительского спроса и это привело к тому, что фактически интереса экспортировать туда не было", - говорит Лоза. Поэтому сейчас свиноводы в основном работают на внутренний рынок. Теоретически европейский рынок открыт для производителей, но практически это невозможно по причине паритетности цен и отсутствия сертификатов. Стоимость колеблется в пределах 1,3-1,6 евро/1 кг убойного веса и 0,95-1 евро/1 кг живого веса.
Интересным мог бы стать рынок уже готовых колбасных изделий, где добавленная стоимость в данном сегменте на европейском рынке существенна. "Мы делали анализ добавленной стоимости от живого веса до продукции средней ценовой категории на полках супермаркета, а там изделия уже упакованы, нарезаны или свернуты в рулеты, и тогда добавленная стоимость увеличивается в Украине вдвое, в Польше - до 5 раз, Германии - до 8 раз, Великобритании - до 10 раз",-- отмечает Лоза. Переход на евростандарты требует временных и финансовых затрат.
По словам гендиректора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, введение санкций проблемой для розничных сетей не стало. На полках супермаркетов до 80% ассортимента - это украинский товар. Остальную продукцию импортировали не только из России, но и других рынков. Поэтому кризиса, дефицита или критического давления на покупателя не было и быть не может. "С политической точки зрения многие сети и так отказались от российских товаров. Мы еще ранее ходили проверяли, много ли на полках продукции из России, тогда уже стали маркировать ее, так хочу сказать, что в глазах не рябило. То есть не так и много ее и было", - напоминает Кишко.
Начальник управления корпоративных коммуникаций-замдиректора по связям с правительством "МЕТРО Кэш энд Керри Украина" Олеся Оленицкая подтверждает, что запрет импорта российских товаров будет иметь лишь незначительное влияние на объемы продаж в сети. Текущая доля реализации составляет менее 3% от общих объемов продаж и по сравнению с 2014 годом она сократилась. Компания перешла на альтернативные источники закупок. "Украинские потребители начали отдавать предпочтение товарам отечественного и европейского производства. Большинство международных компаний-производителей изменили свою систему поставок продукции на украинский рынок, заменив товары российского происхождения на товары местного производства. Речь идет о товарах для дома, широкого потребления, кофе, чае. Или увеличили долю импорта своих товаров из ЕС: Польши, Германии", - поясняет она.
Еще с лета 2014 года большую часть российских товаров вывела из ассортимента и сеть супермаркетов VARUS. Многие импортеры перестали поставлять российскую продукцию, крупные производители перевели свои производственные мощности в другие страны, в частности, в Польшу и стали поставлять товар оттуда, рассказывает директор по маркетингу сети Екатерина Огуряева. "Обострение отношений между странами и угроза обоюдных санкций заставила производителей, которыми, как правило, являются международные компании и бренды, искать пути выхода и бороться за сохранение рынка путем перераспределения поставок из других стран, как правило, из Европы. Были продукты, с которыми были особые сложности. Например, красна икра, которая ранее практически полностью завозилась из России, уже давно поставляется из США. Те редкие товары, которые остались, были промаркированы специальными ценниками с указанием страны-производителя. Таким образом, выбор оставался за покупателем - приобрести привычные торговые марки, либо отказаться от них",-- добавляет она.
Факт наличия импорта из ЕС в некоторых случаях влияет на уровень цен на полке для конечных потребителей. Из-за девальвации гривны ряд категорий товаров и так подорожали, поэтому поставщики цены не увеличивали. Оленицкая не исключает, что при дальнейшем обесценивании гривны, стоимость продукции, поставляемой из ЕС, может все же расти. Огуряева, в свою очередь, отмечает, что рынок FMCG довільно конкурентный, поэтому производители будут стараться удерживать цены и долю рынка. Сейчас фактор цены является ключевым для покупателя: как при выборе места покупки, так и самого продукта. Кроме того, по словам Огуряевой, замена ряда товаров обеспечивается продукцией собственных торговых марок сети. И их доля растет в ассортиментном портфеле. Покупатель становится все более рациональным и вместо переплаты за известный бренд, отдает предпочтение качественному продукту аналогичного либо даже лучшего качества.