Спустя две недели: Размещение Facebook оказалось значимым провалом на рынке IPO

Размещение крупнейшей в мире социальной сети Facebook оказалось одним из наиболее значимых провалов на рынке IPO за всю его историю. К такому выводу пришли опрошенные участники рынка и аналитики. Обвинения в провале IPO сыплются буквально на всех: оператора биржевой торговли Nasdaq обвиняют в халатности, приведшей к системным сбоям, андеррайтеров винят в инсайде слабых прогнозов выручки соцсети, саму Facebook - в укрывательстве факторов риска для своего бизнеса. Даже государственные регуляторы рынка оказалась вовлечены в скандал, из-за того что не могут контролировать работу банков и бирж.

Размещение крупнейшей в мире социальной сети Facebook оказалось одним из наиболее значимых провалов на рынке IPO за всю его историю. К такому выводу пришли опрошенные участники рынка и аналитики, передает "Россия 24". Обвинения в провале IPO сыплются буквально на всех: оператора биржевой торговли Nasdaq обвиняют в халатности, приведшей к системным сбоям, андеррайтеров винят в инсайде слабых прогнозов выручки соцсети, саму Facebook - в укрывательстве факторов риска для своего бизнеса. Даже государственные регуляторы рынка оказалась вовлечены в скандал, из-за того что не могут контролировать работу банков и бирж.

Аналитики уверяют, что нет разницы, насколько великой может смотреться та или иная компания. Определяющим фактором является то, что цена покупки должна быть соразмерной возврату на вложенные инвестиции. В этом плане IPO Facebook было невыгодным для инвесторов - при цене размещения в 38 за бумагу акции были в 88 раз переоценены по сравнению с прибылью за последние 12 месяцев. Это значит, что компании требуется рост прибыли в 6 раз только для того, чтобы поддерживать цену на нормальном уровне в 14-15 раз от размера прибыли.

Акции компаний, как правило, оцениваются на основании математических вычислений и моделей, учитывающих доходность в качестве знаменателя. Это означает, что если уровень доходности сегодня находится на низком уровне, то оценка бизнеса повышается, а значит, риск повышается. Опыт Facebook стал примером того, что поиск исключительно доходных вложений может привести к чрезмерному риску.

Цена первичного размещения акций Facebook составляла 38 долл. В ходе IPO Facebook удалось привлечь более 16 млрд долл. Вся социальная сеть при первичном размещении акций оценивалась в 104 млрд долл. Однако уже на второй день торгов акции Facebook упали ниже цены размещения.

Как отмечают эксперты агентства Bloomberg, акций было выпущено слишком много, а цена размещения была завышена. Некоторые специалисты считают, что Facebook будет сложно увеличивать доходы в условиях растущего числа мобильных пользователей.

"Это, как представляется, является ясным отражением того, что было выпущено слишком много акций, их оценка была агрессивной и что многие из людей, выстроившихся в очередь за покупкой бумаг, на самом деле не хотели их держать", - сказал в интервью Bloomberg главный директор по инвестициям BMO Harris Private Bank Джек Эблин.

Спрос на акции Facebook накануне ее IPO был по-настоящему ажиотажным - он как минимум в пять раз превышал предложение. Изначально Facebook установила ценовой диапазон для своих акций в размере 28-35 долл. за бумагу, но на волне ажиотажного спроса сначала увеличила цену до 34-38 долл. за акцию, а затем и объем размещения - на 25%.

Выход Facebook на биржу сопровождался рядом скандалов. Сначала торги акциями социальной сети на Nasdaq из-за технических неполадок начались на полчаса позже, чем планировалось. Затем появилась информация, что ряд банков, участвовавших в IPO Facebook, незадолго до первичного размещения акций получил информацию о снижении прогноза по годовой выручке социальной сети, однако сообщил эти данные лишь избранным клиентам.

Затем оказалось, что банки - соорганизаторы IPO Facebook (Goldman Sachs и JP Morgan) параллельно с выводом компании на биржу давали ее акции взаймы шортселлерам, что способствовало падению котировок Facebook. Они играли не только против клиентов, но и против ведущего андеррайтера IPO Morgan Stanley, который в первый день торгов удерживал акции Facebook от падения.

Собственное расследование обстоятельств выхода социальной сети на биржу проводят банковский комитет и комитет по финансовым услугам Сената США.

Против Facebook в США уже подано несколько судебных исков от инвесторов с требованием компенсации ущерба.

Facebook - одна из самых популярных социальных сетей в мире, в ней зарегистрированы более 900 млн человек. Штаб-квартира компании расположена в Менло-Парке (Калифорния). Количество активных пользователей Facebook, которые хотя бы раз в месяц заходят в свой аккаунт, составляет не менее 845 млн человек. Ожидается, что в 2012 г. количество активных пользователей Facebook достигнет более 1 млрд.

Недавно появилась информация, что российская социальная сеть "ВКонтакте", разочарована результатами IPO Facebook, отложила свой выход на биржу на неопределенный срок.

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top