Спорная ставка: операторы связи готовятся поднять тарифы
Украинский регулятор отрасли связи – НКРСИ – принял революционное решение по поводу снижения одной из составляющих себестоимости звонков для мобильных операторов. Речь идет о ставке интерконнекта, которую участники рынка платят друг другу за доступ к сетям. В НКРСИ уверены, что уменьшение ставки приведет к сокращению тарифов на мобильную связь для абонентов. Хотя сами операторы утверждают обратное, и уже готовятся поднимать тарифы на услуги связи.
Новые ставки
Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) на заседании 30 августа приняла решение о снижении на 67% ставки интерконнекта внутри страны. Ставка интерконнекта - это плата, которую оператор связи взимает с конкурентов, когда их абоненты звонят на его сеть.
До четвертого квартала 2015 года эта плата составляла 36 копеек, но затем регулятор снизил ее до 23 копеек за минуту. Соответственно, сейчас для абонента стоимость звонков на другие сети не может быть меньше 23 копеек в минуту.
Согласно решению НКРСИ, с 1 января 2017 года ставка интерконнекта должна снизиться еще раз, теперь уже до 15 копеек за минуту. В теории снижение себестоимости звонков на другие сети должно снизить тарифы для конечного потребителя.
На это рассчитывают в НКРСИ. "Чего мы пытаемся достигнуть? Чтобы абоненты разных операторов больше звонили друг другу", - написал на своей странице в соцсети Facebook председатель НКРСИ Александр Животовский.
Еще немного новостей от регулятора. На этот раз о ставках интерконнекта, и это интересно, хоть и много текста. Ставка ...
Опубліковано Alexander Zhyvotovsky 30 серпня 2016 р.
Пока что, по его словам, 90% трафика приходится на разговоры внутри сети. Очень часто - по нулевому тарифу. "Поэтому люди ходят с двумя телефонами, а операторы жалуются на низкий ARPU (средний доход от одного абонента в месяц, - ред.). Действительно, какой может быть средний ARPU, если 90% разговоров происходит бесплатно внутри сетей?", - считает Животовский.
Причем регулятор видит перспективы дальнейшего снижения внутренней ставки. По его оценкам, себестоимость взаимосоединения составляет не более 5 копеек за минуту.
Точно так же регулятор посчитал завышенными действующие ставки интерконнекта, установленные украинскими операторами для звонков из-за рубежа.
Участники рынка всегда сами решали, сколько денег требовать от иностранных операторов. Но теперь НКРСИ решила регулировать эти ставки. По подсчетам регулятора, средняя ставка на терминацию иностранного трафика (пропуск трафика с одной сети на другую, - ред.) в Украину доходит до 20 центов.
При этом ставки для звонков в Европу приблизительно равны их внутренним - 2,3,5 центов. "Таким образом, оптовый тариф для гражданина ЕС при звонках нам - 20 центов, а для гражданина Украины при звонках в Европу - 2 цента. Вот ведь какая страна дорогая у нас, правда?", - рассуждает Животовский.
По его словам, в результате высоких ставок объем звонков в Украину постоянно снижается. Так, если в первом квартале 2015 года на сети украинских мобильных операторов из-за рубежа поступило 467 млн минут звонков, то ко второму кварталу 2016 года этот показатель постепенно снизился до 384 млн минут.
Животовский считает, что из-за высоких ставок украинские операторы также не могут договориться о более выгодных условиях международного роуминга. "Снижение ставок на терминацию в Украине должно помочь нашим операторам добиваться более выгодных тарифов для нас в роуминге. Отчасти, с этого все и началось. Мы приходим на встречу в ЕС, говорим, можно нам такие же правила в роуминге, как у вас - в смысле, совсем без наценки. На что нам говорят, у вас ставка на терминацию растет в валюте последние три года - чего ж от наших операторов хотите?", - рассказывает Животовский.
Исходя из этих аргументов, на заседании 30 августа НКРСИ также решила с 1 января 2017 года снизить международную ставку интерконнекта почти в 2 раза до 10 евроцентов за минуту. Оба решения направлены на регистрацию в Минюст.
Обратный эффект
Далеко не все операторы мобильной связи разделают оптимизм регулятора в отношении новых ставок. Дело в том, что даже при равных ставках затраты операторов на интерконнект очень отличаются. Например, для оператора lifecell услуга интерконнекта не выгодна, так как у него всего 9,7 млн абонентов, в то время как абонбаза Vodafone Украина превышает 20 млн абонентов, а "Киевстар" - 25,4 млн абонентов.
Соответственно, сеть lifecell принимает меньший объем звонков с других сетей, чем конкуренты, а сам оператор тратит на интерконнект больше, чем зарабатывает на нем. Свои заработки от интерконнекта операторы не раскрывают, но примечательно, что среди трех участников рынка снижение ставок однозначно поддерживает только lifecell. "Более того, в ближайшей перспективе мы надеемся на переход к установлению расчетных такс на основе себестоимости с одинаковой доходностью для всех операторов, что будет способствовать повышению прозрачности и справедливости регулирования рынка", - сообщили в пресс-службе lifecell.
Более крупные мобильные операторы, "Киевстар" и Vodafone Украина, боятся, что оба решения НКРСИ приведут к сокращению их доходов и никак не уменьшат тарифы для абонентов. "Вряд ли операторы, недополучив доходов от приземления зарубежного трафика, будут готовы сокращать их еще больше, снижая потребительские тарифы. Можно предположить, что в лучшем случае все станется без изменений, в худшем произойдет противоположное", - считает начальник отдела по связям с общественностью Vodafone Украина Виктория Рубан.С ней соглашается и президент "Киевстара" Петр Чернышов. По его словам, операторам придется либо повышать тарифы, либо экономить, замедлив строительство сетей 3G. "В Европе они (3G-сети, - ред.) вот давно есть (и 4G тоже), а наши клиенты еще далеко не все имеют к ним доступ. Кто страдает? Снова украинцы!", - написал Чернышов на своей странице в социальной сети Facebook.
#Зрада от регулятора – НКРСИ хочет сделать украинцев беднее Но приготовьтесь – будет много букв! Хочу подискутировать с...
Опубліковано Peter Chernyshov 1 вересня 2016 р.
В угоду европейцам
"Мы тоже через это прошли. Европейский регулятор устанавливает ставки интерконнекта как внутри ЕС, так и для международных звонков", - рассказал РБК-Украина менеджер международного бизнеса литовского оператора Omnitel/Teo Робертас Жудис.
По его мнению, такое регулирование является нормальной практикой и в случае Украины приведет к формированию более прозрачных правил игры на рынке. "Это не очень здоровая ситуация, когда ставки доступа у разных операторов отличаются в разы", - считает Жудис. По его словам, предложенная НКРСИ ставка в 10 евроцентов за минуту является приемлемой и в перспективе поможет европейским операторам снизить цены на звонки в Украину.
При этом он не видит взаимосвязи между ставками интерконнекта и роуминговыми тарифами. "Роуминг - это предмет индивидуальных договоренностей операторов и, по моему мнению, регулироваться государством он не должен. Хотя государственные инициативы и сотрудничество правительств могут подтолкнуть операторов договариваться о роуминге на более выгодных условиях", - считает Жудис.
Представители "Киевстар" и Vodafone Украина уверены, что снижение международных ставок не заставит европейцев больше звонить в Украину и не снизит стоимость роуминга для украинских абонентов. Даже наоборот. Сейчас за счет высоких ставок для операторов в Европе украинские мобильщики частично компенсируют низкие тарифы для украинских абонентов. Так, средний доход от одного абонента в Украине сейчас менее 2 долларов в месяц. Для сравнения, в Португалии это 10,93 доллара, а Италии - 14,25 доллара, во Франции - 22 доллара.
Статистика Vodafone Украина показывает, что объемы международного трафика в последние несколько лет сильно не менялись. Поэтому нельзя говорить о том, что высокие ставки на входящий трафик ограничивают его.
По мнению Рубан, на объемы трафика больше влияет естественное изменение модели потребления, уменьшение объемов "голоса", увеличение интернет-трафика за счет активного использования мессенджеров, например.
Аналогичная позиция и у Петра Чернышова. Он добавляет, что входящий трафик уменьшился, во-первых, из-за конфликта с Россией. Во-вторых, из-за снижения бизнес-активности. В-третьих, потому что абоненты все чаще используют для звонков интернет-мессенджеры, такие как Viber. А не потому, что звонить в Украину дорого.
"Вот, например, у Wind Italy есть супер-предложение для звонков на Kyivstar – 6 евроцентов за минуту. А у польских операторов стоимость звонка со специальным предложением тоже недорого – 0,08 евро. Это, кстати, самые большие страны Европы по звонкам в Украину – и это не те 20 центов за минуту, о которых говорит наш Регулятор", - написал Чернышов на своей странице в соцсети Facebook.
По данным Vodafone Украина, сейчас в пятерку стран по объемам входящего трафика входят Россия, Италия, Германия, Чехия и Польша. На их долю приходится порядка 80% трафика. "Изменения были, но гораздо раньше, и вызвали их не ставки, а экономический кризис, в результате которого упал трафик из наиболее пострадавших от кризиса стран - Португалии, Испании, Греции", - добавляет Рубан.
По ее словам, ставки на терминацию украинского трафика в странах Европы сегодня достаточно высокие, а не такие, как озвучивает НКРСИ. По данным Vodafone Украина, это 14-19 центов за минуту, а в некоторых странах, например, Эстонии, Хорватии, она доходит до 25 центов. В последнее время со стороны европейских операторов есть тенденция к их пересмотру в сторону увеличения. "Зарубежные операторы, конечно, будут рады и оценят инициативу нашего регулятора, уменьшающую их расходы, но от своих доходов они вряд ли откажутся", - считает Рубан. В результате произойдет серьезный перекос во взаиморасчетах не в пользу Украины.