ua en ru

Список авиакомпаний-конкурентов МАУ расширяется

Список авиакомпаний-конкурентов МАУ расширяется Турецкая авиакомпания Pegasus Airlines может стать конкурентом МАУ (twitter.com-Aviation Source)

Уже в ближайшем будущем в Украине может появиться новая национальная авиакомпания-лоукостер. Вполне возможно, что им станет дочерняя компания турецкого лоукостера Pegasus Airlines. Эта авиакомпания уже летает в Украину, но создание "дочки" позволит расширить ей свое присутствие на украинском авиарынке. Впрочем, в Министерстве инфраструктуры пока что дочерней авиакомпании Pegasus Airlines создание официально опровергают, а эксперты сомневаются в том, что Pegasus Ukraine удастся стать серьезным конкурентом для национального перевозчика МАУ. Подробности - в материале РБК-Украина.

Правда или ложь

Турецкий бюджетный авиаперевозчик Pegasus Airlines подал документы в Государственную авиационную службу для регистрации в качестве украинской авиакомпании. Об этом вчера, 7 июня, Громадському сообщил заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань. В сообщении не указывались возможные даты и направления рейсов.

Правда, через несколько часов Министерство инфраструктуры опубликовало опровержение данного сообщения. "Министерство инфраструктуры опровергает информацию, которая вчера появилась в ряде СМИ со ссылкой на заместителя министра по вопросам европейской интеграции Виктора Довганя по расширению присутствия авиакомпании Pegasus Airlines в Украине. Подчеркиваем, что соответствующей новости на официальном сайте Министерства инфраструктуры не было", - говорится в сообщении. А вслед за ним и сам Довгань на своей странице в Facebook опубликовал опровержение ведомства и назвал ситуацию с Pegasus "чувствительной".

Давайте зайде перший лоукост, а потім решта. Насправді питання Pegasus є sensitive, з огляду на переговори та комерційну таємницю.

Опубліковано Viktor Dovhan 7 червня 2017 р.

Вместе с тем, в сообщении ведомства указало, что "министерство действительно ведет переговоры с рядом лоукост-авиакомпаний, но называть формат сотрудничества и другую более подробную информацию до завершения переговоров некорректно. Во время встреч представителей иностранных авиакомпаний с руководством министерства обсуждаются различные форматы работы авиакомпаний в Украине, в частности, и открытие дочерних предприятий. Однако формат работы таких авиакомпаний находится в стадии обсуждения".

Однако источник РБК-Украина на авиационном рынке, знакомый с ситуацией, подтвердил РБК-Украина, что Pegasus Airlines изучает возможность открытия дочерней авиакомпании в стране. "В компании оценивают украинский рынок и регулирование отрасли", - заявил он изданию, отказавшись раскрыть подробности.

Напомним, в мае в интервью РБК-Украина министр инфраструктуры Владимир Омелян выразил надежду, "что в этом году у нас будет создана еще одна авиакомпания, которая будет достойным конкурентом МАУ. И мы будем иметь то, что когда-то уже у нас было, а именно: конкуренцию между двумя национальными авиаперевозчиками - МАУ и "АэроСвитом"". При этом, министр отказался сообщить, о какой именно авиакомпании идет речь, сославшись на конфиденциальность переговоров.

Недавно в эфире "5 канала" Владимир Омелян снова вернулся к этой теме и заявил, что в этом году должна быть зарегистрирована украинская бюджетная авиакомпания. "Это будет иностранный капитал, но 51% акций будет принадлежать украинцам, поскольку это является предпосылкой для того, чтобы компания имела право выполнять рейсы внутри Украины. Переговоры идут успешно. Я надеюсь, что у нас есть все шансы для того, чтобы юридически компания была зарегистрирована уже в этом году, возможно, начались перелеты по Украине и за пределы", - сказал он. По его словам, ориентировочная стоимость билета на внутренние рейсы может составлять 500-1000 гривен.

Турецкая авиакомпания Pegasus Airlines, которая позиционирует себя как лоукостер, создана в 1990 году в качестве совместного предприятия компаний Aer Lingus, Silkar Investments и Net Holding. В 2005 году ее приобрела компания ESAS Holding. В 2013 году авиакомпания вышла на Стамбульскую фондовую биржу с 34,5% своих акций. Авиакомпания выполняет полеты по 33 внутритурецким маршрутам и 70 - международным. Всего авиаперевозчик летает в 41 страну мира.

Флот Pegasus Airlines насчитывает в общем 77 воздушных судов, из которых 66 принадлежит непосредственно Pegasus. Кроме того, 8 самолетов другой турецкой авиакомпании - Izair - выполняют полеты для Pegasus Airlines. И еще 3 борта летают в авиакомпании Air Manas (Кыргызстан), где Pegasus Airlines принадлежит 49% акций.

Сегодня в Pegasus Airlines на запрос РБК-Украина не ответили.

Расширяя горизонты

Pegasus Airlines - не новичок на украинском рынке. Авиакомпания уже несколько лет выполняет полеты из Турции в Украину. В частности, она летает из Львова, Харькова и Запорожья в Стамбул, а также из Киева в Анкару.

Эксперт авиарынка Сергей Хижняк предполагает, что Pegasus Airlines, создавая дочернюю авиакомпанию в Украине, преследует три цели. "Во-первых, "дочка" сможет пользоваться всеми правами как любая другая украинская авиакомпания. Это позволит перевозчику летать по украинским квотам в Турцию по регулярным маршрутам, - рассказывает он. - Во-вторых, "дочка" Pegasus Airlines сможет выполнять чартерные рейсы на турецкие курорты. Сейчас перевозить украинских туристов чартерами в Турцию имеют право только украинские авиакомпании. Сейчас этот сегмент украинского рынка примерно в 1 млн пассажиров закрыт для турецких авиаперевозчиков".

По мнению Сергея Хижняка, третьей целью является то, что под брендом Pegasus Ukraine сможет выполнять регулярные рейсы в другие страны. "Сейчас турецкая авиакомпания де-юре не имеет права выполнять рейсы из нашей страны в любые другие, кроме Турции", - рассказал Сергей Хижняк.

Впрочем, эксперты отрасли считают, что если Pegasus Ukraine и удастся закрепиться в статусе национальной авиакомпании, то она в ближайшие годы не сможет конкурировать с нынешним лидером рынка - "Международными авиалиниями Украины" (МАУ).

Так, исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко считает, что для создания новой национальной авиакомпании нет никаких серьезных преград. "Необходимо только желание и деньги собственников. Но, чтобы новая авиакомпания встала вровень с МАУ, у которой уже 42 самолета, потребуются многомиллионные инвестиции, - говорит он. - Лично я не вижу коммерческого интереса для создания подобной компании. Очень сомневаюсь, что подобная авиакомпания будет создана в ближайшие годы. Только, если у кого-то будет большое желание выбросить на ветер несколько сотен миллионов собственных финансовых средств. Не думаю, что такие найдутся".

Подобное мнение разделяет и эксперт авиарынка Андрей Ярмак. Он предполагает, что дочерней авиакомпании Pegasus Airlines, в случае выхода на украинский рынок, будет сложно стать полноценным конкурентом МАУ. "Можно начать выполнять полеты внутри Украины, завоевать долю рынка, создавая конкуренцию МАУ и другим украинским перевозчикам на этих маршрутах. Но есть ли в этом смысл, когда авиакомпании заявляют о нерентабельности таких рейсов?! - задается вопросом эксперт. - С другой стороны, назначения на большинство международных маршрутов уже распределены, особенно на которых действуют ограничения по межправительственным соглашениям. Потому новому перевозчику останется концентрироваться на маршрутах, где нет ограничений, либо инвестировать в развитие новых и неизведанных направлений и создание пассажиропотока. Это нельзя назвать полноценной конкуренцией, а, скорее, нишевым бизнесом".