Следствие уводят: ГПУ пытается через изменения в Конституцию сохранить за собой функцию расследования
В Генеральной прокуратуре разработали проект изменений в Конституцию, которым предлагается переподчинить Государственное бюро расследований (ГБР) Генпрокуратуре, в результате сохранив в ее ведении функцию досудебного расследования. Таким образом, по мнению экспертов, следователи прокуратуры пытаются сформировать законодательные лазейки, чтобы удержаться на своих должностях. Впрочем, депутаты коалиции обещают, что прокурорская инициатива не найдет поддержки в сессионном зале.
Проектом изменений в Конституцию, который оказался в распоряжении РБК-Украина, предлагается внести изменения в статью 121 Основного закона. Этим отдельным проектом Генпрокуратура предлагает изменить принятый Верховной Радой закон о Государственном бюро расследований, который ожидает подписи президента Петра Порошенко.
При этом в документе "Концептуальные положения об организации и деятельности ГБР", который прилагается к проекту изменений в Конституцию, говорится, что за Генпрокуратурой следует сохранить функцию досудебного расследования.
"Прекращение осуществления прокуратурой расследования сложных резонансных преступлений (в частности, против участников Революции Достоинства), с последующей передачей производств в новосозданный орган, приведет к существенному затягиванию следствия, возможной утрате доказательств. Новым следователям понадобится не только большой опыт, но и значительное время для изучения уголовных производств, которые по своей сложности и объемам информации не имеют аналогов в стране", - говорится в документе.
Также Генпрокуратура приводит в пример Национальное антикоррупционного бюро, с момента создания которого прошло уже четыре месяца.
"Обнародованный Национальным бюро отчет указывает на несформированность его штата (продолжаются конкурсы и спецпроверки), некоторые подразделения планируется заполнить только до февраля следующего года. После этого встанет вопрос еще и о передаче уголовных производств (из ГПУ в НАБУ, - ред.), что также может занять время", - написано в "Концептуальных положениях".
О существовании этих документов, разработанных в ГПУ, также рассказал и директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк: "Речь идет об инициативе, которая родилась в недрах Генеральной прокуратуры".
По словам Хавронюка, согласно новому законопроекту о Госбюро, следователи прокуратуры не переходят автоматически в ГБР.
"Они должны проходить через конкурс, - рассказал он РБК-Украина. - При этом лишь часть следователей ГБР могут сформировать сегодняшние следователи прокуратуры. Там установлены определенные проценты, причем, таким образом, чтобы не менее 51% новых следователей ГБР составляли люди юридической профессии".
По словам Хавронюка, эти юристы должны быть не из прокуратуры, милиции, полиции, СБУ или налоговой. В законопроекте о ГБР есть нормы, согласно которым "подразделения ГБР должны сформировать на 51% из кандидатов, которые имеют соответствующий стаж работы в области права".
"То есть, это - адвокаты, юрисконсульты, нотариусы", - уточнил Николай Хавронюк.
Причина появления подобных законодательных инициатив в том, что следователи прокуратуры пытаются удержаться на своих местах, считает эксперт.
"Поэтому и побеспокоились за свое будущее и начали думать: что же сделать? Поскольку они никогда не занимались ни конституционной, ни судебной реформой, они решили предложить вот эти изменения в Конституцию. Они пытаются, в том числе, и через изменения в Основной закон, вернуть непосредственно в тело Конституции право прокуратуры на досудебное расследование. А ГБР создать органом при генпрокуроре рядом с такими специфическими должностями, как специализированный антикоррупционный прокурор, военный прокурор", - подытожил Николай Хавронюк.
Один из авторов закона о Госбюро, нардеп Виктор Чумак ("Блок Петра Порошенко"), крайне удивился такой инициативе ГПУ и назвал проект неконституционным. Ведь ГБР создавалось, в том числе, и для того, чтобы забрать у ГПУ функцию досудебного расследования.
"Эта инициатива противоречит Конституции. То, что я увидел (проект, - ред.), меня поразило до глубины души. Это возвращение к старым нормам. Создавая ГБР, мы исполнили норму Конституции о том, чтобы забрать у ГПУ функцию досудебного расследования, - пояснил РБК-Украина Виктор Чумак. - Я не знаю, откуда растут ноги у этого закона, но он не имеет права даже на обсуждение. И если он вдруг появится в парламенте, естественно, мы будем кричать, что он неконституционный и его нельзя принимать".
В профильный парламентский комитет Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности соответствующий проект изменений в Конституцию пока не поступал.
В самой ГПУ предполагают, что в предлагаемом законопроекте отражено лишь мнение отдельных представителей Генпрокуратуры по данному вопросу.
"ГПУ - не субъект законодательной инициативы. По наработке профильных законопроектов мы можем работать лишь совместно с народными депутатами. По имеющейся у меня на данный момент информации, совместную работу по озвученному вами законопроекту с народными депутатами мы не вели", - рассказал РБК-Украина помощник генерального прокурора Владислав Куценко.
Напомним, закон о Госбюро расследований во втором чтении Верховная рада приняла 12 ноября. Согласно документу, ГБР - это центральный орган исполнительной власти, который будет расследовать преступления сотрудников НАБУ и Специальной антикоррупционной прокуратуры; преступления, за которые предусмотрено пожизненное заключение, а также заниматься предотвращением оргпреступности, противодействием террористическим и другим особо тяжким насильственным преступлениям.
Также ГБР будет расследовать дела в отношении президента, спикера ВР и его заместителей, нардепов, премьера, министров, судей генпрокурора и его заместителей.
Полноценно новое ведомство должно заработать с марта. К этому времени все уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников, судей, прокуроров и нардепов, которые расследует ГПУ, должны передать в ГБР.