Кабинет министров нашел способ, как за 5 лет добиться ежегодной экономии в 5 млрд гривен бюджетных средств, сократить потребление газа на 1,5 млрд кубометров и снизить финансовую нагрузку на население, связанную с повышением коммунальных тарифов. Решением этих проблем может стать создание национального фонда энергоэффективности, через который будут финансироваться энергосберегающие проекты, прежде всего, в жилищном секторе. В нем ежегодные потери тепла доходят до 60%, а это обходится стране в 3 млрд долларов. Помимо госбюджета, чиновники рассматривают несколько источников наполнения фонда. Но львиную долю средств планируется привлечь у иностранных доноров и МФО. Последние хоть и одобряют инициативы Кабмина, но раздавать финансовые обещания не спешат.
Кабинет министров нашел способ, как за 5 лет добиться ежегодной экономии в 5 млрд гривен бюджетных средств, сократить потребление газа на 1,5 млрд кубометров и снизить финансовую нагрузку на население, связанную с повышением коммунальных тарифов. Решением этих проблем может стать создание национального фонда энергоэффективности, через который будут финансироваться энергосберегающие проекты, прежде всего, в жилищном секторе. В нем ежегодные потери тепла доходят до 60%, а это обходится стране в 3 млрд долларов. Помимо госбюджета, чиновники рассматривают несколько источников наполнения фонда. Но львиную долю средств планируется привлечь у иностранных доноров и международных финансовых организаций (МФО). Последние хоть и одобряют инициативы Кабмина, но раздавать финансовые обещания не спешат.
"Повышение тарифов значительно подрывает способность населения оплачивать услуги ЖКХ и увеличивает расходы госбюджета на финансирование субсидий и льгот", - объясняет Минрегион правительству в своем "Политическом предложении ", которым дополнен текст концепции создания фонда энергоэффективности (копией располагает РБК-Украина).
Однако речь о снижении стоимости коммунальных услуг не идет. Решать эти проблемы в Кабмине планируют по-другому и комплексно, - значительно снизив уровень потребления энергоресурсов населением.
В Минрегионе посчитали, что в жилищном секторе Украины ежегодные потери тепла составляют 60%, что эквивалентно 3 млрд долларов (более 74 млрд гривен). Эта разница покрывается за счет средств потребителей коммунальных услуг и госбюджета. При этом значительные энергопотери приходятся именно на многоквартирные дома – они составляют более 98% всего жилфонда страны и потребляют 58% природного газа и почти 34% энергии в целом.
"Большинство семей, особенно проживающих в многоквартирных домах, не имеют стимулов сокращать потребление и средств для инвестиций в энергоэффективность", - говорится в "Политическом предложении".
Поэтому правительство, руководствуясь опытом стран ЕС, намерено уже в 2017 году создать национальный фонд энергоэффективности, для "бесперебойного и стабильного финансирования " энергосберегающих проектов в жилищном фонде. С такой задачей, по мнению чиновников, не справляются ограниченные в ресурсах государственный и местные бюджеты. Концепцию о создании такого фонда Кабмин утвердил на заседании 13 июля.
Фонд обеспечит реализацию и финансирование целого ряда программ по энергосбережению. Предполагается, что через эту структуру объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) смогут привлечь кредиты для установки индивидуальных тепловых пунктов и систем учета, замены труб, окон и входных дверей, радиаторов, термоизоляции фасадов, крыш и подвалов в многоэтажных домах, а индивидуальные домохозяйства получат возможность, помимо прочего, заменить газовые котлы на более эффективные.
Для того, чтобы получить средства фонда украинцам необходимо будет осуществить 6 шагов. Сначала с помощью специальной онлайн-платформы выбрать независимого энергоаудитора, и получить необходимую техническую документацию. Затем через ту же интернет-платформу подать заявку в фонд, который предоставит клиенту перечень строительных компаний и банков. Выбрав банк, участники программы получат автоматический расчет кредитных продуктов, а строительная компания после утверждения проекта - первый платеж. Когда работы будут выполнены, клиент подписывает финальный отчет строительной компании, и последняя сама будет направлять его в фонд.
Источник: Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ
Погашать кредит украинцы смогут не сразу, а "после определенного льготного периода, когда фактическая экономия от проекта уже достигнута". Именно в этом Кабмин видит одно из ключевых преимуществ в работе фонда энергоэффективности по сравнению с действующей правительственной госпрограммой предоставления так называемых "теплых" кредитов.
Эта программа реализуется Госэнергоэффективности с 2015 года и предполагает частичное возмещение тела кредита государством (от 20 до 70% в зависимости от реализуемого проекта), который ОСМД или домохозяйства привлекают на термомодернизацию домов и покупку котлов.
"Из-за высокой процентной ставки (25-30%) и стоимости строительно-монтажных работ, такая финансовая поддержка населения не обеспечивает рост объема инвестиций домохозяйств в энергоэффективность", - отмечает Минрегион в своих предложениях правительству.
Кроме того, из-за нехватки бюджетных средств в начале июля госпрограмму частично пришлось приостановить. Хотя, по данным Госэнергоэффективности, спрос на привлечение "теплых" кредитов у населения есть. За время действия программы ими воспользовались около 140 тыс. украинских семей, которые привлекли займов на сумму около 2 млрд гривен.
Но отказываться от реализации уже действующей госпрограммы полностью чиновники не планируют. "Фонд будет одновременно и параллельно вести несколько пакетов программ. Это не противоречит международной практике, например, в Польше действуют семь программ энергоэффективности", - уточняется в документе.
Да и одна программа не в состоянии обеспечить термомодернизацию жилфонда страны. По расчетам Минрегиона, на эти цели необходимо более 830 млрд гривен, а на финансирование механизма "теплых" кредитов в госбюджете-2016 предусмотрено менее 1 млн гривен.
Привлечь многомиллиардные суммы для наполнения фонда чиновники планируют из нескольких источников. Часть затрат на его финансирование и содержание предлагается закладывать ежегодно в статьи расходов госбюджета.
Пополнять казну фонда Кабмин намерен и за счет частичной монетизации субсидий на оплату услуг ЖКХ. Для этого чиновникам предстоит разработать механизм, который позволит украинцам получать часть жилищных субсидий "в деньгах" и тратить их на реализацию энергоэффективных проектов.
Сейчас в Украине около 5 млн семей, имеющих право на получение субсидии. Государство выделило на эти цели 35 млрд гривен, впоследствии увеличив эту сумму до 40 млрд гривен. Однако за 5 месяцев 2016 года, по данным Госстата, субсидию получили 2,3 млн граждан.
При этом механизм начисления льготы не предполагает получение субсидии "на руки". После того, как потребитель оплачивает свою часть счета за коммунальные услуги, государство возмещает остальное предприятиям-поставщикам услуг.
Поэтому, по мнению правительства, категория граждан, получающих субсидии, "менее мотивирована снижать потребление энергоресурсов и имеет ограниченные возможности инвестировать в термомодернизацию собственного жилья".
При этом выплата жилищно-коммунальных субсидий – это еще и серьезная нагрузка на бюджет. В Минрегионе прогнозируют, что в 2017 году на эти выплаты придется потратить до 80 млрд гривен.
Но чиновники рассчитывают, что эта сумма может быть значительно меньше, если государству удастся существенно снизить энергопотери в жилищном секторе и сократить уровень энергопотребления. Тогда, финансировать энергосберегающие проекты через фонд можно по принципу "револьверности", выделяя на эти цели средства, "сэкономленные в результате проведения энергоэффективных мероприятий, в том числе, и субсидий".
Основную долю средств в правительстве все же надеются привлечь от международных финансовых и донорских организаций, а также инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.
Несмотря на то, что пока создана лишь концепция фонда, и Кабмину еще только предстоит разработать законопроект, регулирующий его деятельность, чиновники уже поспешили сделать многообещающие заявления.
В конце июня премьер-министр Владимир Гройсман заверил журналистов, что "страны ЕС выразили готовность поддержать проекты Украины, направленные на повышение энергоэффективности государства". "Рассчитываю, что в следующем году будет не меньше 20 млрд гривен на финансирование фонда", - заявил тогда глава правительства.
Более серьезные суммы пообещал и вице-премьер-министр регионального развития Геннадий Зубко. По его словам, участие в создании национального фонда энергоэффективности будет принимать правительство Германии. "Германия уже сейчас имеет в программе поддержки создания фонда 25 млн евро, также готова оказать техническую экспертную помощь по подготовке стандартов, которые будут внедрены при работе фонда", - ранее заявлял Зубко.
Напомним, ровно год назад вице-премьер говорил о том, что немецкое правительство предложило Украине 200 млн евро для наполнения Фонда энергоэффективности. В прошлую среду, 13 июля, на заседании Кабмина Геннадий Зубко воздержался от упоминания конкретных цифр, заверив министров в том, что "сейчас ведутся переговоры с МФО и другими международными партнерами".
Украинцам и иностранным донорам Кабмин обещает грандиозные результаты от работы фонда энергоэффективности. К 2021 году реализация энергоэффективных проектов позволит снизить ежегодное потребление природного газа в стране на 1,5 млрд кубометров, экономить по 5 млрд гривен госбюджетных средств в год на выплатах жилищных субсидий, создать рынок энергоаудита и энергосервисных компаний.
Кроме того, правительство обещает потенциальным донорам полную прозрачность, контроль за расходованием средств, а также отсутствие политического давления на фонд. "Работа фонда будет строиться по принципу корпоративного управления. В его набсовет войдут представители МФО, международные партнеры и чиновники. Это позволит нам сформировать доверие и доноров, и граждан к новой структуре", - заверил Геннадий Зубко.
Представители МФО инициативу украинских чиновников поддерживают, и ведут переговоры об их участии в фонде, но пока относятся к концепции Кабмина настороженно.
"Переговоры мы ведем. Но пока рано говорить о каком-либо конкретном участии. Необходимо четче понимать структуру работы фонда", - сообщил РБК-Украина старший советник по внешним связям киевского офиса ЕБРР Антон Усов.
"Мы за любые инициативы, которые направлены на улучшение показателей энергоэффективности, - отметила руководитель программы IQ Enegry Оксана Булгакова. - Но необходимо сформировать доверие граждан к работе такого фонда. Помимо информационных разъяснительных кампаний, должны быть простые и понятные людям механизмы финансирования энергосберегающих проектов, с которыми будет работать фонд".
Подтвердили свою заинтересованность в создании национального фонда энергоэффективности и в IFC. "Мы полностью поддерживаем создание такого фонда и активно взаимодействовали с рабочей группой, которая занималась разработкой его концепции", - рассказала РБК-Украина руководитель проекта IFC "Энергоэффективность в жилищном секторе Украины" София Линн.
По ее словам, создание такого фонда прописано в Евродирективах Третьего энергопакета, положения которого необходимо будет имплементировать Украине. "Но может возникнуть нюанс по поводу того, как эта программа будет наполняться, какой будет механизм работы с международными организациями, а также успешность этого проекта не предполагает излишней чиновничьей бюрократии".
О подобных рисках говорят и в Минрегионе. Согласно "Политическим предложениям" ведомства, причинами провала реализации концепции могут стать "несвоевременное принятие политических решений и законодательства", "отсутствие комплексного сопроводительного пакета нормативных актов", "недостаточное финансирование фонда".
Впрочем, представители МФО видят и другие риски. "В целом идея отличная. Но вопрос в том, как это будет внедряться в жизнь. МФО – это не благотворительные организации, и нас будет интересовать четкий, понятный и прозрачный механизм возврата вложенных нами средств. К сожалению, государство зачастую рассчитывает на нашу донорскую безвозмездную помощь, или берет деньги и потом просит реструктуризацию. В таком сотрудничестве мы не заинтересованы", - сообщил на правах анонимности один из топ-менеджеров международного банка, работающего в Украине.
Собеседник РБК-Украина также усомнился, что Минрегиону уже удалось достичь конкретных договоренностей по финансовому наполнению фонда: "Чиновники называют разные цифры. Но МФО и коммерческие иностранные банки не будут давать деньги, если до конца непонятно, как они будут использоваться и возвращаться. Не думаю, что фонд сможет быстро запуститься и начать полноценную работу. К нему иностранные партнеры будут присматриваться".
Но есть еще несколько "подводных камней" в реализации правительственной идеи. Во-первых, фонд сможет эффективно работать лишь тогда, когда в стране будет обеспечен 100% коммерческий учет энергоресурсов. Тогда, в результате реализации энергосберегающих проектов, потребитель сможет просчитать полученную экономию и энергии, и собственных средств. Но, согласно данным Минрегиона, в планах на 2016 год обеспечить 80% подомовых приборов учета тепла. В прошлом году удалось обеспечить счетчиками около 51% жилфонда.
Во-вторых, необходимо будет принять закон "Об энергетической эффективности зданий" для того, чтобы провести энергетический аудит и паспортизацию техсостояния жилфонда. Этот закон украинский парламент не может принять с 2012 года.
В-третьих, уже на этапе концепции заложена сложная структура финансирования фонда. "Инициатива положительная, но нужна конкретика. Как будет проходить процесс частичной монетизации субсидий? Как работа фонда будет пересекаться с полномочиями Госэнергоэффективности? И зачем при наличии этой госструктуры мы генерируем новые?", - задается вопросами директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
Если верить Владимиру Гройсману, то ответить на них правительство сможет уже в конце октября. Именно тогда Кабмин планирует направить на рассмотрение парламента проект закона "О фонде энергоэффективности".