Он сказал "поехали": что ждет Славомира Новака на посту главы Укравтодора
Кабинет министров назначил поляка - Славомира Новака - и.о. председателя Укравтодора. Бывшему министру транспорта, строительства и водного транспорта соседнего государства придется решить множество проблем, копившиеся в Укравтодоре много лет. Сейчас легче сказать, за что не будет отвечать Новак, поскольку перед ним поставили огромное количество задач - от разработки правил строительства до проработки новых транзитных маршрутов, выработки правил для грузового транспорта и реформы самого Укравтодора.
Время пришло
19 октября Кабинет Министров утвердил Славомира Новака на посту исполняющего обязанности председателя Государственного агентства автомобильных дорог Украины (Укравтодор). Евгений Барах, который с начала лета управлял госагентством в статусе временно исполняющего обязанности председателя, возвращается в свой предыдущий статус первого заместителя. Славомир Новак в 2011-2013 годах занимал должность министра транспорта, строительства и водного транспорта Польши. И сейчас является собственником двух компаний Aspis Consulting и Europe Partners Ltd.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава говорит, что самым важным достижением Славомира Новака по время его руководства польским министерством транспорта было обеспечение стабильности финансирования инфраструктурных проектов за средства Евросоюза и международных кредитных организаций, а также значительное снижение аварийности на дорогах Польши.
"До этого Польша имела большие проблемы с освоением средств на эти проекты. Деньги выделялись, но у политиков и чиновников не хватало компетенции и организационных способностей их эффективно осваивать. При Славомире Новаке ситуация изменилась - деньги пошли и на автомобильные дороги, и на железную дорогу, - говорит Кава. - В частности, была построена новая скоростная автострада Варшава-Берлин и другие дороги, которые стали современными автобанами, а также запущена программа строительства объездных дорог вокруг городов. Кроме того, в дорожную сферу пришло много компаний с мировым именем и опытом".
Славомир Новак покинул министерское кресло после того, как разгорелся скандал по поводу его дорогих швейцарских часов, которые он не указал в декларации. На руке министра журналисты увидели Maxi Marine Chronometer швейцарськой фирмы Ulysse Nardin, стоимостью более 5 тысяч долларов. За недекларирование дорогого аксессуара Новак мог получить до трех лет тюрьмы, но в итоге все закончилось штрафом на ту же сумму.
По данным источника РБК-Украина на транспортном рынке, кандидатура Славомира Новака продвигалась на должность руководителя Укравтодора в течение последних трех месяцев, однако назначение не происходило из-за сложности с получением им гражданства Украины. По имеющейся информации, в украинское гражданство Новак вступил около двух недель назад.
Роман Бондарь, партнер консалтинговой компании Talent Advisors (помогает Министерству инфраструктуры в поиске кандидатов на топ-должности, - ред.) выдвинул свою версию того, почему назначение так долго не происходило. "Назначения новых руководителей - это подвиги, о которых редко кто знает во всей полноте. Чаще всего для того, чтобы назначить прогрессивного руководителя на сложный участок нужно потратить сотни часов на убеждение, манипуляции и дипломатическое влияние. Затянулось назначение Славомира Новака, потому что министр инфраструктуры Владимир Омелян вел “политические консультации”как это принято называть в Кабмине. Я рад, что министру удалось завершить эти консультации успешно", - говорит он.
Роман Бондарь объясняет, почему Славомира Новака сделали только и. о: "Для назначения на должность председателя Укравтодора должен был быть проведен конкурс. Это занимает около трех месяцев. Вместе с тем формат назначения и.о. дает возможность не откладывать реформы в долгий ящик. Конкурс, насколько я знаю, будет объявлен в ближайшее время". Вместе с тем источник РБК-Украина в Кабмине отмечает, что раньше начала следующего года конкурс объявлен не будет.
Задач вагон и маленькая тележка
Министр инфраструктуры Владимир Омелян, который на днях встречался с журналистами рассказал, что инициатива назначить Новака главой Укравтодора принадлежит ему. "Всего на этот пост рассматривались порядка 100 кандидатов. Я считаю Славомира Новака неангажированным человеком. У него есть большое желание реанимировать себя после скандала в Польше, доказать, что обвинения в возможной коррупции были неправдивыми. Он хочет это показать своей работой в Украине. Кроме того, он молодой человек и у него вся жизнь впереди", - говорит министр.
Укравтодору сейчас нужен новый лидер, который проведет реорганизацию и изменит принципы работы, фактически выстроит ее заново, "сделает ее эффективной и прозрачной компанией, чистой от влияния заинтересованных политиков и пасущихся там бизнесменов", считает Роман Бондарь. "Грубо говоря, министру нужен двигатель изменений изнутри, который сможет взять на себя ответственность за реализацию пакета инициатив, которые внесло министерство: подготовить компанию к изменению формата финансирования через дорожный фонд, провести децентрализацию Укравтодора, обеспечить введение платы за проезд иностранного грузового транспорта", - отмечает он.
Ведомство, которое получил Новак, похвастаться большими достижениями не может. По данным пресс-службы ведомства, в этом году было запланировано отремонтировать 1328 километров дорог (менее 1% от всех дорог общественного пользования в стране). Однако план, скорее всего, выполнен не будет - на данный момент завершены ремонтные работы только на 612 километрах. "Они велись по всей Украине на наиболее разрушенных участках", - сообщили в ведомстве.
Выступая на заседании правительства, Славомир Новак рассказал министрам, что среди поставленных им целей работы в Укравтодоре создание Государственного дорожного фонда, улучшение сотрудничества с международными финансовыми структурами, в частности, ЕБРР и Всемирным банком, и частным капиталом.
Он также намерен заняться техническим аудитом дорог, пригласить международные компании, которые вместе с украинским бизнесом будут участвовать в тендерах Украавтодора, ввести прозрачную систему сбора платы за проезд с грузового транспорта.
По словам Владимира Омеляна, одной из первоочередных задач Славомира Новака будет децентрализация Укравтодора и наведения в нем порядка. "Мы передаем вниз не только финансирование, но и полномочия. Из 170 тысяч километров дорог, которые есть на балансе государства, минимум 120 тысяч должны уйти "вниз" (финансирование местными органами власти, - ред.). Его (Славомира Новака, - ред.) функция - начать и завершить этот процесс, - говорит министр. - Новак принял польский “укравтодор” в таком состоянии, в котором сейчас находится наш - там был полностью государственный контроль, строительством занимались абсолютно неэффективные государственные компании, задолженность составляла 40 миллиардов злотых, было полное непонимание что, как и чем делать. Но этот человек смог децентрализовать его, выстроить полноценную вертикаль дорожного хозяйства снизу верх, привлечь внешние средства и запустить новые проекты, а также продать все то, что было не нужно. За счет этой продажи он покрыл все долги и построил новые дороги".
Роман Бондарь отмечает, что для МФО, которые выделяют средства на строительство дорог, важно знать, что тот, кто возглавляет Укравтодор, способен обеспечить контроль за тем сколько и куда были потрачены средства. Сильной стороной нового главы Укравтодора Александр Кава считает как раз умение привлечь финансирование для развития автомобильных дорог и знание того, по каким стандартам они должны строиться. "Грантов от ЕС мы не получим на строительство дорог, но мы можем получить выгодные кредиты от ЕБРР, Всемирного банка, ЕИБ. Можем изыскать дополнительные внутренние источники", - говорит бывший заместитель министра инфраструктуры.
Есть еще одна масштабная задача, которую придется решать новому главе Укравтодора - новые транзитные маршруты. Как рассказал Владимир Омелян, Славомиру Новаку необходимо разработать обновленную стратегию развития автомобильных путей Украины: "Мы до сих пор оперируем старым документом, который предусматривал основной транзит из России в Европу и наоборот. Сейчас же должны будем строить наши новые пути в соответствии с тем, где у нас есть и прогнозируется основной грузопоток. Важно угадать этот тренд".