ua en ru

Сергей Рыбалка: У меня такое ощущение, что страна живет по указаниям МВФ

Сергей Рыбалка: У меня такое ощущение, что страна живет по указаниям МВФ Сергей Рыбалка рассказал, при каких условиях, по его мнению, возможно восстановление доверия к банковской системе
Банковская система Украины должна, по прогнозу НБУ, к концу 2016 года пройти этап перезапуска. Кредитование начнет восстанавливаться уже с середины 2016 года. Открытым остается вопрос, при каких условиях вернется доверие населения к банкам. Глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка в интервью РБК-Украина рассказал, что предпосылок к восстановлению доверия в ближайший год он не видит.

Банковская система Украины должна, по прогнозу НБУ, к концу 2016 года пройти этап перезапуска. Кредитование начнет восстанавливаться уже с середины 2016 года. Открытым остается вопрос, при каких условиях вернется доверие населения к банкам. Глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка в интервью РБК-Украина рассказал, что предпосылок к восстановлению доверия в ближайший год он не видит.

РБК-Украина: Что, с вашей точки зрения, необходимо для восстановления доверия населения Украины к банковской системе?

Сергей Рыбалка: Прежде всего, нужна точка отсчета от НБУ. Чтобы регулятор сказал: "Все, "банкопад" окончен, мы очистили систему". А что мы видим сейчас? Валерия Гонтарева летом говорила, что в I и II группах (по размерам активов, - ред.) уже банкротств не будет, а возможны только подвижки в III и IV группах. Потом они взяли и "сложили" "Финансы и Кредит", а это после "ПриватБанка" второй по величине частный банк в Украине. Поэтому нужно, чтобы НБУ не только дал точку отсчета, когда система точно будет очищена, но еще и отвечал за свои слова.

РБК-Украина: Вы считаете, что через полгода-год ничего не изменится?

Это ответственность НБУ, который обладает всеми инструментами для прогнозирования. Регулятор должен сообщать обществу о планах реформ в отрасли, а мы, как профильный комитет, будем контролировать выполнение этих программ. Финансовый сектор очень чувствительный сегодня. Одно неверное заявление - и начинается шум. Помните, как с "ПриватБанком" было? Один намек на возможность национализации, и началась паника. Которую, кстати, кто-то целенаправленно стимулировал.

РБК-Украина: Так вы же сами после закрытого совещания комитета с главой НБУ заявляли, что национализация не исключается.

Сергей Рыбалка: Я сказал, что "ПриватБанк" будет работать в любом случае и что государство не оставит его без поддержки. Если даже собственник не выполнит план капитализации и другие требования НБУ, тогда государство сделает это за него. Я основывался на информации главы Нацбанка. По ее словам, март следующего года станет реперной точкой для "ПриватБанка".

РБК-Украина: Март 2016 года - контрольная точка выполнения требования НБУ по сокращению кредитования связанных лиц не только для "ПриватБанка", а для всей первой двадцатки...

Сергей Рыбалка: Да, для всех. Посмотрим, что будет. Я не верю Нацбанку, который неоднократно уже подводил людей.

РБК-Украина: Кроме даты окончания очистки банковской системы, что еще нужно для восстановления доверия?

Сергей Рыбалка: Чем быстрее мы разберемся с "плохими" кредитами в живых банках, тем быстрее экономика выйдет из кризиса. Для этого можно создать отдельный орган, который будет работать с такого рода задолженностями.

РБК-Украина: Как он будет это делать, если объемы таких кредитов огромные? По данным Нацбанка на октябрь, доля просроченных задолженностей по кредитам перешагнула за 20%.

Сергей Рыбалка: Такое агентство, подконтрольное НБУ, должно в каждом конкретном случае разбираться, что делать с "токсичным" активом. К примеру, выдал банк заем торговой сети, а та приказала долго жить. Это агентство работает с должником, взыскивая с него задолженность. Или продает этот кредит с большим дисконтом посредникам.

Проще говоря, нужно в один момент сказать: все оставшиеся банки полностью здоровы и могут полноценно кредитовать. Это опыт, в том числе и Южной Кореи, которая после кризиса 1997 года достаточно быстро оздоровила свою банковскую систему. Там одновременно использовались рефинансирование от регулятора и скупка государством плохих кредитов.

РБК-Украина: Где государство возьмет деньги на обеспечение работы такого агентства?

Сергей Рыбалка: А на рефинансирование оно где берет деньги? Там же колоссальные суммы. Лучше все сделать быстрее и навести порядок в банковской системе. Но НБУ не хочет этого делать. Мы эту идею уже с ними обсуждали.

РБК-Украина: Какой именно была реакция Нацбанка?

Сергей Рыбалка: Мы сейчас получаем чаще всего два варианта ответа. Или "да, хорошо, но потом", или "МВФ категорически против". Я даже не помню уже, что было в этом конкретном варианте. У меня вообще сейчас складывается ощущение, что у нас правительство и НБУ живут только по указаниям МВФ. Надо же суметь объяснить фонду, что он наш ценный партнер, но, подчеркиваю, - именно партнер, а не старший товарищ.

РБК-Украина: Какие еще можете назвать элементы восстановления доверия?

Сергей Рыбалка: Что сегодня делает Нацбанк? Стимулирует банки не возобновлять кредитование, предлагая относительно выгодные депозитные сертификаты. В результате, зачем банкам кредитовать, когда они могут зарабатывать без всяческих усилий и риска. Для стимулирования роста нужно через специальные механизмы прямо от НБУ финансировать коммерческие банки, чтобы они могли выдавать кредиты под специализированные программы для реальных секторов экономики. Эти механизмы используют разные страны.

РБК-Украина: Можете какой-то конкретный пример привести такого рода проектов?

Сергей Рыбалка: Это могут быть разные проекты. К примеру, утепление домов. В этом году на выделенные правительством деньги удешевили кредиты для 48 тысяч семей, но чтобы кардинально снизить траты энергоносителей, мы должны максимально быстро утеплить большинство домов в стране. Нужно вдесятеро больше ресурсов, нужно привлечь больше коммерческих банков и чтобы в программе участвовали отечественные производители.

Так делают во многих странах. Почему нельзя этого сделать в Украине? У нас ведь есть такие предприятия, пусть это малый и средний бизнес, но на них ведь вся Европа держится. НБУ мог бы банкирам выделить конкретно под эту программу деньги, а они уже направили бы финансирование в данный сектор экономики.

РБК-Украина: Вы можете спрогнозировать, сколько на создание системы подобной помощи может понадобиться денег и времени?

Сергей Рыбалка: Для расчетов по каждому реальному сектору экономики нужна слаженная работа НБУ, Кабинета министров и Верховной Рады. А мы сейчас ни у одной из этих сторон не видим такого желания. У нас сейчас вся работа в стране сводится к тому, чтобы проголосовать за законы, нужные для получения денег от Международного валютного фонда. Получить и торжественно проесть. Такая политика заведет нас в никуда.

РБК-Украина: Давайте представим идеальную ситуацию: такое желание появилось. Сколько все-таки может уйти времени на создание подобного механизма? Трех лет достаточно?

Сергей Рыбалка: Да, где-то так. Весь вопрос в наличии ресурсов. Мы же не можем печатать слишком много денег, даже если эмиссию грамотно направлять в реальный сектор экономики. Для человека такой срок, это, конечно, много, но для истории - нет. У нас ведь бывает, что законы и за три дня голосуются, так что все возможно.

РБК-Украина: Вы будете инициировать отставку главы НБУ?

От нашей фракции (Радикальной партии, - ред.) это постановление в Раде уже год лежит и никуда не двигается. Но это не главное - главное желание всех задействованных сторон проводить реформы. Как только будет у правительства желание, то можно за несколько лет навести в системе порядок. В НБУ, Минфин, Кабинет министров должны прийти люди, у которых будет такое желание.

РБК-Украина: Откуда эти люди возьмутся?

Я считаю, таких людей предостаточно.

Беседовала Анна Алексеева