ua en ru

Сергей Ерохин: "Неделя у студента не должна быть монотонной"

Автор: RBC.UA
Ректор Национальной академии управления (НАУ) Сергей Ерохин рассказал РБК-Украина о преимуществах частного ВУЗа перед государственным, как обеспечить 100-процентное трудоустройство выпускников и о том, как выбрать ВУЗ для заочного образования.

РБК-Украина: Что помогает Национальной академии управления успешно конкурировать с другими ВУЗами Киева и Украины? Какие основные преимущества Вы могли бы назвать?

Сергей Ерохин: Нашим конкурентом не является какой-либо ВУЗ. Это в целом система бюджетного финансирования. Так называемый госзаказ Украина унаследовала еще от Советского Союза. Но даже в СССР обеспечивалась связь бюджетного образования с рабочими местами. У нас эта связь утрачена. Отсюда и перепроизводство на отдельных участках, дефицит квалифицированной рабочей силы на других. Если учреждение финансируется за деньги налогоплательщиков, то оно должно оказывать только бесплатные услуги. В Украине это не так. А Национальная академия управления работает только со студентами-контрактниками. Таких, кстати, в нашей стране большинство - 55% студентов получают образование за свои деньги. Я как ректор должен давать качество, зримое рынку, чтобы конкурировать с бесплатным образованием.

РБК-Украина: Привлекаете ли вы лучших преподавателей, чем государственные ВУЗы?

Сергей Ерохин: Все кафедры в НАУ возглавляют доктора наук, профессора, которые входят в список лидеров по своим дисциплинам. Тут речь идет как о научных достижениях, так и о практикующих бизнесменах. И почасовая оплата у них выше, чем в государственных учебных заведениях. Я могу мотивировать преподавателей свободой творчества. Для людей науки это очень важно. Мы создаем возможности, условия, финансируем их свободное передвижение по миру. Кроме того, важно печатать, побуждать, финансировать издательскую деятельность. Могу сказать, что нам за 21 год существования Академии удалось собрать классных специалистов.

РБК-Украина: Если сравнивать среднюю зарплату специалистов в вашем вузе и в государственном, можно сказать, что у вас зарплата выше?

Сергей Ерохин: Почасовая оплата выше. Для того чтобы быть университетом, у тебя должны быть не только площади, столовая и спортивный зал, не только общежитие. Ты должен еще иметь штатных преподавателей. Но штатный - не обязательно лучший. С другой стороны, когда мы приглашаем лучших преподавателей из США и Великобритании провести курс лекций, то должны платить им столько, сколько они привыкли получать.

РБК-Украина: Как часто вы приглашаете иностранных преподавателей?

Сергей Ерохин: Приглашаем постоянно. Но есть важный фактор, который приходится учитывать, - так называемые обязательные дисциплины. Для того чтобы дать образование бакалавра, нужно начитать 8600 часов. То есть определенные дисциплины и определенное количество часов, иначе не будет государственного диплома. Простор для самовыражения - это качественнее, чем другие, преподавать микроэкономику, макроэкономику, статистику... Всего 60-65 курсов. Вариативная часть - не такая широкая. Но именно в ней проявляется конкурентность. Я как ректор предпочитаю давать языки. Минимальный набор - это 4, то есть русский, украинский, английский и еще один иностранный - немецкий или французский. У нас в два раза больше часов иностранного языка, чем нужно по стандарту. И это привлекает студентов.

Дважды в году - по месяцу в каждом семестре - мы приглашаем участников проекта Kiev International School of Analytics к ведению лекций и мастер-классов. В проекте участвуют до 20 стран. В рамках этой школы приезжают профессора со своими студентами.

РБК-Украина: Для абитуриентов такая информация наверняка очень привлекательна

Сергей Ерохин: Мое кредо - неделя не должна быть монотонной. Каждую неделю у студентов должно что-то интересное происходить. Но желательно не на дискотеке, а в учебной аудитории. Стремление и амбиция нашего профессорско-преподавательского состава - давать конвертабельный современный продукт, который хочется покупать.

РБК-Украина: Кроме качественного образования, получают ли ваши студенты практические навыки? Могут ли они работать во время учебы?

Сергей Ерохин: Количество аудиторных часов намного превосходит самостоятельную работу. В нашей системе образования так сложилось исторически. Вы же не слышали, чтобы в полночь университетские библиотеки были переполнены? А в Британии так и происходит. Родители наших студентов тоже считают, что ребенок должен учиться - то есть сидеть на парах, а не самостоятельно в библиотеке. Наше расписание вывешено на сайте, тут нет никаких тайн. Прозрачность процесса - это тоже плюс к нашей конкурентности.

Что касается работы, то индивидуальный план студенты стационара могут получить на 4-ом и 5-ом курсах. Мы даем такую возможность студентам а) успевающим и б) работающим по специальности. Потому что моя цель как профессора - чтобы студент мог свой индивидуальный план выполнить.
Через организацию практики мы тоже решаем эти вопросы. Практика для юристов, экономистов и компьютерщиков проходит на десятках разных предприятий.

РБК-Украина: Вы отслеживаете трудоустройство выпускников?

Сергей Ерохин: Конечно. В течение полугода после окончания Академии практически все устраиваются по специальности. Случаев переквалификации почти нет. Понимаете, тысяча родителей умнее, чем один я. Если семья финансирует обучение своего отпрыска по той или иной специальности, то они делают это по своим причинам, расчетам, связям, может быть. Семья выступает как инвестор. Это более ответственная форма выбора, чем бюджетное распределение.

РБК-Украина: В разгар вступительной кампании заочников хотелось бы узнать о перспективах этого направления. Или заочное обучение сейчас полностью трансформируется в дистанционное?

Сергей Ерохин: Заочное образование присутствует во всем мире до сих пор. Но заочное и дистантное - это звенья одной цепи. Даже я, "советский" доцент, общаюсь со своими дипломниками по Интернету. Лекции также могу удаленно читать. Дистантное образование предполагает более самостоятельную работу, чем заочное. Потому что работодатель может отпускать своего сотрудника на месяц на сессию, а для написания дипломной работы законодательно выделено 4 месяца. И многие этим пользуются, особенно те, кто находятся на государственной службе. Но для того чтобы быть успешным, студенту нужно постоянно заниматься, контактировать с учебными материалами и преподавателями. Мы и на стационаре практикуем модель индивидуальной работы со студентом, а на заочном отделении студент нуждается в еще большем индивидуальном сопровождении. В индивидуальном учебном плане. У нас работают очень сильные тьюторы, которые напоминают, помогают, стимулируют студентов работать самостоятельно.

РБК-Украина: То есть у каждого заочника индивидуальный учебный план?

Сергей Ерохин: Не будем забывать об обязательном государственном стандарте. Индивидуальный план присутствует обязательно в вариативной части. Экономисту мы можем предложить углубленно изучать иностранный язык или хозяйственное право. По информационным технологиям - мы можем предложить либо офисные пакеты, либо профессиональные курсы для программистов. Но тьютор помогает обеспечить и базовые курсы. Они доступны для индивидуальных консультаций. Приходи лично или задавай вопросы по Интернету. Мой опыт показывает, что в почту больше всего вопросов сыпется с двух до четырех (часов) утра.

РБК-Украина: Можете обрисовать портрет заочника? Кому в первую очередь нужно заочное образование?

Сергей Ерохин: Заочное образование нужно тем, кто в силу каких-то причин - семейных, финансовых, производственных - раньше не мог заняться образованием. Но половина наших студентов на заочном отделении - это те, кто получает второе высшее образование. Второй диплом можно получить за три года. Я имею в виду полную переквалификацию. Потому что высшее образование - не просто навыки, это структура мышления, включающая в себя навыки и компетенции.

РБК-Украина: Мотивация студентов на втором ВО сильно отличается?

Сергей Ерохин: Второе высшее образование нужно тем, кто уже работает по специальности. Для продолжения карьерного роста. Кто-то, например, с техническим образованием попал работать в банк. Для продвижения нужен диплом магистра финансов или банковского дела. Или люди, которые с первым образованием ошиблись. То есть бесплатно отучились на преподавателя младших классов, потому что была возможность поступить, давали общежитие и т.д. А потом выяснилось, что человеку эта деятельность не нравится, или работу найти сложно. Тогда он выбирает себе вторую профессию. Так что если бы все студенты так же относились к учебе, как эта категория, было бы хорошо.

РБК-Украина: Что бы посоветовали будущим заочникам? На что обращать внимание при выборе ВУЗа?

Сергей Ерохин: Во-первых, для заочника очень важно ресурсное обеспечение. Студент должен быть в хорошем смысле "завален" методичками и учебниками. Чтобы не было необходимости покупать специальную литературу. Во-вторых, важно ощущать постоянную связь с ВУЗом. А не жить "от сессии до сессии". Потому что программа предусматривает 12 предметов в семестр. Профессора нашей кафедры как раз и способны дать необходимую методическую поддержку. В-третьих, вопрос коррупции, который не чужд Украине в целом и системе отечественного высшего образования в частности. Мы очень жестко контролируем честность учебного процесса. Никакого "педагогического рекета" у нас нет и не будет. И многие заочники находят этот факт очень привлекательным. Далее - относительно невысокая стоимость образования. 700 грн в месяц для работающего человека - вполне доступная цена за качественный образовательный продукт. И немаловажным является статус университета, его престиж.

Выпускникам НАУ не стыдно сказать, что они заканчивали наш ВУЗ. Диплом НАУ им не мешает трудоустроиться, а наоборот - помогает как в Украине, так и за границей. Потому что мы последовательно и настойчиво выстраиваем имидж университета и соответствуем самым высоким стандартам качества.

Беседовал Виталий Рабинович