Сделано вручную: как заработать на рукоделии в интернете

Сделано вручную: как заработать на рукоделии в интернете
В Украине растет количество людей, желающих продавать hand made товары через интернет
​​​​​​​В Украине набралась "критическая масса" людей, которые делают что-то своими руками и хотели бы продавать это через интернет. РБК-Украина разобралось, как с помощью новых технологий и сервисов превратить хендмейд в деньги

В Украине набралась "критическая масса" людей, которые делают что-то своими руками и хотели бы продавать это через интернет. РБК-Украина разобралось, как с помощью новых технологий и сервисов превратить хендмейд в деньги.

Художники, дизайнеры, мастера разных направлений со всего мира уже научились продавать свои творения через интернет. Самый большой в мире маркетплейс товаров ручной работы - Etsy.com - насчитывает более 35 млн товаров - от одежды и аксессуаров до декора и мебели. Количество активных продавцов Etsy - 1,6 млн, а активных покупателей - 24 млн. Годовой объем продаж через маркетплейс в 2015 году составил порядка 2,39 млрд долларов.


Сам Etsy зарабатывает на регистрационных взносах, которые платят продавцы при регистрации - это 0,2 доллара за каждую размещенную единицу товара. Кроме того, пользователь отдает маркетплейсу 3,5% заработка от каждой состоявшейся сделки и по желанию может заказать дополнительные услуги - рекламу и продвижение своих товаров, обработку платежей, купить этикетки для маркировки груза. "Вам достаточно 0,2 доллара и воображения, чтобы начать глобальный бизнес", - говорится на сайте Etsy.

Наши в Голливуде

Вести свой бизнес с помощью Etsy пытаются и украинцы. Например, киевлянка Олена Мисник с помощью Etsy продала более 10 тыс. закладок для книжек собственного изготовления. Благодаря этому сервису ее бренд MyBookmark получил известность за пределами Украины. Но этот пример, скорее, исключение.

Международные интернет-сервисы не адаптированы для Украины, поэтому работают с ними только самые "продвинутые" украинцы. Как минимум, те, кто знает английский язык. "Английский - это первая проблема. Ключевые слова и правильные, с точки зрения поиска, описания играют важную роль", - рассказала РБК-Украина Александра Тильдас из Харькова, которая на Etsy продает аксессуары и украшения собственного изготовления.

Etsy известен во всем мире, значит, шансы найти клиентов там высокие. Но и конкуренция огромная. "Непросто сделать так, чтобы тебя увидели на Etsy. Успешные магазины тратят массу времени и сил, чтобы их товары были вверху поиска", - добавляет Тильдас.

Она также рассказала, что раньше украинские мастера размещали свои товары на российском сайте "Ярмарка мастеров". Но с началом войны на востоке Украины многие отказались от такого сотрудничества по принципиальным соображениям. По данным самой "Ярмарки мастеров", в ее базе находится 2 млн оригинальных товаров, а ежемесячная аудитория составляет порядка 7 млн человек из России, Украины, Беларуси, Казахстана.

В Украине крупнейшей интернет-площадкой для продажи хендмейда является "Скриня". На сайте представлено больше 100 тыс работ от 22 тыс мастеров. Каждый месяц этот сайт посещает 300 тыс. человек и они просматривают около 3 млн страниц с товарами. Есть и сайты поменьше. Например, "Золоті руки", где собрано 36 тыс авторских работ на сумму 14 млн гривен и зарегистрировано 4,6 тыс мастеров.

Facebook как витрина

Соосновательница интернет-магазина аксессуаров ручной работы LeDetail Юлия Подобед рассказывает, что "Скриня" и "Золоті руки" помогают наладить контакт с оффлан-продавцами и оптовыми покупателями.

Но большинство интернет-продаж напрямую или косвенно обеспечивается благодаря социальным сетям. "Покупатели видят товар в соцсетях, наши объявления по продаже на olx, других онлайн-площадках, и после этого переходят на сайт. При этом им необходим удобный сайт с актуальными ценами и ассортиментом, где можно оформить заказ", - уточнила Подобед.

Если говорить о каналах продаж в целом, то лишь 25% продаж LeDetail происходит через интернет.  В большинстве случаев клиенты стремятся пообщаться с мастером или производителем лично, увидеть продукт перед покупкой и часто приходят по рекомендациям своих друзей. "Для таких небольших производителей, как мы, оффлайн выгоднее с точки зрения расхода времени, потраченного на продажу каждого аксессуара", - отметила Подобед. И добавляет: в интернете покупатель часто хочет "такое, но с перламутровыми пуговицами". "Поэтому для онлайна не видим смысла отшивать, например, маски для сна и шарфы заблаговременно. Мы следим только, чтобы все необходимые материалы были в наличии для оперативного выполнения заказа", - сообщила Юлия Подобед.

А вот для украинского бренда сумок ручной работы Zierpuppe основным каналом продаж является социальная сеть Facebook. "Сейчас это лучшая платформа", - уверена основательница бренда Анна Дупак. Но признается: необходимого для продавцов функционала соцсети все же не хватает. Например, хотелось бы, чтобы у покупателей, как и у продавцов, тоже был рейтинг с историей покупок. Так продавцы смогли бы обезопасить себя от мошенников и покупателей, которые не забирают посылки. Кроме того, в социальных сетях невозможно создать базу клиентов и делать для них рассылку.

Для покупателей социальная сеть — это тоже не всегда удобно. Начинающие продавцы хендмейда часто размещают товары без цены и только по запросу потенциального покупателя высылают стоимость в личные сообщения. Как объясняет Дупак, это делается, чтобы "прощупать почву" и цены для разных покупателей могут быть разными. Хотя сама она не одобряет такой подход.

Свободная ниша

Посчитать количество мастеров в Украине, как и объем продаж хендмейда, пока невозможно. Но сильных игроков, которые смогли бы "отъесть" существенную долю у традиционных интернет-магазинов, нет.

В компании Prom.ua надеются такого игрока создать. 19 апреля она представила маркетплейс для товаров ручной работы Crafta. "Хенд-мейд в Украине давно вышел за рамки мелочей, поэтому ему нужна полноценная платформа, где мастера смогут продвигать свой бренд, а покупатели - находить уникальные авторские вещи", - рассказал РБК-Украина руководитель проекта Александр Юрьев.

Сейчас на площадке уже представлено 6 тыс работ от 3 тыс. мастеров - это люди, которые зарегистрировались еще до официального старта. К концу года Crafta планирует набрать 20 тыс мастеров.

Пока пользователей относительно мало, плата с продавцов взиматься не будет. "Проект не рассчитан на монетизацию здесь и сейчас. Сейчас у нас нет продукта, за который не стыдно брать деньги", - отметил Юрьев. Но, если вокруг площадки удастся объединить и продавцов, и покупателей, с продаж, скорее всего, будет взиматься процент. По крайней мере, Юрьев говорит, что самой справедливой считает транзакционную модель оплаты, когда плата в пользу площадки снимается за каждую завершенную сделку. Окончательная модель монетизации еще обсуждается руководством.

Украинские мастера говорят, что, несмотря на наличие многих площадок, всерьез продажей хендмейда не занимался никто. Поэтому появление нового игрока только приветствуют. Но при этом подчеркивают: важно, чтобы он решил те задачи, с которыми не справились другие. Например, сделал удобный рубрикатор или предложил доставку товаров от разных производителей одной посылкой. Тогда найдутся и покупатели, и продавцы. Ведь, как говорит Дупак, у нас людей, которые делают что-то и хотят это продавать - миллион.

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь