Счетная палата ставит крест: государство намерено отказаться от финансирования Красного Креста
Около 200 млн гривен, направленных из госбюджета на деятельность Общества Красного Креста Украины, могли быть использованы с нарушениями. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, которые проверили работу организации за 2,5 года. Основные упреки в адрес Красного Креста - манипуляции с количеством обслуживаемых пациентов, отсутствие лицензии на медпрактику и нежелание помогать Вооруженным силам.
В Красном Кресте претензии отвергают и считают, что чиновники провели аудит непрофессионально. Пока Красный Крест пытается доказать свою правоту, организация может остаться без государственного финансирования. Подробности в материале РБК-Украина.
Исключили помощь
Счетная палата (СП) заинтересовалась эффективностью расходования государственных средств на деятельность Общества Красного Креста Украины (ОККУ) и провела аудит деятельности организации в Украине.
Интерес сотрудников Счетной палаты к работе Красного Креста возник после того, как глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец (БПП) направила в СП запрос с просьбой проверить деятельность организации.
В ходе аудита представители Счетной палаты выявили несколько пробелов в нормативно-правой базе работы ОККУ. Так, в СП указывают, что термина "медико-социальная помощь" нет в украинском законодательстве. Мало того, в Украине, согласно законодательству, медпомощь могут оказывать только профессионально подготовленные медработники, которые работают в лицензированных учреждениях здравоохранения. Или же такую помощь могут оказывать физлица-предприниматели, которые также располагают лицензией.
В Счетной палате отмечают, что в ответ на запрос ведомства в 15 облгосадминистрациях и мэрии Киева сообщили, что сотрудники общества Красного Креста Украины не работают в медучреждениях и не располагают соответствующими лицензиями. Также выяснилось, что ОККУ не входит в перечень заведений здравоохранения, утвержденных соответствующим приказом Минздрава. Также у организации нет лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.
"Как следствие, выполнение обществом функции по содействию государству в оказании медицинской помощи во время вооруженных конфликтов и в мирное время исключено", - пришли к выводу в Счетной палате.
В пресс-службе общества РБК-Украина заверили, что сотрудники Красного Креста не нарушают законодательство Украины и не обязаны иметь лицензию. Ведь их деятельность приравнена к работе патронажной службы, то есть, к работе сестер милосердия. Патронажные сестры оказывают медпомощь, уход, обслуживают одиноких и лишенных опеки нетрудоспособных пожилых граждан, инвалидов, ветеранов войны и труда, других социально незащищенных категорий населения. Такая помощь оказывается на дому, на базе центров и комнат медико-социальной помощи, больниц, хосписов и других учреждений Красного Креста.
"Медицинская помощь не обязательно должна оказываться исключительно в медучреждениях. Наши сестры милосердия оказывают медпомощь самым нуждающимся на дому, ежедневно посещая от шести до восьми подопечных, в том числе, в самых отдаленных, почти заброшенных селах, - рассказали РБК-Украина в пресс-службе Красного Креста. - Кто будет делать уколы, делать перевязки, мерить давление и приносить лекарства лежачим больным, до которых нет дела не только сотрудникам районной поликлиники, но и даже ближайшим родственникам?".
Откуда пришли
В мире движение Красного Креста и Красного Полумесяца формируется из трех составляющих - Международного Комитета Красного Креста, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и национальных обществ Красного Креста или Красного Полумесяца.
Как правило, Международный Комитет Красного Креста разворачивает свою работу в стране во время боевых действий или вооруженных конфликтов. В остальное время помощь гражданскому населению оказывают национальные общества Красного Креста.
В Украине ОККУ, в соответствии с нормами закона "Об Обществе Красного Креста Украины", в первую очередь оказывают медико-социальную помощь малоимущим гражданам во время вооруженных конфликтов, катастроф, чрезвычайных ситуаций и в мирное время.
До апреля 2014 офис Международного Комитета Красного Креста в Украине насчитывал лишь несколько человек, а сейчас их уже несколько сотен. Активную работу общество развернуло на востоке Украины с началом АТО. "Национальные общества помогают населению, как правило, в мирное время. Но поскольку мы - комитет и общества - одна семья, то стараемся помочь друг другу в своей работе. К примеру, в Украине мы сотрудничаем с украинским обществом по программе поиска пропавших лиц", - объяснила РБК-Украина пресс-секретарь Международного Комитета Красного Креста Санела Байрамбашич.
По ее словам, комитету известно об отчете Счетной палаты. "Конечно же, очень жаль, что произошла такая ситуация. Но нам сложно комментировать ее, поскольку мы работаем независимо от украинского общества Красного Креста. Насколько я знаю, сейчас проходит независимый международный аудит украинского общества, чтобы получить независимый отчет о ситуации в украинском обществе", - сказала она.
Деятельность с множеством неизвестных
По результатам аудита у Счетной палаты к деятельности Красного Креста в Украине возникло сразу несколько вопросов. В отчете ведомства говорится, что за 2014-2015 годы и в первой половине 2016 года из госбюджета было выделено 186,6 млн гривен, которые Красный Крест направил на выплату заработных плат 3,1 тысячи работников патронажной службы и службы розыска.
В среднем, по данным общества, зарплата сестер патронажной службы составляет 1500 гривен в месяц. Штатную численность этой службы определяет Красный Крест. Однако, в СП отмечают, что ведомству так и не удалось получить обоснование необходимости именно такого количества сотрудников.
"Документы, которые бы обосновывали установленную численность этой службы, в обществе и Минздраве отсутствуют. Учет лиц, которые будут обслуживаться патронажной службой, общество не ведет ни в электронном, ни в бумажном виде. Фактически имеющаяся численность патронажной службы документально не подтверждена. Нормативы определение штатной численности отдела розыска общество вообще не устанавливало", - указывается в отчете Счетной палаты.
Таким образом, в СП уверены, что Минздрав не обеспечил обоснованного планирования бюджетных средств на финансовую поддержку общества. В пресс-службе Минздрава на запрос РБК-Украина не ответили.
Не удалось Счетной палате установить и точные данные о том, какую медпомощь оказывает своим подопечным Красный Крест. К примеру, в 18 подразделениях по вопросам здравоохранения облгосадминистраций СП сообщили, что не владеют полной информацией об организации сотрудничества своих органов здравоохранения с организациями общества.
"Абсолютное большинство структурных подразделений по вопросам здравоохранения местных госадминистраций не владеют информацией об организации сотрудничества подчиненных им учреждений здравоохранения с организациями общества и причин привлечения к оказанию медико-социальных услуг отдельным категориям населения работников его патронажной службы, - отмечается в отчете СП. - Отбор лиц для обслуживания патронажной службой общества осуществляется субъективно, при отсутствии определенных критериев и нормативов".
Бесконтрольная помощь
Неясно аудиторам Счетной палаты, как и кому Красный Крест предоставляет социальную помощь. Как оказалось, департаменты соцзащиты населения Запорожской, Сумской, Ровенской, Кировоградской, Полтавской облгосадминистраций сообщили, что общество не согласовало с ними ежегодные списки лиц, которым Красный Крест предоставляет социальные услуги. А в Винницкой, Днепропетровской, Киевской, Одесской, Харьковской, Черниговской, Черкасской областях Счетной палате сообщили, что информацией о таких списках не обладают. В десяти областях контроль за оказанием социальных услуг патронажной службой вообще не осуществляется.
"Таким образом, отбор лиц, нуждающихся в оказании медико-социальных услуг, осуществлен патронажной службой общества самостоятельно, без согласования с департаментами социальной защиты населения областных (городских) госадминистраций и при отсутствии индивидуальных планов предоставления таких услуг", - указано в отчете Счетной палаты.
Мало того, общество не обеспечило достоверности отчетных данных, характеризующих работу патронажной службы. "Имеют место приписки количества лиц, которым предоставлены медико-социальные услуги, и объемов этих услуг", - утверждают в Счетной палате.
Так, аудитом СП установлено, что в дневнике медицинской патронажной сестры Деснянской районной организации общества сделана запись о предоставлении ею с 4 апреля 2016 по 29 апреля 2016 одной гражданке медико-социальных услуг (измерение давления, обработка пролежней, общий уход, доставка продуктов питания). В то же время, по информации территориального центра социального облуживания Деснянского района, указанное лицо состояло на учете в этом учреждении и социальные услуги по уходу дома предоставлялись его работниками. А, ввиду смерти, с 2 марта 2016 она была снята с учета.
Аналогичные случаи установлены и в патронажной службе Оболонской районной организации общества. В частности, в дневнике медсестры сделаны записи о предоставлении медико-социальных услуг неким гражданам в период с 1 ноября 2015 по 31 декабря 2015 года и с 1 июня 2016 по 30 июня 2016 года. Однако, по информации центра соцобслуживания Оболонского района Киева, в котором эти лица находились на учете и получали социальные услуги (уход на дому), по причине смерти их сняли с учета 2 декабря 2014 года и 1 марта 2016 года соответственно.
"В некоторых случаях отчетность общества содержит социально-бытовые услуги, предоставляемые учреждениями сферы социальной защиты населения. В результате средства государственного бюджета в сумме 183,9 млн гривен использованы обществом в нарушение требований статьи 33 Основ законодательства Украины о здравоохранении и статьи 7 Закона Украины "О социальных услугах", - говорится в отчете.
В ОККУ не согласны с обвинениями Счетной палаты. "Наши данные о количестве людей, которые нуждаются в уходе патронажных сестер, отвечают реальному положению дел, более того, нам ежедневно звонят со всех уголков нашей страны и просят включить в список тех, кому помогают патронажные сестры новых подопечных. То, что наши сестры помогают именно тем, кто без этого ухода жить не сможет, подтверждается теми решениями местных властей в поддержку продолжения финансирования патронажной службы общества, которые начали приниматься в разных областях Украины, последняя - принята Житомирским облсоветом", - отметили в организации.
Претензиям нет числа
Еще один блок вопросов возник у Счетной палаты к распределению ОККУ гуманитарной помощи. По имеющейся в распоряжении Счетной палаты информации, ОККУ за прошедшие 2,5 года получено гуманитарной помощи на сумму 120,3 млн гривен и финансовых ресурсов в размере 256,1 млн гривен.
В Счетной палате утверждают, что ведомство пыталось получить от ОККУ полную и конкретизированную информацию по вопросам использования полученной через Красный Крест международной гуманитарной помощи, но в ответ были предоставлены только обобщенные данные.
"В то же время в Минздраве указанные данные отсутствуют. Информации по объемам, срокам поступления и распределения указанной гуманитарной помощи Минздрав вообще не обладает. Фактически, вопреки задачам, возложенным правительством на министерство, оно самоустранилось от выполнения своих функциональных обязанностей по эффективному использованию гуманитарной помощи, предоставляемой Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца", - указано в отчете Счетной палаты.
Кроме основной патронажной функции, ОККУ выполняет еще одну важную функцию - розыска людей. Организация занимается выяснением судьбы лиц, пропавших без вести в результате вооруженных конфликтов, в том числе Второй мировой войны и АТО, и стихийных бедствий. В течение 2014-первой половины 2016 году на эти функции ОККУ получило из госбюджета более 1 млн гривен.
Вместе с тем в Счетной палате утверждают, что обществом не была обеспечена достоверности отчетных данных о состоянии розыскной работы. Кроме того, в Счетной палате упрекают ОККУ в том, что общество не принимало должных мер по обмену пленными, которые из-за вооруженного конфликта на юго-востоке Украины потеряли связи с членами семей.
"Так, Счетная палата упрекает Службу розыска ОККУ в отсутствии действий по обмену пленными, которые из-за вооруженного конфликта на Востоке Украины потеряли связь с членами своих семей. При этом специалисты Счетной палаты явно не удосужились изучить нормативно-правые документы, которыми руководствуется ОККУ, ведь если бы они это сделали, они бы знали, что розыском, учетом и обменом военнопленными занимается Международный Комитет Красного Креста, это их мандат на работу в условиях вооруженного конфликта", - отметили в ОККУ.
Не удалось Минздраву и обществу Красного Креста Украины организовать совместную работу в зоне АТО, считают в СП. Ее аудиторы отмечают, что за 2,5 года ни Минздрав, ни Красный Крест не инициировали предоставление обществом медицинской помощи раненным и больным военнослужащим.
Но в обществе Красного Креста заверили, что в 2014-2015 годах в больницы и госпитали организация передала медпрепараты и медоборудования на сумму 84,9 млн гривен. "Хотелось бы обратить внимание, что мы оказываем помощь гражданскому населению, пострадавшему от вооруженного конфликта и раненым военнослужащим в госпиталях, выполняя наше главное задание - облегчить страдания людей", - отметили в организации.
Кроме того, в ОККУ считают, их цель - помощь социально незащищенным слоям населения, а не Вооруженным силам. В ОККУ напоминают, что цель создания патронажной службы в 1961 году не изменилась и до сегодняшнего дня. "Патронажная служба оказывает медицинскую, медико-социальную и бытовую помощь как раз именно одиноким гражданам пожилого возраста, инвалидам и другим социально незащищенным категориям населения Украины. Это - не нарушение, а основная задача ее деятельности и это выписано в соответствующих документах, в том числе Положении о патронажной службе ОККУ, которое в 2006 году было завизировано руководством Министерства здравоохранения Украины", - заявили в обществе.
Откажут в финансировании
Скандал с отчетом Счетной палаты относительно расходования госфинансов на Общество Красного Креста Украины может привести к негативным последствиям для этой организации. Источник РБК-Украина, знакомый с ситуацией, сообщил, что сейчас в правительстве рассматриваются два варианта финансирования общества из госбюджета. "Пока что со следующего года бюджетное финансирование с Общества Красного Креста Украины снимается. Правда, представители организации сейчас атакуют правительство, чтобы восстановить его. Они говорят, что у них все в порядке. Поэтому рассматривается второй вариант – передача финансирования через Минсоцполитки", - объяснил собеседник издания.
Глава координационного совета общественной организации "Медконтроль" Игорь Щедрин уверен, что жалобы на финансовые злоупотребления Обществом Красного Креста Украины звучат из года в год. "Все что может сделать государство в этой ситуации - это перестать финансировать общество. Как правило, когда возникали подобные подозрения относительно других общественных организаций, которые получали средств из госбюджета, это приводило к тому, что государство прекращало финансировать такие организации и сотрудничать с ними. Государство должно отрегулировать свои бюджетные процедуры так, чтобы нечистоплотные общественные организации не получали финансирования из госбюджета. И это касается не только Общества Красного Креста Украины", - говорит он.
Исполнительный директор благотворительного фонда "Пациенты Украины" Ольга Стефанишина, имеющая опыт работы в украинском обществе Красного Креста, считает, что это "устаревшая организация времен Советского Союза, руководство которого наживается на добром имени Красного Креста вот уже много лет".
По ее мнению, эту печальную практику нужно прекратить как можно скорее. "Самое важное полностью поменять состав руководства, ведь люди, которые им руководят, сидят на своих постах уже десятки лет. Необходимо как можно скорее объявить конкурс и выбрать прогрессивного руководителя, который выведет эту организацию из кризиса", - считает Ольга Стефанишина.