ua en ru

Саймон Шейн: “Яичный бизнес нуждается в новейших технологиях”

Автор: RBC.UA
В США профессора департамента эпидемиологии и общественного здоровья Университета Луизианы, доктора Саймона Шейна называют «ветераном яичной отрасли». Более 35 лет он консультирует производителей курятины и яиц в спектре от здоровья отдельного животного до стратегического развития крупной компании в Европе, США, Латинской Америке, в Южной Африке и Ближнем Востоке. От момента начала создания отрасли в Украине, он активно наблюдает за работой наших предприятий, поскольку считает нашу страну хорошим плацдармом для обеспечения продуктами питания, в том числе и протеиновой группой, Европы, Ближнего Востока и азиатского региона.Своими впечатлениями о темпах развития отечественного яичного бизнеса и, в частности, компании «Авангард» доктор Шейн недавно поделился на страницах авторитетного международного издания World Poultry. РБК-Украина решило выяснить может ли Украина претендовать на достойное место в мировой иерархии поставщиков продовольствия.

РБК-Украина: Как Вы оцениваете мировые потребности в протеиновой группе продовольственных товаров на ближайшие 3-5 лет?
Саймон Шейн: Потребность в белке животного происхождения (яйцо, мясо бройлеров, свинина) в течение следующих пяти лет будет зависеть от спроса, связанного с увеличением доходов жителей Азии. Не только потому, что в этом регионе самая большая концентрация населения. Но и потому, что здесь наиболее активно на планете формируется средний класс - люди, которые хотят потреблять более качественную пищу, готовы больше платить за это.
Преимущественно, благодаря этому спросу к 2020 г. потребление мяса в мире, по прогнозам Всемирной продовольственной организации (FAO), возрастет до 300 млн тонн, потребление молока - до 700 млн тонн, а потребность в яйце увеличится до более 71 млн тонн в год. Это примерно на 15-20% больше, чем сейчас.
РБК-Украина: Как будет меняться цена на эту группу в связи с дальнейшим ростом спроса?
Саймон Шейн: Цены на продукцию животного происхождения будут зависеть от спроса и предложения. Многие страны имеют ограниченный производственный потенциал. Например, у них нет возможности выращивать зерно.
Поскольку корма занимают от 70% в себестоимости яйца, то конечная цена продукта очень чувствительна к зерновой логистике. Те страны, которые имеют возможность вертикально интегрировать всю цепочку от зерна до готового яйца или яичного порошка, будут диктовать цены тем, у кого таких возможностей меньше. Удовлетворить внутренний спрос смогут лишь страны, имеющие доступ к зерновой и растительной группам. Излишки будут экспортироваться.
Украина также имеет значительный потенциал экспортера яичных продуктов и яиц на доступные рынки Восточной Азии, Ближнего Востока.
РБК-Украина: Какова региональная расстановка сил поставщиков яйца сейчас? Какие особенности стран, вышедших в топ-10 лидеров?
Саймон Шейн: В действительности, объем международной торговли яйцом является ограниченным и составляет небольшую часть производства.
Топ-10 стран - Китай, США, Индия, Мексика, Япония, Россия, Бразилия, Индонезия, Украина, Франция - вместе производят около 70% всего яйца в мире. Их основные преимущества - это доступ к большим площадям земли для засева их зерновыми. Впрочем, Украина недостаточно использует этот потенциал. Если по объемам производства Украина занимает 9 место (913 тыс. тонн в 2010 г.), то по объемам экспорта - лишь 18-е (около 20 тыс. тонн).
Вам следует активнее пользоваться своими преимуществами: низкой стоимостью кормов и высокими технологиями. Ведь на рынке яйца дифференциация продукции является минимальной. А цена является главным маркетинговым фактором. Итак, чем ниже себестоимость - тем больше конкурентоспособность.
Для дальнейшей экспансии Украины не существует никаких уникальных или специфических ограничений, кроме транспортной инфраструктуры. Факторы, которые повысят конкурентоспособность отрасли производства яйца - это наличие зерновых и растительных белков для поддержания конкурентоспособных цен, сотрудничество с правительством относительно рациональных и научно-обоснованных программ борьбы с заболеваниями, государственная поддержка для продвижения экспорта, единые стандарты качества и безопасности продукции для поддержания благоприятного имиджа яичной отрасли и ее продукции на экспортных рынках. Такие факторы, как заболевание, экстремальные погодные явления, государственное регулирование являются общими для всех стран-производителей.
РБК-Украина: Какой объем инвестиций в эту отрасль Украины могла бы привлечь? Кто мог бы быть потенциальным инвестором?
Саймон Шейн: Современное производство яйца в эффективных промышленных масштабах действительно требует значительных инвестиций в земельные участки, здания, сооружения и оборудование для производства кормов, производство яиц, упаковки, переработки и распределения. При этом, это могут быть как ресурсы самой компании, так и арендованные, например, у государства.
Если мы говорим об удвоении объема производства, то как минимум надо вложить в это около 1 млрд долл. Наиболее мотивированным инвестором очевидно могли бы быть крупные потребители протеиновых продуктов. Я бы советовал обратить внимание на крупнейших импортеров яйца - Германию, Нидерланды, Францию, Гонконг, Ирак, Сингапур, Соединенное Королевство, Объединенные Арабские Эмираты. И, если европейские страны вряд ли допустят в ближайшее время на свои рынки иностранных производителей, даже если это будут европейские средства, проинвестированные в Украину, то в Восточной Азии вполне возможно найти тех, кто готов вкладывать деньги в украинское село.
Крупные производители, такие как «Авангард», должны иметь возможности для привлечения иностранных инвестиций. Ибо дальнейшее технологическое развитие и повышение эффективности аграрного производства без таких инвестиций невозможно.
РБК-Украина: Какие инвестиции в эту отрасль более эффективны - внутренние или внешние? Почему?
Саймон Шейн: Доля финансирования из внешних источников обусловлена восприятием риска и потенциальной прибылью инвесторов. Например, тот же «Авангард» успел привлечь средства и на IPO, и через еврооблигации как раз в тот момент, когда риски инвестирования в Украину были ниже. Сейчас с такими формами привлечения средств работать очень сложно. Хотя IPO с его постоянными отчетами и заявлениями - это, пожалуй, один из немногих очень прозрачных способов привлечь финансирование.
РБК-Украина: Какой должна быть компания, чтобы претендовать на часть рынка или экспорта?
Саймон Шейн: Во-первых, это должна быть компания, которая может себе позволить производить яйцо по цене очень близкой к себестоимости. Такой подход только в вертикально-интегрированных компаниях, выращивающих зерно, самих перерабатывающтх его на корма, самих выращивающих курицу, и самих перерабатывающих яйцо в порошок. Вся добавленная стоимость остается в пределах одной компании.
Во-вторых, это должны быть высокие технологии. Это вызвано повышенными требованиями не только к качеству продукции, но и к скорости доставки, себестоимости, ассортимента. По большому счету, выгоднее сегодня строить птицефермы с нуля, а не перестраивать старые комплексы, не рассчитаные ни размером, ни по оснащению для новых систем жизнеобеспечения курицы. А для того, чтобы обеспечить себе такое обновление, компания должна иметь хорошие обороты и диверсифицированные риски.
РБК-Украина: Кто сможет обеспечить эти требования среди украинских производителей?
Саймон Шейн: Перечень достаточно небольшой, и лидирует в нем «Авангард». В «Авангарде», кстати, на весь спектр технологических преимуществ компании накладывается еще и менеджерский талант руководителя.
Думаю, что Олег Бахматюк действительно проникается сельскохозяйственным бизнесом. Иначе бы компания не достигла сегодняшних результатов, заняв второе в мире место по производству. Если это была его идея - развивать крупный агрохолдинг, который будет иметь предприятия едва ли не в каждом регионе вашей страны - это один из самых удачных бизнес-ходов. Ибо это органическая экспансия и консолидация в одних руках активов, необходимых для вертикальной интеграции бизнеса.
РБК-Украина: Чего украинским предприятиям не хватает для нормальной работы внутри страны и полноценного выхода на внешние рынки?
Саймон Шейн: Первое, чего вам не хватает - это прогнозируемой и благоприятной регуляторной среды. Если вы хотите строить страну, которая прокормит весь мир, то зачем сразу вводить пошлины, которые не позволят этого сделать?
Государственная поддержка тоже нужна. Потому поставки яйца или других белковых продуктов в такие страны как Ирак или Сирия, очень сильно зависят от точки зрения первых лиц, от их договоренностей или даже рукопожатий. Если компания сама пробьется в такой стране, где личное знакомство и личные гарантии является единственным залогом успеха бизнеса - это будет двойная победа.

Беседовал Алексей Алтынов