С.Лизунов: "Предпосылок для повышения цен на нефтепродукты в Украине пока нет"
РБК-Украина: Как Вы оцениваете текущую ситуацию на мировом рынке нефти и нефтепродуктов?
Сергей Лизунов: Ситуацию можно оценить как нестабильную. Пока нефть имеет колебания в пределах пяти долл. на баррель в течение месяца. Такая волатильность вносит нервозность на рынок. Однако я не думаю, что сегодня есть предпосылки для резкого скачка цен.
РБК-Украина: Какой Ваш прогноз по развитию ситуации в мире?
С.Л.: Цены на нефть, скорее всего, будут колебаться в пределах 70-75 долл./баррель. Мировой спрос на бензины и дизельное топливо остается на достаточно низком уровне, остатки дизельного топлива в США растут. Кроме того, на текущий момент, крэк дизельного топлива к нефти имеет значительный запас по сравнению с началом года, что может отразиться на дальнейшем снижении цены ДТ.
РБК-Украина: Чего следует ожидать на украинском рынке? Есть ли предпосылки для повышения цен на нефтепродукты?
С.Л.: Украинский рынок тесно связан с мировыми тенденциями, однако изменения происходят с некоторым отставанием во времени. Имеет место эффект запаздывания. Ведь любой трейдер, который снабжает какое-то количество контрагентов и собственные станции, должен держать неснижаемый остаток нефтепродуктов, чтобы не нарушать непрерывность процесса, и не создавать дефицит. Поэтому при росте с конца мая мировых цен на нефтепродукты на 7%, наши цены наоборот снизились на 3%, как отложенная реакция на падение мировых цен в мае. С учетом тенденций мирового рынка, а также баланса предложения на внутреннем рынке, предпосылок для повышения цен на нефтепродукты на рынке Украины пока нет. На фоне невысокого спроса в целом, остатки достаточно большие, что позволит продержаться еще до конца месяца на тех ценовых параметрах, которые мы наблюдаем сегодня.
РБК-Украина: Как дальше будут двигаться цены на нефтепродукты в Украине?
С.Л.: Все покажет закупочная кампания по сырью после 25 числа. Это обычная практика, 23-25 числа начинаются продажи сырья на поставку в последующие периоды. После этого можно будет прогнозировать цены на нефтепродукты.
РБК-Украина: Насколько актуальным в Украине стоит вопрос каких-то спекулятивных моментов, ценовых сговоров и т.п.?
С.Л.: Сегодня нет оснований говорить об этом. Источники запасов диверсифицированы, себестоимость тех продуктов, которые появились в результате переработки сырья, и тех продуктов, которые были закуплены, разная. В таких условиях ценового сговора быть не может.
РБК-Украина: Расскажите, пожалуйста, о планах по переработке нефти на Лисичанском НПЗ в ближайшие годы.
С.Л.: Идеальная для нас ситуация, когда экономическая эффективность отрасли будет позволять загружать завод на 100%. Сегодня максимальная мощность ЗАО «ЛИНИК» порядка 8 млн т. В настоящий момент украинский рынок не требует таких объемов, поскольку снабжается не только за счет внутренней переработки, но и за счет импорта нефтепродуктов. Единственная альтернатива для завода в такой ситуации - это экспорт. В связи с географическим положением, наш завод сильно теряет на экспортных тарифах, что делает эти операции экономически необоснованными. Поэтому сегодня загрузка первичных мощностей НПЗ составляет 60-70% от номинальной. Если будут реализованы наши стратегические планы по модернизации производства, в течение трех-пяти лет загрузка мощностей завода увеличится.
РБК-Украина: Что конкретно предусматривает программа модернизации?
С.Л.: В первую очередь мы понимаем, что стране не избежать процессов по гармонизации качества нефтепродуктов. Украинские заводы должны перейти на дизель и бензины Евро-4 с 1 января 2011 г. Вот это и есть первый этап модернизации, который мы реализуем согласно требованиям законодательства. Для «ЛИНИКа» этот этап будет стоить около 70 млн долл. Мы планируем его завершить в начале следующего года, чтобы в полном объеме выпускать и дизель, и бензины в качестве Евро-4.
Следующий этап модернизации - повышение выхода светлых нефтепродуктов и уменьшение количества мазутов. Сегодня мазут у нас в переработке составляет от 25 до 30% в зависимости от структуры сырья. Снижение доли темных нефтепродуктов приведет к повышению эффективности предприятия. Сейчас мы находимся на стадии выбора технологических процессов - это решение должно быть вынесено к осени этого года. Речь идет о выборе между коксованием и висбрекингом. Мы очень взвешенно подходим к прогнозированию рынков на ближайшее десятилетие. В нынешней волатильной среде достаточно непросто просчитать все риски, но мы надеемся в течение ближайших месяцев закончить подготовку инвестиционного проекта.
РБК-Украина: Сколько это будет стоить?
С.Л.: В зависимости от выбора технологического решения объем инвестиций будет колебаться от 350 до 500 млн долл.
РБК-Украина: Какой срок реализации подобной программы?
С.Л.: От трех до пяти лет. Но не менее трех лет, потому что это очень сложные объекты. Только проектные работы и изготовление оборудования требуют до полутора лет.
РБК-Украина: Вы говорите о перспективах экспорта. Какие направления рассматриваются?
С.Л.: Пока мы не считаем, что рынки ограничены. Самый эффективный с точки зрения логистики путь - через черноморские порты. При этом свою долю на внутреннем рынке мы хотим увеличить до 30% и сохранять при дальнейшем росте потребления. Украинский рынок демонстрировал рост в докризисный период примерно 2-2,5% в год. Сохраняя долю, мы будем увеличивать объемы в абсолютных величинах. Но все равно мощность НПЗ превышает потребность внутреннего рынка. Поэтому, нам нужно искать возможности для полной загрузки предприятия. После модернизации экспорт - одна из первых опций.
РБК-Украина: В мае-июне Лисичанский завод останавливался на ремонт. Когда еще планируются остановки и насколько такие остановки влияют на ситуацию в рынке?
С.Л.: Это плановый капитальный ремонт. Западные заводы работают без остановки, как правило, более трех лет, но для этого должна быть определенная зрелость производства, с качественным его поддержанием в течение длительного периода и т.д. На начальном этапе мы были вынуждены останавливать завод каждые полгода. Сейчас уровень промышленной безопасности и подготовки на заводе позволяет останавливаться раз в два года. Последний плановый ремонт у нас был осенью 2008 г., сейчас вот май-июнь 2010. Соответственно, следующий ремонт на Лисичанском НПЗ будет в 2012 году. Накануне ремонта делаем определенный запас нефтепродуктов, кроме того занимаемся закупками. Таким образом, поддерживаем тот сектор потребителей, которые с нами имеют краткосрочные или долгосрочные договора. Поэтому, рынок в принципе остановки не чувствует. А сегодняшний рынок - тем более, потому что запасов более чем достаточно.
РБК-Украина: Какая у вас сейчас доля рынка АЗС?
С.Л.: В Украине сейчас более 6 тыс. АЗС. С учетом последнего приобретения (группы «Вик Ойл» - ред.) у нас их около 170, так что можете сами легко посчитать соотношение.
РБК-Украина: Какие планы по развитию сети?
С.Л.: Для того чтобы достичь ощутимого эффекта на локальных рынках, я имею в виду не всю Украину в целом, а насыщенные потребительские регионы, нам нужно удвоить количество станций. Надеемся, что в ближайшие два-три года достигнем сети из более 300 АЗС.
РБК-Украина: За счет приобретений или будете строить новые АЗС?
С.Л.: Будем строить и покупать. Сегодня мы изучаем все возможности, в том числе приобретения каких-либо объектов.
РБК-Украина: Сейчас ведутся какие-то переговоры по этому поводу?
С.Л.: Да.
РБК-Украина: С кем?
С.Л.: Это я пока комментировать не могу. Но рынок достаточно небольшой, игроков не очень много. Если рассматривать качественные, хорошо выстроенные сети, то их в поле зрения окажутся единицы.
РБК-Украина: Сколько денег планируется вкладывать в развитие сети?
С.Л.: У нас нет какого-то четкого бюджета на покупку сети. Если поймем, что та или иная сделка может быть эффективной, тогда акционеры будут принимать решение об инвестировании в конкретный проект.
РБК-Украина: Вы планирует добавить в цепочку «производство-продажа-розница» еще и добычу?
С.Л.: Мы сейчас вернулись к рассмотрению этого вопроса. В начале деятельности в Украине компания уже анализировала перспективы по добыче. Но, исходя из приоритетов, тогда было принято решение о реализации других проектов в этом секторе - на территории России. Сегодня ситуация иная. Другие возможности и ожидания от экономики подобных проектов. В ближайшее время мы определимся, будет ли ТНК-BP заниматься добычей углеводородов на территории Украины.
РБК-Украина: Рассматривается территория континентальная или морская?
С.Л.: Оба варианта.
РБК-Украина: Какой может быть общий объем инвестиций в добычу углеводородов в Украине?
С.Л.: Ожидаемый бюджет на разведку недр превышает сто миллионов долларов. При этом затраты на эти работы - риск инвестора. В целом добыча - очень капиталоемкий сектор. Последующие этапы требуют инвестиций на порядок превышающих вложения в изучение запасов.
РБК-Украина: У вас когда-то был интерес в транспортировке нефти. Насколько сейчас это направление актуально для ТНК-ВР?
С.Л.: Для нас это никогда не было профильным бизнесом. Если говорить конкретно об «Одесса-Броды», то сейчас маршрут работает по прямому договору - между «Транснефтью» и «Укртранснефтью». Наш опыт и ресурсы пригодились на начальном этапе, чтобы дать старт такому сложному проекту. Каких-то новых целей и задач в этой области мы сегодня перед собой не ставим.
РБК-Украина: На прошлой неделе было заседание в Минтопэнерго по формуле цены, какие его результаты?
С.Л.: У нас прошел такой, я бы сказал, рабочий спор. Формульное ценообразование начали использовать в 2006 г. С тех пор многое изменилось на рынке. И, безусловно, требовалась корректировка, чтобы привести этот механизм в соответствие с текущей ситуацией. 16 июня на совещании в Минтопэнерго мы пришли к общему знаменателю. Пока есть только рабочий вариант - экспертно-аналитическая группа и участники рынка должны еще очень внимательно посмотреть на предложения, и в течение ближайших дней споры вокруг формулы закончить. Я думаю, что после этого нам перестанут постоянно задавать вопросы, на основе чего цены меняются или не меняются. Я думаю, что это должно нормализовать обстановку и способствовать росту доверия между государством и бизнесом.
РБК-Украина: Какие еще вопросы вы обсуждаете с новой властью?
С.Л.: Существует ряд проблем, которые, к сожалению, не дают нормально функционировать компаниям, которые работают прозрачно, на государство и общество. Если мы посмотрим на основных игроков, ведущие розничные бренды, то в лучшем случае это будет 40% АЗС. Оставшиеся 60% - это мелкие, даже одиночные игроки. Сегодня мы видим в рынке очень большое количество контрафактной продукции, у которой очень разное происхождение - это и контрабанда, и фальсификат, полученный в результате замешивания заводского продукта с какими-то полуфабрикатами. Эта продукция не несет никакой налоговой нагрузки и соответственно занимает демпинговую ценовую позицию. Из-за этого продажи в мелком опте у законопослушных игроков в ряде регионов упали чуть ли не на половину. В этой связи мы надеемся, что государственные институты выработают какой-то порядок действий, который не позволит использовать такие схемы.
Беседовал Владимир Драбчук