ua en ru

Реформы на словах: депутаты провалили либерализацию ведения бизнеса

Реформы на словах: депутаты провалили либерализацию ведения бизнеса Народные депутаты посчитали лоббистким правительственный проект закона, которым предлагается дерегуляция
Вчера, 14 июня, парламент отказался упрощать ведение бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности. Депутаты так и не поддержали во втором чтении правительственный законопроект об отмене лицензирования экспорта и импорта подакцизных товаров - алкоголя и табачных изделий.

Вчера, 14 июня, парламент отказался упрощать ведение бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности. Депутаты так и не поддержали во втором чтении правительственный законопроект об отмене лицензирования экспорта и импорта подакцизных товаров - алкоголя и табачных изделий. При этом для осуществления таких операций было бы достаточно иметь разрешение на оптовую торговлю и производство продукции. Участники рынка признают, что не тратят много денег на получение разрешительных документов. Одна лицензия стоит всего 780 гривен в год. Однако ее продление и согласование с контролирующими органами превращается в квест "Пройди семь кругов ада", в то время как для нелегального "экспорта" и "импорта" вопрос разрешительных документов вообще не стоит.

Парламент лишь на словах обеспокоен экономической ситуацией в стране. Когда дело доходит хотя бы до включения в повестку сессионной недели финансовых законопроектов, интерес ослабевает. По подсчетам Минэкономразвития, в Верховной Раде находится более 47 законопроектов, направленных на улучшение бизнес-климата и развития экономики. К сожалению, большинство из них не были рассмотрены даже в 1 чтении, уточняют РБК-Украина в министерстве. А скорость принятия законопроекта составляет 11 месяцев.


Вчера, правда, в первой половине сессионного дня неожиданно был проголосован во 2 чтении законопроект о финансовой реструктуризации задолженности юридических лиц, поданный еще правительством Арсения Яценюка в ноябре 2015 года. Речь идет об урегулировании 200 млрд гривен проблемной задолженности.

В то же время на вечернем заседании депутаты отказались поддержать законопроект о сокращении разрешительных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности. Речь идет об отмене лицензирования экспорта и импорта спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Для таких операций достаточно наличия разрешительных документов на оптовую торговлю и производство подакцизных товаров.

В парламент законопроект попал почти год назад. Спустя три месяца документ был принят в 1 чтении. Все остальное время дорабатывался ко 2 чтению, прошел согласование от Минздрава до Минюста и в итоге был провален.

Изменения в ряд профильных законов поддержало всего 173 депутата. В полном составе проигнорировали дерегуляцию "Оппозиционный блок", "Видродження", "Батькивщина", Радикальная партия Ляшко (кроме главы комитета по вопросам промполитики и предпринимательства Виктора Галасюка).

Не согласился парламент вынести законопроект и на повторное 2 чтение. "Мы блокируем трибуну, а я проголосовал потому что сидел на своем рабочем месте и докладывал по этому законопроекту", - пояснил Галасюк свою поддержку предложенным нормам.

По его словам, лицензии не носят ни регуляторной, ни контролирующей, ни фискальной функции. А создают лишь коррупционные барьеры. Их стоимость составляет 780 гривен в год каждая, бюджет получает около 200 тыс. гривен дохода. На их администрирование государство тратит больше денег.

Кроме того, законопроектом была предусмотрена норма об отмене обязательства подачи отчетов о количестве проданной подакцизной продукции для розничной торговли и о моратории на взыскание штрафных санкций за неподачу такой документации. "Во всей этой истории есть приказ Минфина №49 от 11 февраля 2016 года, который обязывает всех производителей и оптовиков подавать отчеты о количестве проданой продукции. Мы этот отчет всю жизнь подвали, и было бы оно ничего, но последние изменения в этот отчет коснулись подачи его в разрезе субъектов хозяйствования. Он превратился в отчет, который нереально сделать никому, но если даже сделаешь, все равно штраф получишь в 17 тыс. гривен, потому что его нельзя корректировать и надо подавать до 10 числа", - рассказывает один из производителей алкоголя.

Депутаты отклонили законопроект, так как восприняли его как лоббистский. А, по словам Сергея Соболева ("Батькивщина"), он противоречит ряду Директив ЕС, которыми "прямо поддерживается лицензирование импорта".

А Юрий Левченко ("Свобода") отреагировал на фразу Галасюка, что либерализация ВЭД будет способствовать, как минимум, сохранению цен на данный вид товаров, а, как максимум, может даже их и снизить. "Нужно больше регуляторных барьеров, чтобы не продолжать уничтожение украинской нации, когда спивается каждый второй украинец, молодежь", - возмущался Левченко. Галасюк поясняет РБК-Украина, что лицензионный барьер - искусственный, а регулирование оборота, потребления или контроль за подакцизными товарами может быть реализован через акцизную политику, например.

Генеральный директор ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк считает, что украинская законодательная система в очередной раз продемонстрировала свою несостоятельность, так как депутаты в большинстве своем абсолютно не ориентируются в законодательной базе и не знают, что отечественный бизнес слишком зарегулирован. А любые попытки что-то изменить наталкиваются на сопротивление и непонимание. "О какой инвестпривлекательности можно говорить? Этот проект носил исключительно дерегуляционный характер. Абсолютно необоснованы все заявления по поводу влияния лицензии за 780 гривен на стоимость алкоголя для конечного потребителя, - говорит Остапюк. - Но знают ли они, что для проведения любых операций, кроме этой лицензии, нужно еще разрешение на оптовую торговлю за 500 тыс. гривен? Осознают ли они, что такое количество разрешительных документов не только тормозит развитие отрасли, но и приводит к десяткам часов бесполезной работы чиновников? Это – абсурд, и нашим депутатам стоит внимательно вникать во все тонкости законодательных процессов, прежде чем делать такие заявления с трибуны Верховной Рады".

Участник алкогольного рынка, пожелавший остаться неназванным, добавляет, что смысла в лицензии, кроме как прохождения "семи кругов ада" нет. "Раньше были сложности со сроками ее выдачи, а без нее ни ввезти, ни вывезти. Сидишь, месяц ждешь, - говорит собеседник РБК-Украина. - Ну кто в ЕС получает лицензию на вывоз продукции за границу на экспорт? Это - нонсенс. Все только рады, если ты экспортируешь и приносишь стране доход. А у нас лицензию должен подписать целый замминистра. Можно себе представить только, сколько у него докментов на подпись".

Директор по корпоративным и юридическим вопросам "Империал Тобакко" в Украине, в Молдове и странах Кавказа Олег Стрекаль рассказывает, что несколько лет назад его компания на себе ощутила, как МЭРТ медлило с оформлением лицензии на импорт, и фуры на границе простояли неделю.

Директор по корпоративным вопросам и коммуникациям JTI Украина Александр Когут добавляет, что ежегодное проставление отметок о внесении очередных платежей создавало дополнительные проблемы для бизнеса, как с точки зрения подготовки пакета необходимых документов, так и эффективности работы конкретных государственных служащих, от которых зависит срок обработки документов.

"Именно поэтому отмена лицензий позволила бы значительно снизить лишнюю административную нагрузку на бизнес, - говорит Когут. - Но важно отметить, что сама по себе лицензия на импорт не дает разрешения на ввоз сырья или продукции без наличия других лицензий. Импорт табачного сырья может осуществляться субъектами хозяйствования только при наличии лицензии на право производства, а импорт готовой продукции разрешен только тем субъектам, которые имеют оптовую лицензию. Что касается экспорта, то добросовестный экспортер будет соответствующим образом декларировать и оформлять такую операцию, чтобы возместить уплаченные налоги. А для нелегальных экспортеров, очевидно, вопрос лицензий не является актуальным".

Либерализация законодательства - хорошо, это - экономическая свобода, отмечает Олег Стрекаль, но государство должно более пристально контролировать ввоз сырья и производство из него, например, проверяя компании-импортеры и цепочки его поставок.

Здесь речь не идет о ввозе компаниями-производителями сигарет. "Был на рынке случай: ввезли не ферментированный табак, произвели сигареты, на 50% поставили потерю, брак и, таким образом, легализовали эту часть, - рассказывает Стрекаль. - Здесь речь идет о быстром левом заработке и о больших суммах. Риск велик, но и прибыль того стоит".

И, если речь об "импорте" контрабанды сейчас уже не идет (из-за девальвации это стало менее выгодным), то "экспорт" нелегальных сигарет - в динамике. Производство, по его словам, увеличилось на 3 млрд шт (4 квартал+1квартал в сравнении с соответствующим периодом годом ранее), но при этом количество курильщиков не выросло. Минимум 2/3 от этого объема уходят за границу нелегальным образом, и здесь государство бессильно. Такой бизнес "крышуется" на самом высоком уровне. Стоит лишь вспомнить факт контрабанды сигарет представителем дипломатического корпуса.