Пятилетка для авиации: власти намерены построить самолеты и вертолеты на 100 млрд гривен

К 2022 году Кабмин намерен продавать украинские самолеты на внешних рынках (фото РБК-Украина, Виталий Носач)
К 2022 году Кабмин намерен продавать украинские самолеты на внешних рынках (фото РБК-Украина, Виталий Носач)

Чиновники строят планы по модернизации и возрождению украинского авиастроения. Помимо выпуска новых вертолетов и самолетов, правительство надеется вывести эту продукцию на внешние рынки.

До 2022 года Украина намерена возродить авиастроительный комплекс. Для этого Кабмин планирует привлечь 23 млрд гривен, чтобы выпустить украинских самолетов и вертолетов на 100 млрд гривен. При этом три четверти продукции будет отправлено на экспорт. Достичь таких целей планирует Кабмин, приняв Стратегию возрождения отечественного авиастроения на ближайшие пять лет. О том, насколько реалистичны эти планы, выясняло РБК-Украина.

Модернизировать и построить

Кабинет министров принял "Стратегию возрождения отечественного авиастроения на период до 2022 года". Ее реализация, по мнению чиновников, позволит "создать конкурентоспособный, интегрированный в мировую авиационную промышленность, авиастроительный комплекс", а также обеспечить экспорт украинской авиатехники на внешние рынки. В правительстве предполагают, что для этого из различных источников  потребуется более 23 млрд гривен, в том числе из госбюджета – около 7 млрд гривен.

Документ предполагает восстановление отрасли по нескольким направлениям. Так, чиновники хотят преобразовать государственное предприятие "Антонов" в одноименную государственную холдинговую компанию. В Кабмине уверены, что это позволит финансово оздоровить предприятия самолетостроения и создать условия для наращивания выпуска продукции самолетов семейства Ан. Их производство планируется оптимизировать и модернизировать.

Кроме того, чиновники ожидают, что украинские авиастроительные предприятия в течение ближайших пяти лет разработают новые транспортные самолеты Ан-132, Ан-178, беспилотные летальные аппараты и модернизируют существующие пассажирские самолеты Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-178 и транспортные самолеты Ан-74, Ан-124.

Предприятия должны будут увеличить серийный выпуск самолетов Ан-74 и Ан-140 для украинских и иностранных заказчиков. В частности, десять таких воздушных судов будут построены для Украины. Также для этих самолетов планируется замена комплектующих, которые ранее поставлялись из России. Кроме того, предполагается достройка нескольких самолетов Ан-140, Ан-74 и Ан-32П на Харьковском авиационном производственном предприятии. Но в документе не указано общее число воздушных судов, которое планируется произвести в течение пяти лет.

Новые украинские самолеты в правительстве также рассчитывают закупать, преимущественно у лизинговых компаний, которым чиновники намерены обеспечить льготные условия для деятельности.

Не забыли в Кабмине и о вертолетах. Документ предполагает создание и организацию серийного производства многоцелевого легкого вертолета взлетной массой четыре-пять тонн в рамках исследовательско-конструкторской работы "Королек" МСБ-2. Кроме того, в планах организовать серийный выпуск вертолетов взлетной массой семь-восемь тонн. В результате государство хочет добиться замещения импорта подобных 200 вертолетов. В дальнейшем чиновники намерены экспортировать 300 вертолетов и организовать углубленную модернизацию и производство вертолетов Ми-2МСБ и Ми-8МСБ.

Таким образом, до 2022 года предприятия украинской авиапромышленности должны выпустить продукции на 100 млрд гривен, из которых экспорт составит более 75 млрд гривен, уверены в правительстве.

Нет повода для оптимизма

Впрочем, принятая правительством стратегия развития авиаотрасли не содержит принципиально новых инициатив и вряд ли поможет восстановить украинскую авиапромышленность, считают эксперты. "Речь идет о преобразовании госпредприятия "Антонов" в холдинговую компанию, то есть акционирование, ведется уже давно. Этот путь имеет как преимущества, так и недостатки. В данном случае, это позволит "Антонову" создавать совместные и дочерние предприятия с иностранным капиталом, - говорит авиационный эксперт Богдан Долинце. - Таким образом, для авиапроизводителя откроется возможность для сотрудничества в авиастроительной отрасли с иностранными производителями. С другой стороны, необходимо очень тщательно подходить к таким формам сотрудничества, поскольку они могут быть рисковыми для сохранения интеллектуального и конструкторского потенциала компании".

В пресс-службе госпредприятия "Антонов" РБК-Украина сообщили, что "поддерживают меры, предпринятые Кабинетом министров по поддержке и развитию украинского авиастроения", отмечая, что они будут иметь смысл и успех, если на реализацию стратегии будет выделено достаточное количество средств.

"Абсолютно бессмысленные движения. С такой стратегией мы окончательно потеряем авиастроение полностью. Учитывая то, что чиновники хотят рассеять усилия на много моделей, я думаю, что ничего хорошего из принятой стратегии не получится вообще, - говорит он. – Помимо того, умиляют планы относительно наращивания производства самолетов при том, что Украина за последние три года серийно не выпустила ни одного самолета", - уверен эксперт транспортного рынка Александр Кава.

Он также говорит о том, что в развитие авиастроения необходимо вкладывать существенные средства. "Но, помимо денег из госбюджета, других источников финансирования "Антонов" не найдет. Компания не может привлечь ни кредиты, ни инвестиции, поскольку предприятие очень хорошо научилось рассказывать сказки о планах построить самолеты, но ничего из этого не осуществляет. Инвестиции если и придут то, чтобы застроить площадку завода жильем или торговыми центрами, - считает он. - Я думаю, что учитывая нынешнюю ситуацию в отрасли, возродить авиастроение в Украине невозможно. Мы прошли точку невозврата, поскольку, к примеру, утратили школу авиационных специалистов".

В то же время Богдан Долинце задается вопросом "Зачем вкладывать огромные средства в широкую линейку моделей вместо того чтобы найти твердые заказы и приложить усилия к разроботке и продвижению одной или двух востребованных моделей, которые и станут драйвером генерирования прибыли?" Он напоминает, что ведь до сих пор у Украины нет постоянных заказов на разрабатываемые модели самолетов и, скорее всего, их так и не появится. "Поэтому, во-первых, нет смысла говорить об импортозамещении для всех ранее созданных моделей, а, во-вторых, необходимо разработать под ключ абсолютно новый современный тип воздушного судна на основании твердого заказа с изначально заданными характеристиками, - продолжает Богдан Долинце. - Иначе, рискуем повторить ошибку прошлых лет, когда средства инвестировались в построение широкой линейки самолетов без наличия реальных контрактов и как следствия покупателей. В результате деньги были растрачены, а самолеты никому так и не нужны оказались".

Богдан Долинце отмечает, что достройка старых воздушных судов, это, конечно, позитивный знак, который позволит хоть как-то применить ту технику, в которую уже ранее были вложены средства, и обеспечить авиапредприятия минимальными операционными ресурсами. "Если мы говорим о развитии авиастроения, то здесь необходима реальная государственная политика, стимулирующая как внутренний спрос на украинскую авиатехнику, так и система продвижения и реализации такой продукции за рубежом. В противном случае, предлагаемые правительством инициативы – это, скорее, путь консервирования ситуации, чем реальное реформирование отрасли", - считает эксперт.

Скептически оценивают аналитики и планы правительства по передаче украинских самолетов в лизинг. "Чтобы взять в лизинг воздушное судно украинского производства, нужна компания-лизингодатель, которой нет. По-хорошему, это должна быть государственная структура, которая бы позволила аккумулировать средства для производства и обеспечить льготные условия лизинга для украинских авиакомпаний. Но в Украине это будет очередная бездонная бочка - сколько не лей все мало", - считает член набсовета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко. По его словам, "главная беда украинских самолетов" - отсутствие отлаженной системы технического обслуживания и ремонта, подготовки экипажей. "Это является критически важным для авиакомпаний-эксплуатантов техники. Поэтому, планы у наших чиновников всегда наполеоновские, но реализация сомнительна", - пояснил эксперт.

Вместе с тем планы правительства по развитию вертолетного сегмента эксперты поддержали. "Два новых легких вертолета являются разработками конструкторского бюро компании "Мотор Сич". Они спроектированы на базе советских ранее популярных вертолетов Ми-2 и Ми-8. Конструкторы оставили старую советскую базу, но поставили в вертолет новую электронику, аэронавигационное оборудование, а также устранили некоторые старые дефекты. В результате получился достаточно интересный вертолет", - рассказал управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз (специализируется на юридическом обслуживании, в том числе вертолетных компаний).

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь