Проверят электроникой: в Украине хотят автоматизировать систему контроля подакцизных товаров
Вслед за автоматизацией процессов администрирования НДС, что до сих пор является скорее проблемой для бизнеса, чем благом, правительство намерено ввести электронную систему контроля за оборотом подакцизных товаров. Она предполагает создание электронных реестров накладных и введение электронной акцизной марки. Потребителю это даст возможность проверить аутентичность товара с помощью смартфона.
В то же время, несмотря на попытку автоматизировать систему, бумажная акцизная маркировка сохранится, как и процедуры - от заказа марки до реализации готовой продукции. Участники рынка считают, что реализация предложений только усложнит их деятельность, а основная цель инициативы - борьба с нелегальным оборотом подакцизной продукции - так и останется недостигнутой.
Следить станет проще
Государственная фискальная служба разработала изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие усовершенствование процедуры администрирования акцизного налога. Документ сейчас находится на согласовании в правительстве. Суть предложений сводится к созданию электронной системы контроля за оборотом подакцизных товаров. В автоматическом режиме будет происходить администрирование акцизного налога. Также предусматривается создание единого реестра электронных накладных и введение электронной акцизной марки.
Таким образом, как предполагают в ГФС, будет отслеживаться движение продукции и марок, объемы производства и реализации, полнота начисления и уплаты налога. Как результат, может быть снижен уровень теневого оборота табачных изделий, алкоголя и нефтепродуктов.
При этом потребители подакцизных товаров смогут самостоятельно с помощью смартфона определять аутентичность покупаемой продукции.
Напомним, электронная система администрирования уже работает в Украине - с 1 июля по НДС. Она также предусматривалась как механизм контроля за фиктивным формированием налогового кредита и борьбы с налоговыми ямами. Однако пока что автоматизация процесса в большей степени негативно отразилась на бизнесе, так как предполагает вымывание оборотных средств и ручное вмешательство в систему.
Также законопроект предполагает ответственность плательщиков за нарушение регистрации электронных накладных в реестре - 10% от суммы акциза с соответствующих объемов товаров, указанных в накладной. Помимо этого, расхождение данных в накладной и декларации, как и жалоба на поставщика, не составившего электронную накладную и не зарегистрировавшего документ в системе, может стать поводом для проведения документальных внеплановых проверок.
Планируются штрафы и за нарушение реализации подакцизной продукции без оформления накладной в электронной системе - в объеме акцизного налога. Система авансирования сохранится, деньги будут перечисляться на спецсчета, открытые в Госказначействе автоматически.
Несмотря на то, что законопроект предусматривает введение электронной марки, по сути она останется бумажной. Новшеством будет то, что на нее будет наноситься уникальный идентификатор. С его помощью ГФС планирует оперативно определять идентичность марки и легальность происхождения подакцизной продукции. Как будет выглядеть этот уникальный идентификатор и какую информацию он будет содержать, должен будет определить Кабмин.
Не всем ко двору
Идея с электронной маркой не нова. Еще министр доходов и сборов Александр Клименко пытался внедрить ТАКУЮ систему на законодательном уровне. В частности, участники табачного рынка традиционно настаивают на применении цифровой технологии Codentify. Таким образом, как утверждают компании, возможно отслеживать перемещение сигарет по цепочке поставок: производитель-оптовая торговля-розница.
"Технологию табачные компании частично используют несколько лет. Крупнейшие производители табачной продукции заявляли, что готовы взять на себя расходы, связанные с имплементацией Codentify", - заявил директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут.
Однако эта система подходит только для контроля за сигаретами, другие производители подакцизных товаров не совсем к ней готовы. Да и сами контролирующие органы так и не нашли основной ответ на вопрос, каким образом Codentify поможет ужесточить контроль за нелегальным рынком.
В то же время и предложенная ГФС система не является переходом на цифровые технологии контроля уплаты акциза и оборота подакцизной продукции.
"Последний из представленных вариантов предполагает дополнительные "защитные элементы" на бумажных марках, введение новых процедур электронной регистрации партий марок, новую отчетность и ведений реестров по аналогии с системой Росалкогольрегулирования ЕГАИС", - отметил менеджер по вопросам фискального регулирования "Филип Моррис Украина" Алексей Калиниченко.
Фото: функциональная схема российской системы ЕГАИС
В процессе обсуждения законопроекта, ГФС не привел ни одного аргумента, как предложенная система сможет уменьшить нелегальную торговлю, добавил он.
Вместе с тем, например, данные исследований TNS показывают, что на табачном рынке, где международные производители добровольно используют свою систему для отслеживания промышленных партий продукции, уровень нелегальной торговли сократился с 8,5% в 2013 г. до 1,9% в 2015 г. (статистика не учитывает временно оккупированные территории Крыма и Донбасса, - ред.).
"Графический элемент на акцизной марке, штрих код на пачке могут быть легко подделаны. Кроме того, предусмотренная в законопроекте система потребует установки на производстве нового оборудования, для чего понадобятся немалые средства", - подчеркнул собеседник РБК-Украина в "Империал Тобакко Украина".
Генеральный директор ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк добавил, что участникам рынка уже было представлено более пяти проектов электронной марки. Однако у производителей так и нет финального понимания, какова концепция этой марки, сколько она будет стоить, и как она будет работать.
"Надеемся, что процедура согласования введения электронной акцизной марки будет проходить прозрачно, и она действительно станет дополнительным инструментом в борьбе с теневым рынком алкоголя", - резюмировал Остапюк.
Отметим, что, по оценкам компаний, нелегальный оборот на алкогольном рынке превышает 40%.
"Я, как производитель, плачу акцизный налог в полном объеме еще до начала производства - при покупке спирта. Если бы собирали акциз в конце - во время покупки товара - тогда понятна система контроля, а так, что ГФС будет контролировать? - выразил возмущение один из представителей алкогольного рынка. - Со всего, что продается на полке официально, давно акциз уплачен. Нелегальный товар не продается в сетях, а из-под полы, в линейной рознице или в селе в магазине, но работа "в полях" их мало интересует, бегать по магазинам и штрафовать не хочется".
Если смотреть глобально, то производители алкоголя не слишком хотят менять систему, так как это лишь усложнит работу легальным компаниям. Например, говорит один из участников рынка, электронная акцизная накладная является заменой товарно-транспортной накладной. Суть остается прежней.
"Зачем это нужно, не понятно. Будет мусорная база данных для ГФС, то есть выписывается документ на каждую партию товара, а она от производителя дробится, и в результате - еще один документ на один и тот же товар, а потом еще и еще, и как по нему можно что-то отследить - вопрос", - возмутился представитель компании.
Впрочем, если система будет бесплатной для производителя, что вряд ли, то компании будут готовы принять любой вариант.
Вопросов больше, чем ответов
Директор ассоциации "Виноградари и виноделы Украины" Сергей Михайлечко также уверен, что введение этой системы никоим образом не повлияет на борьбу с тенью. Нелегальные производители клеят поддельную марку, так что им помешает просто не вносить данные в базу, удивился он.
"Новая система электронного администрирования только усложнит работу легальному производителю, который будет вынужден тратить время на внесение данных в базу, и к тому же столкнется с рядом ситуаций, способных надолго задержать партию на промежуточном этапе реализации, - пояснил Михайлечко. - Например, неизвестно, с какими последствиями столкнутся производитель и поставщик в случае повреждения одной бутылки, на которую выписана накладная, при транспортировке партии, либо в случае осуществления возврата по каким-то причинам между поставщиками. Нет ясности в том, как будет работать система".
По словам собеседника РБК-Украина в "Империал Тобакко Украина", все базовые процессы в системе - от заказа марок до реализации готовой продукции - остаются неизменными.
"Единственным существенным нововведением является внедрение электронных акцизных накладных, однако внесение данных в систему на всех уровнях цепочки поставок будет происходить в ручном режиме, - пояснил участник табачного рынка. - При этом роль человеческого фактора не только не минимизируется, а и наоборот - увеличивается по сравнению с нынешним состоянием. Система остается уязвимой для проявлений коррупции".
Директор по корпоративным связям EfesUkraine Валентин Бойницкий надеется, что в законопроекте правительство предусмотрит исключения для производителей пивной отрасли. Система не должна распространяться на рынок пива, так как проблемы теневого оборота на нем нет.
"Для нас акцизная марка, как бумажная, так и электронная, - это чрезмерное регулирование. У марки есть определенная функция - решать ряд проблем. Проблема теневого оборота актуальная для рынка крепких спиртных напитков, в первую очередь, водки, и табачных изделий. Подпольных цехов по разливу пива, как и потока контрабанды на рынок Украины нет", - отметил Бойницкий.
В ГФС рассчитывают, что в первой половине 2016 г. новая система сможет заработать в Украине. По словам главы ГФС Романа Насирова, предложенный его ведомством вариант - европейская практика. В чистом виде электронную марку используют лишь немногие страны, в большинстве случаев - это бумажный вариант с электронным идентификатором. В то же время, заверил Насиров, бумажная марка с идентификатором станет переходным вариантом для внедрения электронной версии.
"Мы полгода потратили на то, чтобы найти, разработать вариант, и уйти от бумажной марки полностью. К сожалению, пока не нашли. Это будет переходной период", - заявил Роман Насиров.