Создание единой поместной православной церкви в Украине после получения томоса об автокефалии не поставит точку в церковных разногласиях среди духовенства и верующих. Из-за несовершенства законодательства стоит ожидать новый этап противостояния, связанный с переходом приходов УПЦ Московского патриархата в новую церковь. Подробнее - в материале РБК-Украина.
УПЦ Московского патриархата - крупнейшая православная церковь в Украине, насчитывающая около 12,6 тысяч приходов. Тогда как у УПЦ Киевского патриархата 4,8 тысячи приходов, у Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) - 1,2 тысячи. При этом, согласно социологическим исследованиям, которые последние восемь лет проводит Центр Разумкова, число прихожан Киевского патриархата стабильно растет, а УПЦ МП - наоборот, уменьшается. В 2010 году прихожанами КП называли себя более 15% опрошенных, а в 2017 году - уже 26,5% респондентов. Количество верующих МП за это же время уменьшилось с почти 24% до 12%. К УАПЦ себя относят лишь полтора процента православных украинцев.
В УПЦ МП ставят под сомнение результаты соцопросов, настаивая на статусе самой многочисленной православной церкви в стране. "Если доверять этим опросам на протяжении последних, скажем, десяти лет, то мы вообще уже не должны были бы существовать. Но мы есть, и мы являемся самой большой церковью в Украине. А реальность такова: зайдите в воскресенье в храмы УПЦ и храмы так называемого Киевского патриархата, и вы сразу увидите, где больше людей", - говорил в интервью РБК-Украина управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний.
Наличие центробежных тенденций в своих рядах в УПЦ МП также отрицают. Впрочем, процесс перехода церковных общин от МП в КП активизировался еще в 2014 году. С тех пор было зафиксировано около 70 таких случаев. Глава КП патриарх Филарет полагает, что после получения томоса об автокефалии в новую украинскую церковь могут перейти около половины всех приходов УПЦ МП.
С подобными оценками соглашаются и в украинских религиоведческих кругах. "В случае создания единой поместной церкви и получения томоса об автокефалии отпадет аргумент о "неканоничности" (УПЦ Киевского патриархата,- ред.), который пока сдерживает многих церковнослужителей и мирян УПЦ МП", - сказал РБК-Украина глава департамента по вопросам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш.
Абсолютное большинство функционирующих в Украине храмов принадлежат церковным общинам, имеющим статус юридических лиц, пояснил изданию Юраш. И крайне редко, по его словам, храмы находятся на балансе государства, местного совета или, к примеру, в частной собственности.
Переходы храмов из одного патриархата в другой проходят по разным сценариям. И далеко не всегда мирным, особенно, если мнения прихожан делятся примерно поровну, или возникает активное несогласное с переходом храма меньшинство.
Нередко дело доходит до судебных разбирательств, привлечения правоохранителей и даже драк между прихожанами. Как, к примеру, произошло в небольшом селе Птича Ровенской области. Еще с 2014 года в этом населенном пункте большинство жителей настаивает на переходе из Московского патриархата в Киевский. Но с этим не соглашается часть односельчан. Разрешить конфликт не помогли ни импровизированные референдумы, ни многочисленные и противоречивые решения судов разного уровня, ни вмешательство Минкульта, ОБСЕ и полиции. Не придумав ничего лучшего, местные власти опломбировали храм и де-факто заморозили конфликт.
Главная причина подобных ситуаций - чрезмерно размытые формулировки законодательства в сфере религии, помноженные на принцип невмешательства государства в дела церкви. "Во многих уставах религиозных общин (в первую очередь, Московского патриархата, - ред.) есть положения, которые закрепляют их подчинение центру. Это не соответствует статье восемь закона "О свободе совести и религиозных организациях", согласно которому религиозная община в праве самостоятельно выбирать, кому подчиняться. Но государство, регистрируя уставы, закрывало на это глаза", - рассказал РБК-Украина ведущий юрист компании Moris Group Владимир Бабий.
Сейчас в тысячах уставов зафиксирована норма, согласно которой переход общины в другую церковную структуру невозможен без согласия вышестоящих церковных органов, например, епархий, в которых добровольно отказываться от своих приходов, естественно, не хотят. Либо же предписано, что в случае ликвидации прихода его имущество - храм, инвентарь, земельный участок и так далее - переходит на баланс той же епархии.
В Минкульте одним из выходов видят поочередное использование храма прихожанами разных патриархатов, когда большинство, к примеру, собирается на службу к 9.00 утра, а меньшинство - к 12.00. Но в УПЦ МП считают, что такая практика отнюдь не помогает в решении конфликтов, а скорее наоборот.
"Все поместные православные церкви не воспринимают Киевский патриархат как полноценную церковь, которая может претендовать на то, что ее богослужения – это православные таинства. И, если храм как культовое сооружение используется другими конфессиями, это считается надругательством над храмом", - говорил ранее глава Синодального информационного отдела УПЦ МП епископ Климент.
Решение проблемы с переходом из одной церковной юрисдикции в другую еще два года назад предложила группа депутатов, инициировав изменения к закону "О свободе совести и религиозных организациях". Этот документ разрабатывался с участием экспертов Минкульта. В проекте указывается, что принадлежность человека к определенной религиозной общине определяется его самоидентификацией, а подтвердить ее должно активное участие в религиозной жизни этой общины.
Это значит, что решение о смене юрисдикции должно приниматься простым большинством голосов на общем собрании членов общины. Но такие размытые нормы дают возможность для манипуляций и различных толкований, в том числе и в судах, когда решения судов первой инстанции закрепляют переход общины из одного патриархата в другой, потом их отменяют апелляционные инстанции.
В УПЦ МП зачастую обвиняют Киевский патриархат в "рейдерстве" и "силовом захвате храмов", а власть, местную и центральную - в потакании этому.
Еще в 2014 году Синодальный юридический отдел УПЦ МП обнародовал официальный комментарий по этому поводу. "Происходит подмена понятий, когда религиозную общину отождествляют с территориальной общиной. По такой логике, достаточно проживать в определенном населенном пункте, чтобы иметь право определять судьбу любой религиозной общины этого пункта, и неважно, какую веру ты исповедуешь, и в какую церковь ходишь", - говорил глава юротдела УПЦ МП протоиерей Александр Бахов.
Деликатность ситуации в том, что у православных отсутствует принцип формализированного членства, реестра и учета всех членов общины. И даже в случае принятия указанных правок к закону о религиозных организациях, все еще могут возникать споры о том, кто именно является членом религиозной общины и, следовательно, имеет право решать ее судьбу.
Определить факт "активного участия в религиозной жизни" крайне сложно, тем более, закрепить его юридически, чтобы использовать в качестве аргумента в потенциальных судебных спорах, говорят собеседники РБК-Украина в церковных кругах, поддерживающих создание поместной церкви. Из-за чего, по их мнению, отдельные конфликты вокруг смены юрисдикции приходов почти неизбежны.
Краеугольный камень в церковных спорах - вопрос вероятного перехода в единую поместную церковь двух крупнейших объектов УПЦ МП - Киево-Печерской и Почаевской лавр. Обе лавры принадлежат государству, которое передало их церкви в бесплатное пользование: Почаевскую лавру - до 2052 года, Киево-Печерскую - бессрочно.
В начале августа патриарх Филарет в интервью телеканалу "Прямой" заявил, что после создания единой церкви обе лавры будут переданы украинской церкви. "Потому что это - украинская святыня. И Россия, и Московский патриархат никакого отношения к этим святыням не имеют", - заявил Филарет.
В ответ на это заявление в российских СМИ массово появились заголовки об "угрозах Филарета захватить лавры". Киевский патриархат даже был вынужден выйти с отдельным опровержением, подчеркнув, что любые переходы должны осуществляться добровольно и без насилия.
"Церковь может и не обращаться ни к кому (то есть, не обращаться к государству, - ред.), если одна и другая лавра добровольно придут в Украинскую церковь. Мы их примем, все останется в мире", - уточнил Филарет в интервью РБК-Украина.
Сейчас судьба лавр формально зависит от власти, которая может отменить свои предыдущие распоряжения о передаче лавр УПЦ МП. Но на Банковой и на Грушевского пока избегают конкретных заявлений по этому поводу.
В самом МП вполне ясно дают понять, что просто так сдавать свои культовые объекты не собираются. "Наши люди будут защищать свои храмы. Людей доводят до такой ситуации, что у них не остается другого выхода. Если нет надежды на законность, то не остается другого варианта, как защищаться самим", - пояснял РБК-Украина митрополит Антоний. По его словам, 14 октября, когда украинские правые силы будут проводить свой традиционный марш по центру Киева, некие "националистические группы" собираются совершить провокации в обеих лаврах.
Аналогичное предупреждение в своем видеообращении 18 сентября сделал и настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Павел. Сами националисты отвергают любые обвинения в провокациях.
В любом случае, следующий месяц станет ключевым периодом в истории с получением автокефалии. 9-11 октября состоится Синод Константинопольской церкви, на котором и может быть принято решение о предоставлении томоса, после чего должна начаться подготовка к проведению объединительного Собора новой церкви.