Что предлагает закон о реинтеграции Донбасса и как его принимали
Во время отпора вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, разрешается ограничениe прав человека.
18 января Рада, после 3,5 месяцев работы в комитетах, наконец приняла законопроект о реинтеграции Донбасса. До последнего в кулуарах парламента ходили слухи, что в тело проекта будет возвращена норма о важности соблюдения "Минских соглашений", но этого не произошло. Хотя еще в конце декабря прошлого года в Администрации президента уверяли РБК-Украина, что для президента Петра Порошенко важно, чтобы эта норма в законе была. Что заложено в финальной версии закона, который принято называть о "деоккупации" или "реинтеграции" оккупированных территорий и чем запомнился процесс голосования, читайте в материале РБК-Украина.
Как и обещал спикер парламента Андрей Парубий, Рада приступила к рассмотрению законопроекта "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" (7163) 16 января - в первый день после возвращения депутатов с каникул. Рассмотрение вопроса затянулось на три дня. Поэтому принять документ удалось только 18 января. Поддержали документ 280 депутатов: "Блок Петра Порошенко" - 123, "Народный фронт" - 76, "Самопомич" - 22, Радикальная партия – 17, "Батькивщина" - 15, "Воля народа" - 10, "Видродження" - 1, внефракционных - 16.
Что предлагается в законе?
Проект преследует несколько основных целей. В частности, признает Россию оккупантом отдельных территорий Донецкой и Луганской областей, переводит на северного соседа ответственность за причиненный ущерб, расширяет полномочия по применению Вооруженных сил в мирное время, позволяет перейти от АТО к "вооруженному отпору" РФ, создает новую военную вертикаль для организации такого отпора, которая получает полномочия, похожие на те, которые предоставляются при введении военного положения, позволяет перемещать товары через линию разграничения (перечень последних должен определить Кабмин).
Несмотря на требования оппозиционных фракций "Самопомочи", "Батькивщины", а также отдельных представителей президентской фракции, в частности, представителей крымско-татарского народа Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева, принять нормы, которые бы касались, не только оккупированных территорий Донбасса, но и Крыма и Севастополя, документ только формально вспоминает об оккупации Крыма Россией в преамбуле, и фактически не несет никакой законодательной нагрузки по поводу украинского полуострова.
Не удалось депутатам и дожать коалицию, чтобы установить дату начала оккупации Донбасса. Предлагалось, чтобы такой датой числилось 20 февраля 2014 года, когда началась оккупация Крыма. В преамбуле документа есть лишь ссылка на закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины", в котором упоминается 20 февраля как начало оккупации Крыма.
Так называемые "ЛНР" и "ДНР" теперь определяются как оккупационная администрация Российской Федерации. Границы оккупированных территорий теперь будет устанавливать президент Украины на базе представления Минобороны по предложениям Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ). До принятия нового закона это делал парламент.
Появляется и новое понятие - "границы зон безопасности". Это территории, прилегающие к району боевых действий. Однако определять их будет не президент, как с оккупированными территориями, а начальник Генерального штаба ВСУ по представлению командующего объединенных сил. В таких зонах безопасности будет действовать особый порядок, который будет предоставлять специальные полномочия органам сектора безопасности и обороны.
Противодействие российской агрессии вместо "антитеррористической операции" теперь будет носить длинное и неудобное название "обеспечение национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях". Указы о начале и завершении таких действий будет выдавать президент.
Устанавливать факт, что войска России выведены с территории Украины, также будет президент Украины на основании совместного представления министра обороны и министра внутренних дел.
Ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный государству, органам государственной власти и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам Украина перекладывает на Российскую Федерацию. Также Россия, как государство-оккупант, обязана обеспечить защиту прав гражданского населения и создать необходимые условия для его жизнедеятельности.
Украина не признает ни один документ, который был выдан оккупационной администрацией на Донбассе, кроме документов о рождении и смерти, а за физическими и юридическими лицами, которые получили статус внутренне перемещенных лиц или остались проживать на оккупированной территории, остаются все имущественные права.
Лица, участвующие в вооруженной агрессии или привлеченные к участию в оккупационной администрации России, будут подпадать под уголовную ответственность.
Стратегическое руководство работой органов сектора безопасности и обороны (ВСУ, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки, Государственной службы специальной связи и защиты информации, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы, Управления государственной охраны, Государственной специальной службы транспорта, Министерства внутренних дел, Национальной полиции, военной прокуратуры) в зоне боевых действий и зонах безопасности будет осуществлять Генеральный штаб ВСУ.
Руководство силами и средствами органов сектора безопасности и обороны будет осуществлять командующий объединенных сил, который назначается президентом по представлению начальника Генерального штаба. Командующий объединенных сил реализует свои полномочия через Объединенный оперативный штаб ВСУ.
Командующий объединенных сил может ограничивать въезд и выезд лиц с временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей в случае угрозы их жизни и здоровью.
Разрешается также перемещения товаров на и с временно оккупированных территорий, однако только через контрольные пункты въезда-выезда. Такой порядок перемещения товаров должно установить правительство. В оппозиционных фракциях парламента это называют фактическим восстановлением торговли с оккупированными территориями, которая сейчас запрещена решением СНБО от февраля прошлого года.
Во время отпора вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, разрешается ограничениe прав человека. Так, к примеру, органам по обеспечению мероприятий национальной безопасности и обороны разрешается:
- применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства к лицам, совершившим правонарушения, которые препятствуют выполнению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны или из-за несанкционированного проникновения в район осуществления указанных мероприятий; задерживать и доставлять в Нацполицию таких лиц;
- проверять документы, а в случае их отсутствия - задерживать людей;
- осуществлять досмотр граждан, их вещей, транспортных средств;
- временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах;
- проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам;
- использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям.
В случае, если вооруженная агрессия России будет выходить за пределы Крыма и ныне оккупированных Донецкой и Луганской областей, для ее остановки разрешено привлекать и использовать в любое время и на любой части территории Украины силы и средства органов сектора безопасности и обороны (ВСУ и других военных формирований).
Следовательно, по этому закону Рада одобрила все потенциальные указы президента на применение ВСУ и других военных формирований для отпора вооруженной агрессии в Луганской и Донецкой областях. Напомним, ранее предусматривалось, что сначала президент издает соответствующий указ, а потом парламент его утверждает.
Также в законе акцентируется внимание на том, что разрешается применять Вооруженные силы в мирное время, поэтому для их использования не требуется вводить военное положение. Кроме того, отмечается, что антитеррористическая операция может осуществляться параллельно и одновременно с отпором вооруженной агрессии.
Важно отметить, что в редакции профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны предлагалось дать разрешение СБУ прослушивать телефоны и считывать информацию из социальных сетей всех граждан Украины в случае угрозы террористического акта или осуществления отпора российской вооруженной агрессии. Однако соответствующая правка была провалена в сессионном зале.
Также было отменен судебный сбор для граждан Украины, когда те будут судиться с Россией для возмещения морального или материального ущерба.
Как голосовала Рада
История с принятием проекта должна была закончиться еще во вторник, 16 января. Однако за целый сессионный день депутаты смогли рассмотреть только чуть больше половины поправок, а их было около 700. Коалиция обвиняла в затягивании процесса оппозицию - "Батькивщину" и "Самопомич", которые требовали рассмотрения всех их предложений. Оппозиция утверждала, что на самом деле у коалиции нет голосов, и, в первую очередь, в президентской фракции БПП нет желания голосовать за проект. Тогда же источник в "Народном фронте" допускал в разговоре с РБК-Украина, что в случае провала законопроекта рассматривается вариант отправить документ на повторное второе чтение. Однако еще в понедельник на заседании фракции лидер НФ Арсений Яценюк сообщил своим депутатам, что в БПП заверили, что дадут 120 голосов. Как видим, обещание было соблюдено.
Еще во вторник утром парламент посетил Яценюк. Для его партии вопрос признания России оккупантом был одним из приоритетных, так как НФ развернул масштабную пиар-кампанию по этому вопросу. Должен был быть и президент, к приезду которого в парламенте началась подготовка, однако в БПП рассказали, что гарант свои планы изменил.
У оппозиции (в частности, у "Свободы", "Батькивщины", "Самопомочи"), на самом деле, было четыре основных замечания. Во-первых, они требовали, чтобы БПП и "Народный фронт" согласились установить дату оккупации территорий Донбасса 20 февраля 2014 года и апеллировали к тому, что отсутствие такой даты нивелирует шансы Украины выиграть иски против России в международных судах. Во-вторых, требовали, чтобы законопроект регулировал не только вопрос оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, но и Крыма. "Нельзя их разделять, потому что разделение это была история Путина, "Минска", - говорит представитель "Батькивщины" Алена Шкрум.
В-третьих, депутаты требовали убрать из текста документа норму о "перемещении товаров" с и на оккупированные территориях. Это они называли "замаскированной торговлей". "Мы не можем, как парламент, отдать такой важный вопрос на откуп Кабинету министров. Потому что это коррупциогенный фактор. Это ручное управление. Торговать с оккупантом в промышленных и коммерческих масштабах - это значит финансировать его и работать против себя", - объясняет депутат от "Самопомочи" Татьяна Острикова. Как в "Самопомочи", так и в "Батькивщине" предлагали четко прописать в законе, какие товары можно перемещать через линию разграничения. К примеру, гуманитарные грузы, предметы первой помощи, воду и тому подобное.
В-четвертых, депутаты оппозиции выступали против расширения полномочий президента. К примеру, против того, чтобы президент устанавливал пределы оккупированных территорий и мог вводить вооруженные силы без дополнительного согласования Рады. "Именно наличие этой формулы предотвратило в свое время ту возможность, что Янукович в свое время планировал использовать Вооруженные силы для разгона Майдана. Даже тот парламент, подконтрольный Януковичу, ему в этом отказал. Мы выступаем категорически против того, чтобы предоставлять президенту согласие заранее, априори, на использование им Вооруженных сил", - говорит Острикова. Требовали в "Самопомочи" и отмены Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ, так как Россия не выполняет условия договора только уже тем, что ввела танки на территорию Украины, однако соответствующая правка не нашла поддержки в зале .
До последнего на уровне слухов в кулуарах Верховной Рады ходила информация, что БПП собирается с голоса вносить правку, которая бы прямо или косвенно касалась "Минска". Но этого так и не произошло.
Не под запись в "Народном фронте" отрицали, что установление даты оккупации является важным вопросом для судебных процессов. "Каждое село было оккупировано отдельно, поэтому мы не можем определять дату оккупации. Наоборот, мы будем иметь проблемы в судах, если установим единую дату оккупации", - сказал РБК-Украина один из руководителей фракции. Секретарь комитета по вопросам нацбезопасности и обороны, представитель БПП Иван Винник с трибуны парламента заявил, что объединять вопрос оккупированных Крыма и Донбасса не нужно потому, что оккупация Крыма уже регулируется отдельным законом.
Отрицают в коалиции и возможность восстановления торговли с оккупированными территориями. "Ни слова о торговле там не идет. (Это, - ред.) Перемещение товаров тех людей, которые перевозят их. Все вопросы, связанные с торговлей, уже наложены решениями СНБО или будут регулироваться исключительно Кабинетом министров", - пояснил замглавы фракции НФ Андрей Тетерук. Он также считает необоснованными претензии по поводу любых возможных злоупотреблений президентом по применению Вооруженных сил. "Речь не идет об узурпации власти, речь не идет об использовании Вооруженных Сил Украины против украинского народа. Речь идет исключительно в контексте отпора вооруженной агрессии Российской Федерации", - добавил депутат.
Один из собеседников в группе "Видродження", которая дала только один голос поддержки законопроекту, пояснил изданию, что не будет голосовать за проект, потому что им фактически вводится военное положение. "Как проводить выборы в зоне вблизи АТО? Будет применяться админресурс, чтобы голосовали правильно. А нет - то расстреляют", - говорит собеседник.
Официально во вторник, 16 января, ни в "Батькивщине", ни в "Самопомочи" не были готовы говорить, как будут голосовать. "На самом деле, мы пока держим интригу, но будем голосовать, потому что Тимошенко обвинят в работе на Россию", - сказал один из собеседников в "Батькивщине" еще в обед 16 января, в первый день рассмотрения вопроса. Впрочем, самой Тимошенко в парламенте не было ни 16, ни 17, ни 18 января.
"Если мы будем понимать, что они хотят его завалить, а потом сказать, что это произошло из-за "Самопомочи", то мы этого не допустим. Мы сейчас в перерыве пообщаемся с коллегами из "Воли народа", "Видродження". Если мы поймем, что группы дадут голоса, так пусть принимают своими силами", - сказал собеседник в "Самопомочи" также 16 января. Радикальная партия Олега Ляшко заверила о своей готовности поддержать проект еще в первый день рассмотрения. Что касается "Оппозиционного блока", то там неоднократно настаивали на внесении правки, которая касалась бы "Минских соглашений". И дали понять, что поддерживать президентский проект не будут.
Уже на вечернем заседании во вторник стало понятно, что голосование переносится на четверг, ведь депутаты рассмотрели только чуть больше половины поправок. Примечательно, что по состоянию на 17:00 в зале не было около половины президентской фракции.
Вчера, 18 января, Раду снова с самого утра посетил Арсений Яценюк. А через полтора часа после начала рассмотрения проект был принят. Что удивительно, голосами пяти фракций: БПП, НФ, Радикальной партии, "Батькывщины" и "Самопомочи". Несмотря на то, что две последние требовали объявить перерыв перед голосованием, чтобы ознакомиться с текстом проекта, потому что не могут голосовать, не понимая окончательной редакции. Спикер Андрей Парубий отклонил такое предложение, но соратники Тимошенко и Садового все равно отдали свои голоса.
"Самопомич" поддержала решение, которого она требовала на протяжении двух с половиной лет - признание факта российской оккупации. Это решение является критически важным для Украины. Триста лет мы воюем с Россией. Триста лет мы не могли сказать, что Россия является оккупантом. Мы боялись это сделать", - коротко объяснила позицию фракции вице-спикер Оксана Сыроид. Вместе с тем, она продолжала настаивать, что в проекте заложен ряд негативных вещей. "Нет никоим образом урегулированного факта войны с агрессором. Вместо принятия решения о введении военного положения и вместо принятия решения о применении Вооруженных сил Украины, принят очередной гибрид о мерах обороны, защиты, отпора. Гибридное решение, которое ставит под угрозу и продолжает эту угрозу… каждому военнослужащему потому, что оно ничем не лучше, чем АТО", - объясняет Сыроид.
Угрозой для страны депутат назвала и заложенную в проекте лазейку для осуществления торговли с оккупированными территориями под названием "перемещение товаров" и добавила, что, по ее информации, уже почти сформирован Объединенный оперативный штаб и есть лица, отвечающие за торговлю в этом органе.
Напомнил о своем присутствии в стенах парламента и лидер НФ Арсений Яценюк. "Сегодняшнее голосование продемонстрировало нашим западным партнерам четкую позицию объединенной украинской власти: Россия - агрессор. Мы не отдадим собственные территории. Мы не поддадимся на российский шантаж. И вы, как цивилизованный мир, должны сделать свой шаг – дожать Россию на принятие резолюции Совбеза ООН о введении миротворцев и восстановлении территориальной целостности Украины", - заявил Яценюк в кулуарах парламента после голосования. Причем напомнил, что его политическая сила отстаивает политико-дипломатический путь решения конфликта с Россией, а также принятие решения СБ ООН о введении миротворцев на Донбасс на условиях, выгодных Украине.
На вопрос, когда Совбез ООН может принять резолюцию, лидер НФ отправил корреспондента РБК-Украина к Порошенко. "Я думаю, что это президента Порошенко надо спросить. Он очень хорошо в этом разбирается", - отрезал политик.